All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что умеет ребенок в 4 года в речи

Что должен уметь ребёнок в 4 года — нормы и способы развития

Что должен уметь ребенок в 4 года

Ощутимое различие в развитии детей до 3-х лет — нормальный процесс, не вызывающий опасений. Но когда малыш перерастает ясельный возраст, родители задаются вопросом: что должен уметь ребёнок в 4 года? Здесь важно вовремя заметить, если малыш по многим критериям не «успевает» за сверстниками. Корректировка процесса воспитания и обучения на этом этапе позволит максимально сократить отставание.

Критерии умственного развития четырёхлетки

Чтобы определить соответствие интеллектуального развития детей указанному возрасту, родители обычно руководствуются мнением науки по этому вопросу. Специалистами в области психологии и педагогики выработан определённый список того, что должен знать ребёнок 4−5 лет. Согласно этому перечню, он обладает следующими знаниями и навыками:

  • знает своё полное имя, а также ближайших членов семьи (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка);
  • может назвать домашний адрес;
  • ориентируется в простых геометрических фигурах, отличает квадрат от круга и треугольник от ромба;
  • понимает, что относится к общим словам: игрушкам, транспорту, птицам, посуде;
  • перечисляет основные профессии, названия животных, предметы мебели; знает друзей по именам;
  • различает, где право, лево, верх и низ;
  • раскрашивая картинки, старается не выходить за контуры;
  • способен пересказать короткую сказку;
  • собирает пирамидку, крупный пазл и конструктор;
  • может нанизать на толстую нитку крупные пуговицы и бусинки;
  • определяет время года по ряду погодных признаков;
  • различает день и ночь;
  • знает основные цвета;
  • может описать увиденный рисунок или игрушку;
  • строит диалог со сверстниками.

Игровая форма является оптимальной для проверки всех умений и навыков. Так, можно попросить малыша найти треугольник в предложенных фигурах, поднять правую руку, вспомнить лучших друзей по именам. Если он не смог справиться со всеми заданиями — не нужно отчаиваться. Это вполне объяснимо, когда с крохой в семье не занимаются или делают это очень редко. Рекомендуется снова пройти тест после нескольких недель регулярных занятий с малышом. Если он и в этот раз не осилит предложенные задания, нужна консультация детского психолога.

Раннее обучение

Максимальный интерес к познаниям характерен для развития ребёнка в 4 года. Мальчиков и девочек в этот период родители часто начинают готовить к школе. Мнение специалистов здесь склоняется в сторону раннего обучения, но пока лишь элементарным понятиям — что должен знать человек для общего развития.

Раннее обучение детей

В четыре года можно начинать изучение иностранного языка: крохе легко даётся запоминание и отличие привычных слов от иноязычных. А также в этот период оптимально обучаться буквам и счету (до десяти и более). Малыш уже способен сортировать предметы в зависимости от формы, размера, упорядочивать их от меньшего к большему (и наоборот), в представленном ряду найти «чужой» предмет.

Помимо различия геометрических фигур, четырёхлетний ребёнок уже «созрел» для решения лёгких головоломок, загадок, логических задач, а также подбора антонимов к словам (светлый — тёмный, большой — маленький).

Он без труда определяет, какая рука (нога) правая, а какая — левая. На рисунке может найти несоответствие и объяснить его с предложением верного решения. Из конструктора малыш сооружает несложные конструкции и уже лучше ориентируется в схеме его сборки.

Речевое развитие

В этом возрасте дети разговаривают очень активно, постоянно увеличивая запас слов. Речь строится не из отдельных фраз, а в виде связного текста с использованием придаточных предложений и однородных членов. Для речи ребёнка в 4 года нормой является выполнение следующих критериев:

  • чёткое произношение гласных и согласных звуков;
  • конкретные ответы на вопросы и логичное ведение диалога;
  • составление связного текста из 5−6 предложений;
  • описание рисунков (например, как выглядит игрушка), увиденного и услышанного;
  • различие интонации собеседника и использование её в своей речи;
  • разговор с использованием всех частей речи, в том числе: междометий, вводных и звукоподражательных слов.

Речь ребёнка в 4 года

Нормальным для этого этапа считается, если дети путают завтрак с обедом или ужином, а также неправильно оперируют понятиями «завтра», «вчера», «сегодня».

В произношении часто западают звук «р» и все шипящие. В остальном речь четырёхлетки должна быть понятна не только маме с папой, но и остальным окружающим.

Физическая форма

В 4 года у ребёнка сформирован не только характер, но и определённая физическая форма. В этом возрасте он крайне подвижен в попытках «протестировать» возможности своего тела.

Ежедневно малыш совершенствует навыки:

    быстрого бега;
  • лазания по вертикальной лестнице и спуска с неё;
  • прыжков в длину и высоту;
  • дальнего и точного бросания мяча в определённом направлении;
  • подтягивания на перекладине (с помощью взрослого);
  • преодоления препятствий на пути.

Многие спортивные секции принимают детей с четырёх лет. Занятия позволяют укрепить мышцы и направить энергию малыша на пользу для его развития.

Бытовые умения

Ребёнок должен помнить о необходимости регулярных гигиенических процедур: чистки зубов, мытья рук перед едой и после посещения общественных мест, контроля физиологических потребностей даже ночью. Некоторые крохи в этом возрасте осваивают унитаз вместо горшка. Дети едят сами с использованием столовых приборов и салфетки.

При выборе одежды для прогулки, малыш 4-х лет подбирает вещи, ориентируясь на погоду за окном, без труда может одеться и раздеться. Многие уже без ошибок надевают обувь на нужную ногу, различают, где у одежды передняя и задняя стороны.

Адаптация в коллективе

Дети могут подолгу играть в одиночестве, однако, интереснее для них в этот период игры с ровесниками. Они охотно общаются и знакомятся. Заметно преобладание ролевых игр и занятия, где можно проверить свою ловкость и физические навыки.

Развитие ребенка 4 5 лет

В 4 года малыш может выступить в роли актёра, сыграв несложную роль в импровизированном спектакле, рассказав со сцены стихотворение или спев песенку. Лучшим поощрением в этом случае будут овации и похвалы.

В этом возрасте происходит разделение игровых предпочтений по половому признаку: мальчиков влекут машинки и самолёты, девочки тяготеют к куклам и играм в «Дочки-матери». Они любят наряжаться в красивые платья и любуются мамиными украшениями. Мальчишки стремятся стать папиными помощниками: с интересом перебирают инструменты, помогают в ремонте автомобиля или техники.

Читайте так же:
Ребенка 4 года назад

Развитие малышей дома

Четырёхлетние детки уже отличаются усидчивостью и способностью концентрировать внимание. Этот период является идеальным для раннего развития. Не так много времени осталось до школы, и пора тренировать руку письменным навыкам. Лучше всего для этого — рисовать, такое занятие по нраву любому ребёнку. Важно «поставить» сыну или дочке руку для правильного держания карандаша, кисточки, фломастера или восковых мелков. Здесь пригодятся разнообразные книжки-раскраски и альбомы.

Развитие детей 4-х лет в домашних условиях должно сопровождаться упражнениями по тренировке мелкой моторики рук. Помимо подготовки детской ручки к письму, это благотворно скажется на речевом развитии. Инструментарий для этой задачи может быть разным: от пластилина и теста для лепки до пальчиковых красок, конструкторов и пазлов. Можно вместе с сыном или дочкой делать фигурки по технике оригами или поделки из папье-маше.

Развитие малышей дома

Следует уделять внимание развитию устной речи и тренировке памяти. Для этих целей подойдёт разучивание с детьми коротких стихотворений и скороговорок, чтение разных книг. Если у малыша есть проблемы с речью или произношением, необходимо посетить логопеда для определения причины проблем и способов их устранения. Хорошим упражнением для формирования речи является игра «Разные голоса», когда кроха произносит определённую фразу по-разному: тише, громче, быстрее, медленнее, тонким голосом или басом.

Чтобы правильно воспитывать и развивать четырёхлетнего ребёнка — нужно не мешать его познаниям, учить правильному общению со взрослыми, ровесниками, прививать нормы поведения вне дома, содействовать в раскрытии его способностей: музыкальных, художественных, артистических и других.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 годаЧетырехлетние дети крайне смышлены, подвижны и очень любопытны. Для них это время увлекательных открытий, радостей и огорчений, приобретение более углубленного представления об окружающем мире. Имея представление о том, что должен уметь ребенок в 4 года, родители имеют возможность корректно шлифовать новые умения детей, становятся для них главными учителями во многих ситуациях, в то же время, оставаясь любящими папой и мамой. Не стоит сильно давить на ребенка, нужно мягко развивать его в нужном направлении.

Особенности физического развития

Отличительной чертой четырехлетнего возраста является все более возрастающая двигательная функция, управление телом продолжает прогрессировать.

  1. У детей существенно укрепляется костная система, при этом у мальчишек более широкими становятся плечи, а у девочек – таз. Позвоночный столб по форме имеет полное соответствие с позвоночником взрослого. Поскольку интенсивно идет процесс окостенения, родителям важно обращать внимание на правильную осанку малыша.
  2. Помимо изменений пропорций тела, рост касается и черепной коробки – она составляет 4/5 своего финального размера, также укрупняются челюсти, начинают выпадать молочные зубки, заменяясь постоянными. Для этого периода характерно формирование скелетных мышц, поэтому рекомендуются физические занятия с малышом и массаж ручек, ножек.
  3. По мере того, как повышается сила маленького человека и его быстрота, выносливее становится и сердце малыша, поэтому он спокойно переносит более значимые нагрузки. Улучшается и моторика рук, пальчики становятся подвижными, благодаря чему осваивают новые манипуляции.
  4. Зрительные органы тоже совершенствуются – карапуз может рассмотреть мелкие детали. Развитие мозга позволяет автоматически запоминать и сравнивать вещи, события, делать выводы, оценивать собственную работу.

По своим физическим параметрам к четырехлетию малыш прибавляет в весе до 2000 г и вырастает на 7-8 см. Как правило, в таблице указываются средние значения для девочек и мальчиков этого возраста.

вес и рост ребенка в 4 года

Особенностями возраста, с одной стороны, являются ловкость, повышенная работоспособность, с другой быстрое исчерпание энергетических ресурсов, поэтому любые длительные физические занятия приводят к утомлению и раздражению. Это обусловлено отсутствием функциональных способностей организма к продолжительным нагрузкам, и, даже зная, что должен уметь в четыре года ваш ребенок, не стоит опережать события, изматывая его тренировками.

Детская психология в четыре года

Психологический аспект малыша – важная составляющая формирующегося характера. Понимая, что должен уметь делать четырехлетний малыш, родители могут избежать многих ошибок, связанных с воспитанием. Самое главное – обеспечить его необходимой информацией в объеме, который для него доступен.
По сути, малыш приходит к границе, разделяющей раннее детство и дошкольный возраст, и на этом переходном этапе ребенку свойственно драматизировать даже свои самые незначительные ошибки и неудачи. Это выражается в определенном пессимизме, уязвимости перед прямолинейностью родителей. Если до этого им двигали инстинкты, то теперь появление и утверждение осознанности заставляет ребенка испытывать стыд, печаль, разочарование. Если со стороны отца и матери нет понимания, а действия маленького человека не получили одобрения, он может по-настоящему расстроиться. Родители должны понимать, что, несмотря на вполне взрослые рассуждения, перед ними все тот же маленький ребенок и его по-прежнему нельзя надолго оставлять без внимания.
На рубеже четырех лет у малыша происходит формирование отношения к учебе и труду, а, играя, благодаря воображению, он создает сценарии из реальной жизни. Для него сейчас, как никогда до этого, важна собственная социальная значимость. Ребенок много общается, у него появляются друзья среди ровесников и взрослых. Возрастает интеллект, расширяется кругозор и лексикон ребенка.
Все эти аспекты должны учитываться родителями в их стремлении помочь малышу освоить новые для себя навыки.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Нельзя судить об отклонениях в развитии по какому-то одному направлению, ведь физическое, эмоциональное и психическое формирование личности тесно связаны.
Физическое развитие ребенка в 4 года предусматривает, что он может:

  • прекрасно сохранять центр тяжести при изменении темпа ходьбы или бега;
  • несколько секунд стоять на одной ножке;
  • подпрыгивать на 50-70 см в высоту;
  • быстро бегать, практически, не падая;
  • управлять трехколесным велосипедом;
  • передвигаться на двухколесном велосипеде с посторонней помощью;
  • не спеша передвигаться на лыжах;
  • довольно хорошо держаться на воде;
  • производить различные манипуляции с мячом;
  • запрыгивать и спрыгивать с возвышения.
Читайте так же:
Игры с ребенком от 1 года до 4 лет

Познавательные способности увеличиваются, в связи с ростом умственной деятельности, что помогает малышу:

  • быстро запоминать числа и буквы считать до 10;
  • изучать иностранные языки;
  • отличать родной язык от иностранного;
  • подбирать к словам антонимы;
  • разгадывать загадки и несложные головоломки;
  • узнавать не только простые, но и более сложные геометрические фигуры;
  • отличать правую сторону от левой;
  • сравнивать похожие картинки и находить на них несоответствия;
  • сооружать из деталей конструктора не только примитивные домики, но и ограды, мосты, высокие башенки.

Быстро возрастает словарный запас ребенка, теперь он может использовать в своей речи до 2000 и более слов, к тому же, это уже не обрывки фраз, а цельные предложения, иногда дополненные придаточными:

  • малыш может сделать речевое описание, состоящее из шести предложений;
  • согласные и гласные проговаривает более четко;
  • речь его отличается логичностью;
  • рассказывая что-то, ребенок использует все части речи, в том числе, вводные слова и предлоги;
  • не путает единственное и множественное число, женский и мужской род;
  • знает имена и отчества своих домочадцев;
  • при знакомстве называет свое имя, а также отчество и фамилию;
  • знает свой адрес, по которому проживает.

Что должен уметь ребенок в 4 года, относительно, моторной функции? Его мыслительные и речевые способности неразрывно связаны, поэтому теперь своими ручками он умеет делать многое:

  • координировать работу разных пальчиков при специальной гимнастике;
  • может заниматься нанизыванием бусинок на нитку;
  • грамотно держит в руках карандаш, ручку или кисточку;
  • делает из пластилина цветочки и несложные фигурки;
  • может проводить на бумаге более ровные линии, овалы и круги;
  • пользуется молниями и липучками при одевании и раздевании;
  • сам развязывает и завязывает шнурки;
  • пользуется ножницами.

Если регулярно тренировать память ребенка и проводить с ним занятия на концентрацию внимания, он может достигнуть следующих результатов:

  • по требуемому признаку самостоятельно находить похожие предметы;
  • собирать панно из пазлов, состоящих из 8-10 компонентов;
  • отыскивать и объяснять различия на одинаковых картинках;
  • точно повторять за взрослым целые фразы и предложения;
  • довольно быстро запоминать тексты песен, стихи, отрывки прозы;
  • удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь, семь минут подряд;
  • запоминать все, что произошло в течение недели;
  • повторять последовательность танцевальных или спортивных движений.

В возрасте четырех лет дети активно пользуются мимикой и жестами, ведь так они выражают свои эмоции.

Кроме того, теперь они способны:

  • признаваться в неправильных поступках и просить прощения;
  • сопереживать близким и родственникам;
  • выражать бурную радость при встрече с домочадцами;
  • узнавать настроение отца и матери, как и других людей, по выражению лица;
  • стесняться и замыкаться в себе при виде незнакомцев.

Важным является и домашнее воспитание, отношение к некоторым обязанностям ребенка, которые возлагают на него мать и отец. Что же надо уметь в 4 года девочке и мальчику?

  • помогать родителям во время уборки – малышу можно дать небольшую тряпочку для протирания стола или веник, чтобы он подмел остатки бумаги или рассыпанную крупу после занятий;
  • укладывать на свои места игрушки;
  • самостоятельно выбирать себе верхнюю одежду для прогулки и одеваться;
  • аккуратно использовать столовые приборы и посуду;
  • мыть за собой чашки и тарелки;
  • вытирать посуду;
  • полоть грядки и выносить сорняки;
  • поставить книги на полке в нужном порядке;
  • если волосики короткие, причесываться самостоятельно;
  • помогать накрывать на стол и убирать с него;
  • украшать вместе с мамой торты и лепить пирожки, булочки;
  • умываться, чистить зубки, пользоваться полотенцем без помощи взрослых.

Если это мальчик, уметь в 4 года он должен все, что и девочка, дополнительно он может помогать маме переносить вещи, своими руками зашнуровывать свои ботинки, убирать в шкаф свои штанишки, футболки и другие вещи.

Какие развивающие занятия необходимы

Чтобы помочь своим деткам правильно и всесторонне развиваться, мамы и папы могут использовать всевозможные дошкольные учебники, раскраски, специальные развивающие игры:

  • для формирования речи такие издания, как «Цветные буквы», «Учимся читать», азбуку для детей с красочными картинками, лото с буквами;
  • задания по математике можно находить в пособиях «Геометрические фигуры», «Учим ребенка считать», а также игры «Математика с игральными костями», «Ориентируемся в пространстве», «Цифры-раскраски», пазлы «Тройные цифры и счет»;
  • для развития памяти и внимания – программы «Развитие мышления», «Развитие памяти», карточки «Найди пару», раскраски для формирования логики, загадки Красноухова.
  • если родители решили обучать малыша иностранному языку, можно воспользоваться специальными карточками и пазлами с английскими буквами или пособием «Английский с Биг Маззи».

Для расширения речевых возможностей мама или папа могут заниматься с ребенком, давая ему следующие задания:

  • выполнять гимнастику для артикуляции;
  • уменьшать и увеличивать слова (слон – слоненок, домик – дом и другие);
  • попросить ребенка определить предмет по его описанию;
  • выучить слова песни;
  • выучить отрывок из детской книги или стихотворение.

Для моторики рук продолжаем заниматься сортировкой круп, камешков, бусинок, фасоли, выполнять различные манипуляции – открывать и закрывать бутылочки и баночки, завязывать более сложные узелки, рисовать заданные и воображаемые картины с помощью красок, карандашей, руками и кисточкой.
Расширять кругозор ребенка можно с помощью изучения домашних и диких животных, времен года. Хорошо, если малыш будет знать обобщающие понятия, такие как посуда, обувь, одежда, бытовая техника и многое другое. Все это пригодиться ему в жизни, и чем раньше он начнет понимать, как устроен быт и, собственно, сама жизнь, тем лучше для его формирования.
Психологи рекомендуют родителям сочетать разные виды деятельности, занимаясь с малышом. Уроки математики или изучение языка можно разбить на 15-минутные занятия с перерывами на физическую зарядку или активную игру. Так малыш будет меньше уставать и раздражаться, ведь пока еще ему очень тяжело усидеть на одном месте.

Основные правила, которых надо придерживаться:

  • никогда не навязывать малышу свое мнение;
  • не торопить, давать возможность полностью сконцентрироваться на своем деле и вникнуть в его суть;
  • наводить на мысль и давать возможность закончить работу самостоятельно;
  • проявлять доверие к инициативе ребенка и давать ему небольшие поручения, независимо от прошлого результата;
  • при отлично выполненном задании, обязательно похвалить сына или дочь, но не ругать, если что-то не получилось – это может отбить у них охоту делать это в будущем.
Читайте так же:
Ребенку 4 года в крови повышена соя

Зная, что должен уметь ребенок в 4 года, взрослым необходимо бережно относиться ко всем начинаниям своего чада и стараться выявлять наиболее значимые его достижения. Возможно, открывшийся в детстве талант станет когда-то для малыша главным приоритетом и будущей профессией, а значит, старания папы и мамы не прошли зря.

Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации. В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов. Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Речь ребенка 3-4 лет

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Нормы развития речи детей

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.

Особенности речи

Особенности развития речи в 3 года

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Отклонения в речевом развитии детей

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

Читайте так же:
Ребенку 4 года путает цвета

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Что должен уметь ребенок в 4 года?

Родителей, которые беспокоятся о развитии своих детей, интересует, что должен уметь ребенок в 4 года. В этом возрасте малышу важно гармонично развиваться — физически и психологически.

Ребенок

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

В четырехлетнем возрасте ребенок в состоянии самостоятельно подниматься и спускаться по вертикальной лестнице, играть с мячом (ловит его двумя руками, кидает об пол). Отмечается формирование навыка прыжков как в высоту, так и в длину.

Дети этого возраста быстро бегают и преодолевают небольшие препятствия (ступени, кочки, корни деревьев и проч.). В четыре года важно научить ребенка ходить по тонким брусьям, невысоким бордюрам, потому что в этом возрасте формируется координация движений.

В возрасте 4 лет у детей формируется мышечная масса и укрепляется костная ткань. Растущий организм требует активности, поэтому родителям следует поощрять спортивные игры ребенка, но необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок.

Умственное развитие в 4 года

Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.

Ребенок начинает запоминать больше информации в этот период жизни.

Математика

К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.

Нормы развития речи:

  1. Словарный запас увеличивается.
  2. Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
  3. Предложения преобладают простые.
  4. Нередко дети начинают придумывать новые термины.
  5. Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
  6. Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
  7. Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
  8. Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.

Речь ребенка

Окружающий мир

Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.

Изобразительное искусство

В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.

Конструирование

С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.

По заданной модели дети должны уметь складывать формы из деталей конструктора.

Познания в музыке

Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.

Читайте так же:
Ребенку 4 года стала всего бояться

Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.

Музыка и дети

Психическое развитие детей 4-х лет

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово «сам», они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

Внимание

В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:

  1. Концентрировать внимание на 5-15 минут.
  2. Повторять несложные действия в верной последовательности.
  3. Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
  4. Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).

Мышление

Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Память

Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.

Иностранные языки и ребенок

Ребенок должен уметь:

  1. Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
  2. Учить наизусть стихотворения.
  3. Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
  4. Запомнить несколько предметов и перечислять их.
  5. Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.

Эмоциональное развитие

В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.

Особенности эмоционального развития в этом возрасте:

  1. Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
  2. Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
  3. Различают эмоции, представленные на фотографии.
  4. Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.

Социальная адаптация

Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.

В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.

Мальчики больше времени проводят с папами и перенимают их хобби: увлекаются машинами, компьютерными играми и проч.

Бытовые навыки

В 4 года дети должны знать, как самостоятельно одеваться, есть, уметь понимать свои естественные потребности. Ребенок различает столовые предметы и делает правильный выбор при приеме пищи. Дети способны выполнять мелкие поручения по дому: убрать за собой посуду, сложить одежду в шкаф.

Режим и питание ребенка

Дети нуждаются в сбалансированном питании. Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие фрукты и овощи. По утрам рекомендуется кормить ребенка кашей, а на обед сочетать супы и мягкую пищу. Нельзя исключать воду из рациона ребенка.

В норме в организм должно поступать 0,5 л воды за день, в расчет не входят соки, чай, молоко и проч.

Пища и дети

Для сохранения здоровья ребенка минимизируйте сладкое. Разрешается употреблять конфеты и шоколад 1-2 раза в неделю. Вводить новую пищу нужно постепенно, чтобы не раздражать кишечник. Жареную и острую пищу лучше не предлагать или оставить ее на обед. На ужин не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей, иначе это нарушит пищеварение и сон.

Питание должно осуществляться не менее 3-4 раз в день, включая перекусы. Суточная калорийность рацион ребенка, не ведущего активный образ жизни, не должна быть меньше 1700.

Особое внимание уделяется сну. Нельзя исключать дневной сон продолжительностью 1,5-2 часа. Без режима сна нарушатся функции мозга, дошкольник будет уставшим, заторможенным и не сможет показывать тот уровень развитости, который характерен для его возраста. Старайтесь будить и укладывать спать в одно и то же время. Такой режим должен продолжаться до 5 лет.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

Нельзя предлагать детям такого возраста чрезмерные нагрузки. Лучшие занятия спортом — на свежем воздухе. Возраст подходит для того, чтобы научиться ездить на велосипеде, играть в подвижные игры с мячом. Можно отводить ребенка на 1 час в неделю в спортивную секцию.

Полезно в таком возрасте заниматься плаваньем, данный вид спорта приводит мышцы в тонус, помогает их формированию.

Шведская стенка — способ занять дошкольника. За счет того, что дети в этом возрасте гибкие и подвижные, они смогут быстро освоить упражнения, которые полезно выполнять для здоровья.

Обучение языку и логическому мышлению

За счет хорошей памяти дошкольник сможет быстро освоить иностранный язык. Обучение проходит в специальных центрах, где преподают педагоги в группах, либо на дому. Изучение языка происходит через игру и просмотр познавательных мультфильмов, поэтому ребенку интересно заниматься.

Родители могут сами преподавать иностранный язык, например, называя предметы сразу на нескольких языках.

Центры иностранных языков

Логическое мышление развивается благодаря решению ребусов, несложных загадок и задач. Настольные и развивающие игры, собирание конструктора — все это положительно сказывается на развитии логики. Существуют специальные образовательные программы, которые способствуют ускоренному и облегченному обучению ребенка.

Творческое развитие ребенка

Творческие навыки можно сформировать с помощью специальных игрушек: музыкальные инструменты, на которых можно сочинять музыку самостоятельно, доски для рисования с возможностью стереть написанное.

У детей в этом возрасте развита фантазия, поэтому им просто закончить начатое предложение или придумать небольшой сюжет на основе заданной ситуации. Походы в кукольные театры, на детские спектакли также положительно скажутся на творческом потенциале ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию