All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое интенсификация развития ребенка

Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ

Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОО групп компенсирующей и комбинированной направленности, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ).

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.

Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность обучения. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это дает возможность для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения. Познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.

По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление. Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов. Таким образом, удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности, а также повысить темпы обучения. Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.

— Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.

— Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса.

Одним из приёмов интенсификации процесса обучения может служить «гимнастика мозга», разработанная психологом Полом И. Деннисоном.

«Гимнастика мозга» — это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, дополненные разработками нейропсихологов. «ГМ» снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.

«Гимнастика мозга»помогает осуществлять следующие задачи:

• Оптимизация деятельности мозга.

• Гармоничное развитие двухполушарного мышления.

• Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

• Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.

• Развитие способностей к обучению и усвоению информации.

• Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.

• Восстановление работоспособности и продуктивности.

• Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

• Формирование абстрактного мышления.

Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Читайте так же:
Упражнения для развития ребенка с умственной отсталостью

Помимо «ГМ», эффективно будет использовать упражнения с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению, освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на развитие психических процессов дошкольников. Игры с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы можно взять из книги «Мяч и речь» Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.

Материал для создания буклета «Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ».

Одним из методов интенсификации обучения у детей с ОВЗ являются игры с мячом. Они известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Последние три года, углубленно работая в этом направле-нии, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с ОВЗ: они освобождают детей от утомительной, неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Все это является необходимыми предпосылками для выработки у детей правильных учебных навыков. Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы в Вашей работе.

«Ну – ка мяч скорей бросай и животных называй»

Игра с мячом «Я знаю три названия животных» (цветов и т. д.

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Игра с мячом «Кто как разговаривает»

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Игра с мячом «Скажи ласково»

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Игра «Тихо — громко»

Игра «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова»

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков — называй»

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

В настоящее время у детей наблюдаются массовое недоразвитие зубочелюстной системы, причиной которого являются издержки семейного воспитания (когда дети долгое время пьют из бутылочки, едят перетёртую пищу и т. д.). Это может привести к задержке развития ребёнка. В последнее время в коррекционной работе вместе с артикуляционной гимнастикой мы стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет.

Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Читайте так же:
Моторное развитие ребенка дошкольного возраста

2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.

3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.

4. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.

6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»).

Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта. Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.

2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.

5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.

6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.

7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

И. М.Сеченов: «Всякое ощущение по природе смешанное, к нему обязательно примешивается мышечное, которое по природе является более сильным».

Активная артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой (Архипова Е. Ф.) -это система упражнений для органов артикуляции. Цель активной гимнастики — улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

Использование приемов тактильно-кинестетической стимуляции для автоматизации звуков по методике Архиповой Е. Ф. Основой данной методики является включение пальцевых упражнений, выполняемых на колючем коврике.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактические игры для обучения детей математикеДидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.

Картотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5–6 летКартотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5–6 лет Картотека дидактических игр для обучения детей порядковому счету для 5-6лет. Порядковые числительные это числа, слова, обозначающие место.

Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языкуКомпьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Читайте так же:
Шкала умственного развития ребенка

Пособия для обучения детей грамоте ко Дню Алфавита на МAAMПособия для обучения детей грамоте ко Дню Алфавита на МAAM Пособие «Наши помощники — Звуковички» — самодельное пособие помогает в игровой форме формировать у детей представления о буквах Алфавита,.

Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса школы

Падкина Елена Алексеевна

Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую производительность. «Интенсификация» означает усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности.
Интенсивный метод обучения проектируется, как правило, следующим образом, а именно, в традиционный метод обучения вносятся какие-либо новшества, позволяющие добиться за один и тот же отрезок времени более высоких результатов.

Или, в другом случае, традиционный метод обучения заменяется полностью или частично более совершенным методом обучения. При интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психолого-педагогической и других наук.

Среди этих новшеств могут быть:

— грамотное научно обосно­ванное построение процесса обучения по этапам, периодам, циклам, модулям и т.д.;

— широкое применение различных и, в первую очередь, новых технических средств обучения, т.е. компьютерные средств;

— использование активных игровых форм обучения;

постоянное развитие стремления обучающихся к творчеству, самообразованию, непрерывному совершенствованию;

— развитие и использование способностей учащихся к обучению с учетом их индивидуальных запросов и психологических характеристик;

— разработка и применение новых методик обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

— постоянное усиление мотивации и т.д.

Интенсификация процесса обучения, как и различные инновации, являются результатами научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Для достижения поставленных целей, по их мнению, интенсификация должна быть научно обоснована и управляема.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс в высшей школе элементов его интенсификации каждый педагог нуждается в специальной психолого-педагогической подготовке, т.к. в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, методики обучения и воспитания. Педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, иссле­дователя, пользователя и пропагандиста новых теорий, концепций.

Необходимость интенсификации учебного процесса в совре­менных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств, среди которых:

— социально-экономические преобразования, вызывающие потребность коренного обновления системы образования, методологии и метода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

— усиление гуманитаризации содержания образования, не­прерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и их составных частей, введения новых учебных предметов или разделов дисциплин, в свою очередь, требуют постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения;

— предоставление педагогу определенной самостоятельности в выборе новых программ, учебников, приемов и способов педагогической деятельности, ведения экспериментов и исследований (при постоянном их анализе и оценке компетентными экспертами н органами управления образованием);

— вхождение вузов в рыночные отношения и создание реальной ситуации их конкурентоспособности.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Читайте так же:
Половая формула развития ребенка

Информационные технологии предоставляют возможность:

· рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

· использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

· интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

«. в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

· создание единой информационной среды образовательного учреждения;

· разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.

· анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;

· формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.

Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся

Интенсификация процесса обучения: понятие и пути развития

Интенсификация процесса обучения – это применение современных технологий и новых подходов в организации учебно-воспитательной работы, способствующих повышению эффективности образования и достижению его целей и задач.

Интенсификация процесса обучения ориентирована на ускорение учебного процесса, что обусловлено быстрыми темпами социально-экономического развития общества, его информатизацией и научно-техническим прогрессом.

Интенсификация образовательного процесса реализуется двумя основными путями:

  1. Поиск способов сокращения разрыва между уровнем развития общества, его прогрессированием и содержанием образовательных программ. Развитие по этому пути требует принятие конкретного стандарта, способствующего уплотнению программы прохождения занятий в различных образовательных заведениях.
  2. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: пересмотр его методик и подходов, изменение содержания, использование новых методов и приемов в реализации различных направлений учебно-воспитательной работы.

Интенсификация образовательного процесса реализуется поэтапно. Она имеет конкретное целевое назначение, ориентированное на создание условий на каждом уровне системы образования для подготовки учащихся к дальнейшей ступени обучения и к уровню профессиональной подготовки по избранному направлению.

Читайте так же:
Во сколько месяцев можно сажать мальчиков: оптимальный возраст для присаживания

Интенсификация образования положительно влияет на развитие образовательной системы в целом. Она позволяет перестроить процесс обучения с формальной его организации к творческой ориентации.

Интенсификация процесса обучения реализуется по следующим направлениям:

  1. Ориентация учебного процесса на развитие у учащихся активной жизненной позиции, реализации творческого потенциала личности, развитие навыков самостоятельного взаимодействия с информационными ресурсами.
  2. Исследование потенциала интеллектуального развития учащихся и определение способов его активизации и развития.
  3. Разработка фундаментальных основ построения индивидуально ориентированного обучения.
  4. Разработка психологических основ построения группового интенсифицированного обучения в образовательных заведениях.
  5. Расширение мотивации учебной деятельности учащихся.
  6. Применение активных методов и форм организации обучения.
  7. Использование в образовательном процессе современных технологических средств и ресурсов.
  8. Расширение информативного объема содержания образовательной программы.

Готовые работы на аналогичную тему

Интенсификация процесса обучения дидактическими методами

Интенсифицировать процесс обучения т.е. сделать его более качественным и производительным, ориентированным на достижение целей и задач обучения максимально быстрыми темпами с минимальными ресурсными затратами, можно посредством применения более эффективных методов в учебно-воспитательной работе. Такие методы должны отвечать современному этапу развития общества, его потребностям, научно-техническому развитию, прогрессивным технологиям.

Важное значение в развитии интенсификации процесса обучения имеет применение дидактических приемов. К наиболее распространенным относятся следующие:

  1. Освоение больших объемов учебной информации;
  2. Эмоциональное насыщение учебной программы;
  3. Двуплановая направленность форм психической работы с учащимися;
  4. Применение игровых ситуаций в учебном процессе;
  5. Применение коллективной познавательной работы: создание проектов, деловые, ролевые игры;
  6. Использование направлений и форм организации проблемного обучения;
  7. Творческие приемы обручения, ориентированные на развитие творческого потенциала и креативного мышления учащихся;
  8. Личностно-ориентированный подход в обучении;
  9. Последовательная работа над достижением равномерного развития всех учащихся, независимо от их исходного уровня развития;
  10. Использование интерактивных средств обучения.

К основным дидактическим методикам, позволяющим реализовать интенсификацию процесса обучения относятся следующие:

  • Деловые игры.
  • Метод проектов.
  • Дифференцированное обучение.
  • Обучение в сотрудничестве.
  • Метод «портфеля учащегося».

Деловая игра как средство интенсификации процесса обучения

Применение дидактических игр в учебно-воспитательной работе имеет важный обучающий эффект. Игровая деятельность помогает развитию мотивации к познанию, снятию психологического напряжения учащихся и продуктивности усвоения образовательной программы.

Деловая игра – это метод имитации конкретной профессиональной роли или выполнения специальных действий учащимся для развития конкретного навыка, получения представления о том или ином виде деятельности.

Использование деловых игр позволяет:

  1. Сократить временные ресурсы освоение конкретной темы, курса или программы обучения в целом;
  2. Максимальному вовлечению учащихся в познавательную работу;
  3. Сокращению материальных затрат на организацию учебного процесса;
  4. Развивать целеустремленность и настойчивость;
  5. Развивать навыки предусмотрительности;
  6. Активизирует мыслительную работу, развивая логику и гибкость мышления;
  7. Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
  8. Развивать воображения и повышать инициативу;
  9. Развивать практические навыки в различных направлениях деятельности.

Использование деловых игр в учебном процессе хорошо тем, что они требуют проявления активности каждым участником игры и снимают разнообразные эмоциональные барьеры и психический дисбаланс, возникающий у учащихся в ходе учебного процесса.

Деловые игры помогают в ускоренном получении практических навыков. Тот опыт, который можно копить годами, можно получить в игре за более короткий временной промежуток – неделя, месяц.

Кроме того, игровая ситуация устроена таким образом, что она позволяет рассмотреть эффективность того или иного решения и изменить его в случае его неверности, отрицательного воздействия и т.д.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию