All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анкета умственное развитие ребенка

Анкета "Интеллектуальное развитие детей"
тест (подготовительная группа) на тему

Булгурян Егисапет Амазасповна

Ответив на вопросы анкеты родители смогут оценить уровень интеллектуального развития своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
intellekt._anketa.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является интеллектуальное развитие детей. Поэтому необходимо Ваше участие в решении этой проблемы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

  1. Расшифруйте понятие «интеллект».___________________________
  1. Каким образом Вы способствуете развитию интеллекта Вашего ребенка?___________________________________________________

3. Как Вы реагируете на проявление любознательности ребенка?

4. Какие вопросы задает Ваш ребенок?

5. Самое любимое занятие Вашего ребенка. _____________________________________________________________

6. С кем из членов семьи ребенку интересно заниматься? _____________________________________________________________

7. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к книге, как источнику информации? Его любимая книга?________________________________

  1. Что Вы делаете для развития у ребенка психических процессов?

* Восприятия окружающего мира______________________________

* Развития мышления и речи __________________________________

* Развития памяти ___________________________________________

  1. В какие интеллектуальные игры Вы играете с детьми?

(Домино, лото, шашки, шахматы, пазлы, лего, настольно-печатные игры познавательного характера, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, игры-драматизации, ребусы, кроссворды, комиксы, компьютерные, видеофильмы). ( Нужное подчеркнуть )

10. Каким образом Вы поддерживаете эмоционально-положительное отношение ребенка к изучаемому материалу?______________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.

В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Доклад на тему: «Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей»

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Особенности речевого развития детей третьего года жизни. Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи детей третьего года жизни.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с.

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас.

«Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры» Развитие способностей детей посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.

Развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.Осново.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психодиагностика психолога в школе Анкеты Анкета по изучению развития ребенка

Анкета по изучению развития ребенка
Психодиагностика психолога в школе — Анкеты

1. Дата обследования .
2. Фамилия, имя ребенка .
3. Дата рождения: год. месяц . число.
4. Бытовые условия: общая площадь, занимаемая семьей . кв. м.,
число комнат . Отдельная квартира — общая малонаселенная квартира —
многонаселенная квартира ( сколько семей. сколько всего человек. ).
Ребенок имеет отдельную комнату — вместе с ребенком в комнате (количество
человек).
5. Материальные условия: низкий средний высокий

Сведения о родителях:
6. Год рождения: мать. отец.
7. Образование родителей:
мать.
отец.

8. Профессия в момент обследования:

мать.
отец.
9. Состав семьи (проживающих вместе).
10. Имел ли место распад семьи (да, нет), когда (ребенку было. лет),
причина.
когда появился отчим (мачеха).
11. Взаимоотношения в семье: хорошие — холодные — напряженные — частые
конфликты, ссоры.

12. Употребление алкоголя членами семьи: иногда — несколько раз в месяц —

несколько раз в неделю, без опьянения, с опьянением, с резкими изменениями
поведения (отец, мать).
13. Состояние здоровья родителей: мать (здорова), отец (здоров).
Наличие хронических заболеваний: туберкулез (о, м), ревматизм(о, м), язва (о, м),
холецистит (о, м), гипертония (о, м), астма (о, м), аллергия (о, м), повышенная
функция щитовидной железы (о, м), нервные заболевания (о, м), психические
заболевания (о, м), опухоль (о, м), просто “нервный человек” (о, м), имеются ярко
выраженные особенности характера ( например, очень впечатлителен, вспыльчив
и т.д.), какие . (о, м)
14. Наличие нервно-психических заболеваний или тяжелых характеров, а также лиц,
которым очень трудно давалась учеба в школе, среди родственников
со стороны матери.
со стороны отца.

Сведения о ребенке
15. Каким по счету родился.
16. Течение беременности: нормальное, тошнота, рвота ( до какого месяца.
сколько раз в день. ), белок в моче, отеки, повышенное давление, судороги,
обмороки ( на каком месяце. ), лежала на сохранении ( сколько
времени. ), травмы физические ( когда, что .
. ), нервные потрясения,
переживания ( какие. )
Инфекции : простудные заболевания с высокой температурой, без температуры,
отравления, краснуха, корь, скарлатина, другие инфекционные заболевания.
Протекали легко — тяжело — с осложнениями.
Резус крови у матери ( + — ), отца (+ — ), ребенка ( + — ), меры по поводу резус-
конфликта.
17. Роды: нормальные — преждевременные — переношенные — быстрые — “штурмовые”
( 1-2 часа от начала болей) — затяжные ( больше суток от начала болей)
Какого рода помощь оказывалась во время родов ( уколы, кислород, стимуляция,
наркоз, наложение щипцов, вакуум, ручное выведение, ручное отделение после-
да, другие виды).
18. Вес и рост при рождении.
19. Период новорожденности:
Ребенок родился с кожными покровами нормального цвета — красным — синим —
белым;
Закричал сразу — не дышал некоторое время — его хлопали — опускали в ванночку —
ему делали уколы, отсасывали слизь из носа — на коже лица и головы была
опухоль или кровоподтек;
Врачи говорили о родовой травме, асфаксии, слабости ребенка.
Положен к груди на. день. Сосал хорошо — слабо.
Была желтуха новорожденного — не было желтухи.
Был в первые недели и месяцы нормальным — очень вялым — беспокойным.
20. Врожденные пороки : вывих бедра — порок сердца — кривошея — косолапость —
шестилапость — косоглазие — парез ( слабость ручки, ножки).
21. Особенности развития в раннем детстве:
1) моторное развитие: голову держал с . месяцев, . лет
2) речь — отдельные слова до одного года — после года; фразы до полутора
лет — до двух лет — после двух с половиной лет.
Особенности речи в детстве : нормальная — заикание — нарушение в
произношении звуков ( до какого возраста).
22. Заболевания до одного года ( сколько раз):
грипп. простудные (ОРЗ, катар). ангина. воспаление среднего
уха (отит). воспаление легких . диспепсия. ложный круп. травмы
головы. судороги.
23. Заболевания после года ; в каком возрасте, как — легко, тяжело, с осложнениями
рахит. диатез. частые простудные заболевания. воспаление легких.
воспаление среднего уха(отит). язва. воспаление желчного пузыря.
желтуха. воспаление мочевого пузыря (цистит). воспаление почек.
Инфекционные заболевания : корь. краснуха. скарлатина. свинка.
ветряная оспа. дизентерия. хронический тонзиллит. туберкулезная
интоксикация.
Операции : по поводу аппендицита. хр. тонзиллита. другие (в каком
возрасте, как протекли).
Общий наркоз ( в связи с чем).
24. Состоял на учете у врача: инфекциониста- туберкулезника- окулиста- отоларинголога-
ревматолога- психоневролога-логопеда.
25. Где воспитывался обследуемый ребенок:
А) до трех лет: в семье- в однодневных яслях- в круглосуточных яслях- в доме ребенка;
Б) до школы : в семье- в однодневном саду- в круглосуточном детском саду.
В школе посещал группу продленного дня ( не посещал)
Занимался в специальной школе ( в какой).
Дома дополнительно занимался с педагогом .
26. Физическое состояние ребенка: неудовлетворительное, удовлетворительное,
хорошее.
Половое развитие ( для подростков)
У девочек: в каком возрасте начали формироваться грудные железы.
в каком возрасте появилось оволосение подмышечной области. в каком воз-
расте появилась первая менструация. были ли перерывы в менструальном
цикле более одного месяца ( да, нет), как часто. до какого возраста.
как протекает менструации ( боли, нарушения настроения, обильно, длительно)
У мальчиков: в каком возрасте стал ломаться голос. выступил кадык. появилось
оволосение подмышечной области. лица. возраст появления поллюций.
27. Аппетит: нормальный- повышенный- пониженный- избирательный.
28.Сон: засыпает быстро- засыпает не сразу; спит спокойно- спит чутко, беспокойно, бывают
ночные страхи, страшные сны, ходит во сне; просыпается легко- просыпается с трудом;
бывает сонливость днем, нуждается в дневном сне — не нуждается в дневном сне.
29. Настроение:
Преобладает хорошее — преобладает пониженное — ровное, преобладания не
отмечается;
настроение устойчивое-неустойчивое, легко меняется от незначительных причин
30. Поведение ровное, спокойное, уравновешен — неровное, бывает вспыльчивым,
капризным, при раздражении теряет самоконтроль — кричит, топает ногами,
дерется, повышает голос, может нагрубить, ударить; после обиды успокаивается
быстро, долго не может успокоиться.
31. Утомляется часто — утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок- от общения-
при умственных нагрузках.
при утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит,
нарушается сон, появляется раздражительность, физическая слабость, вялость.
32. Частые жалобы : головные боли. головокружения. повышенная потливость.
плохо переносит жару, плохо переносит езду в транспорте. повышенная обидчивость,
плаксивость. капризность. заикание. лишние навязчивые движения.
склонность к страхам. кусает ногти. мочится. ( днем ночью), тошноты. боли
в суставах. боли в животе. обмороки.
другие жалобы( кроме перечисленных).
33. Индивидуальные особенности поведения:
1. Общителен со всеми и активен в общении, сам выбирает друзей — в дружбе
пассивен, общается с теми, кто к нему обращается — мало общителен — избегает
общения.
2. Застенчив и робок — не смущается со знакомыми — раскован и смел в любой
обстановке.
3. Задирист, драчлив — первый не задирается, но может за себя постоять —
избегает ссор — труслив.
4. Ласков — не любит выражать свои чувства — холодный, неласковый, сухой.
5. Болтливый — охотно разговаривает, рассказывает — молчаливый.
6. Чрезмерно подвижен, быстр — двигательная активность умеренная — мало
подвижен; движения ловкие — движения неловкие.
7. Спокойный — легко волнуется — быстро раздражается — теряет контроль над
поведением — “нервный”.
8. Собранный, внимательный — рассеяный, невнимательный — внимателен только
при интересном занятии.
9. Самолюбив, склонен к борьбе за первенство — самолюбие не выражено.
10. Имеет любимое занятие (какое именно).
— всем любит заниматься понемногу — самостоятельно не может найти занятие.
11. Находчив, догадлив — с трудом находит нужный ответ.
12. Легко принимает решение сам, может его отстоять — склонен к сомнениям,
охотно принимает советы окружающих.
13. Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности — ответственен,
добросовестен — недостаточно ответственен.
14. Доброжелателен, справедлив — завистлив, мстителен.
15. Память хорошая — память плохая, забывчив.
16. Легко переходит от одного дела к другому, любит изменения обстановки —
с трудом переключается на новое дело, плохо привыкает к новой обстановке.
17. Учится отлично — хорошо — удовлетворительно — с трудом; самостоятельно —
нуждается в помощи; охотно — неохотно.

34. Воспитание в семье:
1. Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка.
2. С чьим мнением считается ребенок.
3. Как занимаются с ребенком.
4. Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного
выполнения просьб, решений старших — мягкое воспитание, уговоры, исполнение
желаний ребенка.
5. Наказывался ли ребенок, как, часто ли.
6. Как ребенок проводит свободное время: один — с товарищами — с родителями.
7. Дополнительные нагрузки у ребенка.

Интеллектуальное развитие

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок хорошо учился, ладил с родными и друзьями, построил серьезную карьеру и был счастливым человеком. Однако, одного хорошего воспитания для достижения этих целей недостаточно — Вам нужно приложить усилия для развития интеллектуальных способностей малыша.

Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным

Интеллектуальное развитие ребенка — многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Оно является важнейшей составляющей общего психического развития, подготовки ребенка к обучению и дальнейшей жизни.

Успешность развития интеллекта во многом зависит от систематичного интеллектуального воспитания.

Интеллектуальное воспитание — это целенаправленное и системное воздействие на ребенка с целью развития его умственных способностей. Соответственно, уровень интеллектуального развития зависит от действий воспитателей, учителей, друзей и, в большей степени, родителей.

Задача родителей дошкольников и школьников, стремящихся максимально развить интеллект своего чада, — создать максимально комфортные психологические и физические условия и периодически проводить занятия.

Что влияет на успешность развития интеллекта?

Степень развития умственных способностей ребенка зависит от ряда факторов:

  • наследственность — набор генов, полученных от родителей;
  • протекание беременности — прием лекарств, алкоголя, курение, болезни, эмоциональное состояние матери во время вынашивания ребенка;
  • образ жизни ребенка — возможность и стимулы его двигательной и познавательной активности;
  • темперамент и характер ребенка;
  • социальное окружение — влияние семьи, друзей, педагогов;
  • количество и качество дополнительной подготовки и развития ума;
  • психологическая обстановка.

Многие из вышеописанных факторов являются заранее определенными. Изменить их трудно, однако скорректировать их под силу каждому родителю.

Когда начать развивать ум малыша?

Так как протекание беременности — один из факторов, влияющих на становление умственных способностей ребенка, будущая мама может позаботиться о своем ребенке еще до того, как он появился на свет. Заложить основы будущего интеллекта помогут простые действия:

  • прослушивание спокойной классической музыки;
  • общение с малышом;
  • умеренная физическая активность;
  • сбалансированный рацион питания;
  • духовное обогащение матери.

В период младенчества и раннего детства родителям необходимо создать гармоничную психологическую обстановку в доме и регулярно общаться, играть с малышом.

Стоит помнить о том, что мышление тесно связано с движением. Не ограничивайте подвижность крохи: пусть младенец ворочается и ползает, подросший малыш ходит, взаимодействует с различными предметами, а затем и прыгает, бегает, занимается физкультурой.

Специальные занятия стоит начинать проводить с ребенком от 2 до 8 лет. В этом возрасте мыслительная и эмоциональная сфера находятся в стадии становления, а значит все затраченные Вами усилия принесут пользу детскому интеллекту. Занимайтесь с ребенком: играйте в логические игры, читайте ему книги, расширяйте кругозор и пополняйте словарный запас.

Этапы формирования мышления

Первый этап развития интеллектуальных способностей выпадает на 2-3 год жизни малыша. В это время стоит обратить внимание на словарный запас малыша. Чтобы его обогатить, родителям необходимо как можно чаще разговаривать с малышом и выразительно читать.

Также стоит поработать над основами логики, для этого малышу предлагают различные упражнения:

  • Знакомство с предметами различных размеров, формы, текстуры и материала. Ощупывая, покусывая, кидая и ломая их, ребенок постепенно осознает, что различные предметы имеют различные свойства.
  • Знакомство с запахами, вкусами и звуками. При этом у малыша развивается умение различать вкусы, запахи, звуки и присваивать определенные характеристики ряду предметов. «Яблоко имеет свою форму, свой вкус, свой запах, а роза выглядит, пахнет и ощущается совершенно по-другому.»
  • Формирование основ психики. Совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап наступает в 3-4 года. В этом возрасте просыпается «Я» ребенка: он осознает себя полноценной личностью, у которой есть свои мысли и планы. Не стоит препятствовать самостоятельности трехлетних малышей, пусть они проявляют активность и познают мир в комфортной для них манере.

Чтобы повлиять на умственные способности ребенка, родителям стоит:

  • поощрять инициативу ребенка. Пусть он делает обычные для Вас действия хуже и дольше, но он делает это сам и по собственному желанию — это важно.
  • давать посильные поручения. В это время можно приучать ребенка к обязанностям и ответственности за их выполнение.
  • относиться серьезно и внимательнок маленьким победам малыша. Понимание со стороны родителей позволит сформировать адекватный уровень самооценки ребенка.
  • развивать креативность и творческое мышлениеребенка. Пусть малыш рисует, лепит, играет на музыкальных инструментах — делает то, что ему по вкусу.

Третий этап проходит в 4-7 лет. Когнитивное развитие малышей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме, при которой они наиболее эффективно усваивают информацию. Настольные, компьютерные и подвижные, одиночные и групповые игры позволяют развить логику и повысить эрудированность в ненавязчивой обстановке.

В этом возрасте необходимо увеличить акцент на общении с друзьями, родственниками, знакомыми — это позволит развить социальные умения ребенка. Помните: развитие интеллектуальных и социальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

Способы развития интеллектуального потенциала

Развитие интеллекта у дошкольников можно осуществлять с помощью различных методов. Наиболее привычными методами считаются игры: шашки, шахматы, настольные игры-ходилки и т.д. Они направлены непосредственно на умственное напряжение, а значит позволяют получить видимый результат достаточно быстро. Единственный минус — быстрая утомляемость ребенка, к которым они приводят.

Чтобы сменить занятие и при этом не прекратить формирование интеллекта, предложите ребенку творческие занятия. В процессе рисования, лепки, конструирования и украшения развивается креативность, внимание и усидчивость.

Также отличной альтернативой может стать чтение. Читая, ребенок учится выстраивать абстрактные образы, без опоры на какие-либо органы чувств. К тому же регулярное чтение позволяет развить эрудированность и расширить словарный запас.

Тренировать мозг можно, и отвечая на вопросы викторин, разгадывая загадки, справляясь с головоломками. Сделайте кроссворды, ребусы, лабиринты, шарады — своим общим хобби.

Игры для развития интеллекта

Ведущий вид деятельности дошкольников и младших школьников — игра. Соответственно, занятия в игровом формате будут восприниматься в разы легче и позитивнее. Мы предлагаем Вам игры, которые позволят развить все сферы интеллекта.

Кто пропал?

Простая игра, в которой ребенку сначала нужно запомнить несколько предметов (стоит начинать с 3-4), а затем указать выбывший предмет.

Например: положите перед малышом 4 игрушки: медведь, кот, собака и заяц. Попросите ребенка назвать все предметы, а затем отвернуться. Когда ребенок не будет смотреть, уберите одну игрушку и попросите его назвать пропажу.

С помощью такой нехитрой игры Вы сможете не только развить внимательность и память, но и изучить цвета, формы, названия предметов, животных и растений. Постепенно игру стоит усложнять: использовать все больше предметов; не убирать вещи, а менять их местами; проводить игру без предупреждения и т.д.

Моя большая сумка

Игра, в которой ребенку необходимо оценить цель поездки и выбрать наиболее важные предметы для ее осуществления. Позволяет развить логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность.

Например: положите перед ребенком большую сумку и сообщите, что любимая игрушка хочет навестить бабушку/сходить в магазин/в школу/поиграть с друзьями и т.д. Ребенку нужно помочь игрушке собрать сумку и положить туда только 5 вещей (число предметов в сумке должно быть ограничено). Собирая багаж малыш должен объяснять свой выбор, вести счет упакованным предметам и аккуратно собирать сумку.

Поиски клада

Эта игра станет настоящим приключением, которое поможет получить навыки ориентации в пространстве и внимания.

Например: спрячьте интересный предмет в доступном для ребенка месте и предложите ему найти «клад». Для этого он должен исполнять Ваши команды, построенные по типу: «Сделай два шага вперед!», «Повернись направо!», «Загляни под стол!» и т.д.

Усложнять эту игру можно бесконечно: добавляйте на пути малыша загадки; предлагайте идти не по Вашим командам, а ориентироваться по карте; предложите нарисовать карту самостоятельно под Вашу диктовку и т.д.

Буква в гостях

Отличная возможность надолго занять ребенка и познакомиться с алфавитом, развить навыки чтения.

Например: посвящайте каждый день определенной букве алфавита. Читайте про нее сказки, находите ее в тексте, разговаривайте только словами, начинающимися на эту букву и т.д. Наибольший эффект можно достичь, если привлечь к игре всех членов семьи.

Найди лишнее

Предлагайте ребенку различные наборы предметов, чтобы он выбрал среди них один лишний. Главное — обосновывать свою точку зрения, так как достаточно часто правильных ответов может быть несколько. Игра позволит развить логику, знания об окружающем мире и словарный запас.

Постепенно можно предлагать ребенку найти общие характеристики у разнородных предметов, постепенно предлагая все более необычные комбинации.

Как мы можем помочь?

Чтобы развить интеллектуальные способности ребенка, с ним нужно регулярно заниматься, ежедневно придумывать самые неожиданные и интересные занятия, включаться в игру. К сожалению, многие родители не могут уделить своему малышу достаточно внимания. Если Вы находитесь в такой же ситуации и желаете дать максимум своему ребенку, Вы можете обратиться в детскую студию «Поколение». Здесь с Вашим малышом будут заниматься опытные педагоги, психологи и логопеды — мы позаботимся о том, чтобы максимально развить способности ребенка.

Анкета для родителей по выявлению интересов и способностей обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Просмотр содержимого документа
«Анкета для родителей по выявлению интересов и способностей обучающихся.»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке — "-"; если нравится -"+"; очень нравится — "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вашему ребенку . "

решать логические задачи и задачи на сообразительность;

читать самостоятельно (слушать, когда читают) сказки, рассказы, повести;

играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

читать (слушать, когда читают) рассказы о природе

делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу)

играть с техническим конструктором;

изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

играть в спортивные, подвижные игры;

руководить играми детей;

ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

ходить в магазин за продуктами;

читать (когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

ухаживать за домашними растениями;

помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

участвовать в постановке спектаклей;

заниматься спортом в секциях и кружках;

помогать другим людям;

работать в саду, на огороде, выращивать растения;

помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника;

физкультура и спорт;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

Определение объема внимания

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания – 101, 102, 103 и т.д. Работу начинать по команде экспериментатора».

Для определения объема внимания использовался тест представленный на рисунке

Программа "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста"

“Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста”.

Является подпрограммой основной программы “Одаренные дети” МБОУ “ средней общеобразовательной школы №5”.

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №5”.

Основные разработчики программы:

Педагог-психолог Родикова Людмила Волдемаровна.

    Актуальность проблемы
  • Научно методологическое и методическое обоснование
  • Концепция программы
  • Цель
  • Задачи
  • База экспериментальной деятельности (нормативно-правовая основа программы; контингент потенциальных участников программы; требования к материально-технической и информационной оснащенности учреждения для реализации программы).
  • Ожидаемые результаты

III. Список литературы.

1. Актуальность проблемы

Выступление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева “Наша новая школа – возможные альтернативы” обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изодеятельности и т.п.) родителей.

2. Научно-методологическое и методическое обоснование

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти и исследования чрезвычайно разнообразны.

Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности (работы А. Бине, Э. Клапареда, Ч. Спирмена, В.Штерна и др.) которая проявляется при решении самых различных задач.

Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей. Одаренности и их развития у детей. Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития (А.Брай, П.Торренс, Д.Харрингтон и др).

Результаты этих и дальнейших исследований легли в основу создания концепций развития детской одаренности, которые включали в себя рассмотрение как интеллектуальных, так и личностных показателей (Дж. Аткинсон, Б.Блум, Дж. Рензулли).

Наряду с общей умственной одаренностью рассматривались и различные виды детской одаренности: музыкальная, математическая, социальная, физическая и др. Были созданы разнообразные классификации детской одаренности (Г.Гарднер, Д.ДеХаан, М.Китано, Д.Корби, Р.Хэвирхест и др.)

Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, в.Д. Шадриков и др.)

В отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена, с одной стороны, работами, посвященными изучению способностей в различных видах детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, И.А.Бурлакоза, Л.А.Венгер, И.П.Ищенко, А.М. Матюшкин, Н.Н.Подъяков).

Естественно, что разнообразие теоретических моделей и подходов к пониманию сущности и возможностей развития детской одаренности приводит и к разнообразию методов ее выявления и построению стратегий образовательной работы с одаренными детьми. При этом выявление детской одаренности является первым звеном в любой работе с одаренными детьми.

При выявлении одаренности используются самые различные методики.

Чаще всего для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда – Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надежным показателем детской одаренности. Поэтому, при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др)

Примером диагностической системы, основанной на исследованиях отечественных психологов, является система, в основу которой легла концепция умственного развития, разработанная Л.А.Венгером и его сотрудниками. Эта концепция базируется на теоретических положениях и результатах исследований Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и других. Основной единицей умственного развития считается ориентировочное действие, которое совершается с помощью существующих в культуре средств умственной деятельности. Ориентировочные действия направлены на изучение предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений.

Что касается развития мышления ребенка, то в многочисленных исследованиях (А.В. Запорожец, Г.И.Минская, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков) было показано, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различие между ними состоит в характере действий, выполняемых ребенком с заместителями разных видов.

Что касается творческих способностей дошкольника, то они проявляются в определенных действиях воображения (исследования а.И.Булычевой, О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкой и др.) К ним, прежде всего можно отнести следующие действия “опредмечивания”, когда ребенок на основе отдельной детали создает целостный образ предмета действительности. Позже дети овладевают действиями “детализации”, когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями. И наконец к старшему дошкольному возрасту дети осваивают действия “включения”, когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Итак, целостное умственное развитие ребенка характеризуется вполне конкретным содержанием его интеллектуальных и творческих способностей. Поэтому диагностическая система изучения умственного развития ребенка должна включать в себя стандартизированные методики (опробованные на большом количестве детей и материалы которых статистически обработаны) и не стандартизированные (не прошедшие соответствующей процедуры). Последние в основном позволяют отнести полученные ребенком результаты к определенному уровню выполнения задания. Число уровней и их характеристика для данного возраста устанавливаются разработчиком методик. Вторая группа диагностических методов направлена на выявление особенностей умственного развития и достижений ребенка в той или иной образовательной ситуации. Подобную диагностику можно назвать педагогической. Она основана на образовательном подходе к анализу развития ребенка, которое рассматривается в контексте прохождения определенной программы обучения.

Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одаренности, в ее содержании. Некоторые типы одаренности педагог знает и хорошо видит, а другие – не только не видит, но и активно отрицает.

Типы одаренности, которые легко увидеть.

1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

  • когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
  • высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.

Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.

3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, — это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.

7. Концепция Программы (схему № 5 см. выше)

Программа “Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста” является подпрограммой основной программы “Одаренные дети” МБОУ “Средней общеобразовательной школы №5” г. Югорска.

Для определения цели и уточнения задач необходимо рассмотреть ступени развития способностей, одаренности и таланта. Схематически это можно представить так: (схема №1).

Одаренность можно различать по широте проявлений, по типу предпочитаемой деятельности, по интенсивности проявлений, по темпу психического развития, по возрастным особенностям проявления схема №2.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Роль окружающей среды в развитии ребенка
Ссылка на основную публикацию