All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дневник наблюдений за развитием ребенка в детском саду

Наблюдения за детьми в течение дня

Утром пришла со слезами, в плохом настроении. С детьми не хотела играть, сидела на стульчике. На предложение пойти играть с детьми, спряталась в домик. После завтрака стала играть сама с куклой. После сна настроение улучшилось, девочка стала играть с игрушками.

С кем и во что играл

Эвелина играла с Миланой (собирали пирамидку, играли с кубиками, с Олей (рисовали)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

В игре девочка была спокойной, делилась игрушками.

Дети предлагали ей разнообразные игрушки, но она не реагировала на них.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На музыкальном занятии расплакалась, подошла к воспитателю, боится баяна

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Все время стоит или сидит рядом с воспитателем.

Эвелина ела хорошо, правильно держит ложку.

Засыпала долго, крутилась на кровати, пела песни

Приобрести музыкальные инструменты для игр, и перестать чрезмерно опекать ребенка.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла в хорошем настроении.Смотрит на себя в зеркало и говорит: «Я красивая». Взяла расческу и стала причесываться. В уголке ряженья надела шапочку и ходила в ней по группе.

С кем и во что играл

Играла с Ульяной (прыгали на больших мячах, с Соней (играли в настольные игры, с Сережей (катали мячики)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время свободной деятельности играла в разные игры, обследовала матрешку, собирала пирамидку.

В течении дня конфликтов не был, подошла к плачущему Артему, пожалела его, дала ему игрушку.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятие была медлительна, требовалось постоянное напоминание.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На замечания взрослых реагирует и убегает

Девочка кушала хорошо, любимое блюдо молочная каша.

Засыпала долго, сон не продолжительный

Предложить художественную литературу для чтения ребёнку.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Утром пришел в плохом настроении со слезами. Сразу спрятался в домике. Через время забрал у Руслана машину,принесенную днем раньше со словами: «Я еще не играл, отдай!»

С кем и во что играл

Играл с Ваней (строили из кубиков, играли в конструктор, с Вероникой (катались на качели)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время игр был спокойный, но если его кто – то случайно затронет, сразу начинает плакать, идет жаловаться

Свои игрушки никому не дает играть, сразу убегает.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии сидел, ничего не хотел делать. После сна самостоятельно не одевался.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На предложения поиграть вместе с воспитателем отказался.

Самостоятельно есть не хотел, ждал, когда его покормят

Заснул самостоятельно, быстро, но часто просыпался.

Играть с детьми в подвижные игры, больше гулять на свежем воздухе.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Мальчик пришел спокойно, но с детьми не общается, стоит возле окна и смотрит в него. Перед обедом забрал стульчик у Миланы и сел на него.

С кем и во что играл

Играл с Русланом в настольные игры, с Дашей рассматривал книги, катался на качели.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Самостоятельно играл с пирамидками, дидактическую игру «Сложи картинку, мягкими кубиками

Артем забрал у Вани машинку и радуется, не обращает внимания на его слезы,говорит: «Это мое». На уговоры взрослых поделиться игрушкой он убежал в домик.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии отвлекался, мешал сидящим рядом детям, стучал по столу руками.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Ел хорошо, но неаккуратно.

Засыпал медленно, спал долго

Побеседовать с ребенком о том, что игрушками надо делиться, что плохо обижать детей, предложить поиграть в игру «Подарок для мишки»

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами на глазах, но твердо заходит в группу, несет свою любимую игрушку. Подошла к горке и скатилась с нее. Взяла книжку с картинками, рассказывает о том,что видит: «Дед плачет, баба плачет – делает вид, что плачет и закрывает лицо руками.

С кем и во что играл

Играла с Миланой – укладывали кукол, одевали и раздевали их, складывали бочонки, с Вероникой и Валей большим строительным материалом, модулями.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

С детьми играла спокойно, иногда плакала, потому что не было рядом любимой игрушки, в свободной деятельности играла с кеглями, конструктором, кубиками.

Конфликтов в течении дня не было

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии была активна, отвечала на вопросы воспитателя, повторяла стихотворения.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Эмоционально положительно реагирует на муз. Работника, сразу вступает в контакт

Аппетит плохой, ест плохо

Засыпает со своей любимой игрушкой, спит долго

Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в течение дня Цель физического воспитания в дошкольном учреждении – формирование у детей основ здорового образа жизни. Одним из немаловажных факторов,.

Использование загадок в течение дня. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. Старшая группа. ПРИЕМ ДЕТЕЙ. При приеме детей воспитательница сказала детям: — Дети, когда вы шли.

Карта и аналитическая справка по результатам оперативного контроля. Организация двигательного режима работы в течение дня Карта оперативного контроля МКДОУ «Детский сад№11» Декабрь 2016 г. Организация двигательного режима работы в течение дня Цель проверки:.

Наблюдения с детьми зимойНаблюдения с детьми зимой Наблюдения зимой с детьми. Пришла красавица -зима! Как настоящий художник, окрашивает она все вокруг белой краской. Взмах! Все покрыто.

Наблюдения на прогулке с детьми раннего возраста (фотоотчет)Наблюдения на прогулке с детьми раннего возраста (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Работая с детьми, мы каждый день планируем ту или иную деятельность, игру, наблюдение! Но, иногда, планирование.

Читайте так же:
Что делать, если учитель оскорбляет ученика: права школьника и их защита

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке. НОД Наблюдения за плодовым деревом — сливой.Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке. НОД Наблюдения за плодовым деревом — сливой. Длительные наблюдения за фруктовым деревом – сливой мы проводили с детьми на прогулке с мая месяца по август. Цель наблюдений: — знакомить.

НОД по двигательной активности в течение дня «Прогулка в зимний лес» (младшая группа)НОД по двигательной активности в течение дня «Прогулка в зимний лес» (младшая группа) Программные задачи: Обучающие Побуждать детей к игровой деятельности. Закреплять знания детей о признаках зимы, о сезонных изменения в природе,.

Отчет о проделанной работе в течение внедрения проекта «Тигр»Отчет о проделанной работе в течение внедрения проекта «Тигр» Продолжительность: 2 недели. (13 -27 марта) Тип проекта: Информационно – ориентированный Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели,.

Отчет «Организация двигательной активности в течение дня во второй младшей группе» Учёные установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного.

Экспериментирование с яйцом для наблюдения с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование с яйцом для наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт для наблюдения с детьми. Опыт со сваренным яйцом, помещенным в уксус. Уксус растворяет скорлупу и яйцо превратиться.

Ведения дневника наблюдения за детьми

Как известно, основным документом, на основании которого можно судить о работе воспитателя, является регулярно составляемый им план. Но, к сожалению, в этом документе не всегда отражается индивидуальная работа с отдельными детьми и ее результаты.

Отсутствие четкой системы в записях о проведении с детьми индивидуальной работы порождает разрыв между планированием и учетом. Причем, как это часто наблюдается, в плане значительно беднее отражается индивидуальная работа, чем при учете.

Вместе с тем следует отметить, что, как бы хорошо ни велся учет проведенной работы, он не дает возможности с достаточной полнотой осветить все индивидуальные проявления детей. В связи с этим возникает необходимость в более подробных, специальных записях. Наиболее оправдавшей себя формой является ведение дневника, в котором воспитатель фиксирует свои наблюдения за поведением и развитием детей. Такой дневник является незаменимым помощником воспитателя в его работе, учит вдумчивому анализу собственной деятельности.

Для дневника наблюдений лучше всего взять общую тетрадь. На каждого ребенка достаточно отвести 3—4 страницы. На первой странице, кроме фамилии и имени, записываются некоторые сведения общего характера.

«Слава Р. родился 27 июня 1970 г., поступил в детский сад 1 сентября 1975 г. Родители — рабочие радиозавода. Проживает по адресу: Семья состоит из трех человек: мать, отец и Слава. Бытовые условия хорошие, но родители проявляют о сыне чрезмерную заботу и не прислушиваются к советам работников детского сада».

Здесь же записываются данные о физическом состоянии ребенка. Если он здоров, никаких отклонений в этом плане нет, то запись может быть предельно краткой.

На следующей странице воспитатель на основе личных наблюдений, бесед с родителями и с сотрудниками детского сада записывает свои первые выводы о поведении и особых проявлениях ребенка.

Вот что было записано воспитателем о Славе Р.:

«При поступлении в детский сад был тихим, спокойным, несколько робким и застенчивым. За период пребывания на даче изменился, стал шалить. В ответ на полученные замечания умышленно делает вид, что не понимает их.

Хорошо, аккуратно и правильно рисует, но его рисунки бедны по замыслу.

В речи дефектов нет, но говорит монотонно и невыразительно».

Эти первые записи нельзя, разумеется, назвать характеристикой, так как она составляется на основе систематического изучения ребенка в продолжение довольно длительного времени.

При ведении дневника очень важна регулярность записей о различных проявлениях детей в быту и в различных видах деятельности. Причем воспитатель использует не только собственные наблюдения, но и беседы, изучает документацию, детские рисунки и поделки. Нет какого-либо универсального метода изучения ребенка, но можно наметить некоторые основные направления, по которым рекомендуется вести наблюдения за детьми, отмечая существенные стороны их поведения.

1. Положительные проявления.

Умение «проектировать» в ребенке хорошее, опереться па положительные стороны его характера является, как уже говорилось, одним из условий для осуществления правильного индивидуального подхода к нему. Поэтому малейшее проявление у детей положительных качеств должно находить отражение в дневнике воспитателя. Исключительно важно отмечать развитие интересов ребенка, их глубину и устойчивость, явные проявления одаренности, наличие инициативы и самостоятельности.

2. Отношение к коллективу.

Совершенно необходимо понаблюдать и отметить в дневнике, как ребенок чувствует себя в коллективе, как относится к товарищам, с кем любит играть, с кем дружит. Не менее важно узнать и отношение товарищей к нему, влияние коллектива на его поведение.

3. Отношение к труду.

Воспитатель выясняет уровень трудовых навыков ребенка, виды труда, которыми он интересуется, его поведение во время трудовой деятельности; педагогу очень важно знать, трудолюбив ли ребенок, исполнителен ли, умеет ли доводить начатое дело до конца; необходимо также выяснить условия трудового воспитания в семье.

4. Особенности умственного развития.

Воспитатель должен, прежде всего следить за активностью ребенка на занятиях, отмечать, какими знаниями и навыками он овладел и в чем отстает; нужно непременно изучить особенности внимания, восприятия, памяти ребенка, узнать, как развита его речь, каков словарный запас, произношение.

Особенное внимание педагог должен уделять так называемым пассивным, нерешительным детям. Они обычно по различным причинам стоят в стороне от коллектива и неохотно участвуют в общих играх и занятиях. Вникнуть в их внутренний мир подчас бывает очень нелегко. Необходимо отметить, что за спокойным, дисциплинированным ребенком (тем более пассивным) вести наблюдения гораздо труднее, чем за резвым, шалуном и вообще активным. Шалун, например, самим своим поведением, своими проказами невольно обращает на себя внимание, он весь виден в своих действиях, поступках, и, если отмечать каждое его проявление, пришлось бы накопить слишком много записей.

Нет надобности каждый день фиксировать в дневнике наблюдения за одним и тем же ребенком. Можно записать результаты наблюдений в течение нескольких дней или недели.

Записывать в дневник нужно прежде всего конкретные, характерные факты поведения ребенка. Затем уже, опираясь на них, можно анализировать причины тех или иных его проявлений и намечать пути индивидуального подхода. Для этого лучше всего страницу дневника разделить на две части: в левой записывать даты и сами наблюдения, в правой — свои выводы и намечаемые воспитательные задачи.

Читайте так же:
Развитие телесной рефлексии ребенка

Между записями в дневнике и записями при планировании или подведении итогов работы должна быть определенная взаимосвязь. Нет надобности в разных местах повторять одни и те же сведения. Однако и в общем плане занятий, и в записях о его результатах необходимо отразить индивидуальную работу с детьми, в дневнике же она должна быть раскрыта более подробно. Например, в общей тетради, где ведется планирование и учет занятий, воспитатель, подводя итоги занятия «Рисование по замыслу», может кратко записать: «Все справились с заданием. Многие дети проявили самостоятельность в выборе замысла. Интересный сюжет у Коли — «Строят дом», у Тани — «Мама на работе». Не мог выбрать сюжета и ничего не нарисовал Толя». В дневнике же о поведении Толи на этом занятии он делает более полную запись: приводит имевшие место факты, дает их краткий анализ, раскрывает причины Толиных неудач, намечает индивидуальную работу совместно с семьей.

Дневник принесет, пользу лишь в том случае, если намеченная в нем (в выводах) индивидуальная работа, направленная на решение определенных воспитательных задач, вносится затем в общий план работы. Например, в выводах дневника записано, что с Толей нужно проводить индивидуальную работу, так как он не овладел многими умениями и навыками. В плане же воспитатель намечает, когда именно он будет проводить эти занятия.

В дневнике должны найти отражение и результаты наблюдений за детьми в повседневной жизни. Хотя при наблюдениях воспитатель обычно ставит перед собой какую-нибудь одну основную задачу, записи же всегда будут отражать самые разнообразные проявления ребенка и встающие в связи с этим другие воспитательные задачи.

Практика дошкольного воспитания убеждает нас в том, что дневник наблюдений не только помогает установлению причин того или иного поведения ребенка, но и является своеобразным обобщением опыта работы каждого воспитателя. В руках исследователя дневник вдумчивого мастера-воспитателя — прекрасный материал для анализа.

Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошк. возраст)
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Наталия Викторовна

Наблюдение – это«процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» [1] .

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентировочно в течение сентября) проводится первичная диагностика : выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором физической культуры и пр.) выделяются достижения и индивидуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяются слабые стороны (проблемы) по освоению детьми образовательных областей в соответствиями с критериями «Журнала наблюдения…»), намечаются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диагностика , по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продвинуться по-разному и решить разное количество задач развития относительно самого себя, т.е с учетом собственного актуального уровня развития.

Для того, чтобы провести первичную педагогическую диагностику и определить задачи для каждого из детей группы, целесообразно использовать «Журнал наблюдения и оценки развития», где прописаны критерии и подкритерии по всем областям.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. На основе диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и иными специалистами определяются задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком) , где, наряду с задачами, отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями.

Для проведения диагностики воспитатели используют:

  • карандаш или ручку для записей;
  • «Журнал наблюдения и оценки развития» (по количеству воспитанников в группе).

Отслеживание достижений обучающихся в соответствии с образовательными областями.

Использование «Журнала…» в работе с воспитателями позволяет эффективно отслеживать динамику в развитии детей по всем образовательным областям на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости – промежуточной)!

В данном случае педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оцениваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» применительно к ребенку 3-4 лет раскрывается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), то для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии – «бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «прыгает через скакалку»). Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л.С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:

1- начальная стадия;

3 — при умеренной поддержке;

Перечисленные понятия применительно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия . Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.
  • В развитии . Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке . Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно . Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво . Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.
Читайте так же:
Кризисные периоды развития ребенка до 7 лет

Количественный анализ осуществляется согласно рекомендациям Н.В. Верещагиной [2] . Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблицах обозначается терминами «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).
  • Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального иили органического генеза ( условно – средний уровень развития) .
  • Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту условно – низкий уровень развития) .

Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, т.к. получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.

Технология работы в случае оценки освоения областей развития.

Этап 1. В версии «Журнала…» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение = все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень освоения по 5 образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развития), а также общий уровень освоения ОП.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).

По каждому из оцениваемых 5 областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество обучающихся , округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

При анализе результатов освоения каждой из 5 областей можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Из заполненных таблиц будет видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали – проанализировать общегрупповые результаты диагностики.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику в освоении каждым ребенком в отдельности и группой в целом ОП согласно образовательным областям.

Журнал наблюдения и развития детей от 3 до 8 лет

Наблюдение — это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми».

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут.педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя.

В конце учебного года (в течение мая) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

Использование «Журнала наблюдения и оценки развития детей» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.

В «Журнале наблюдения и оценки развития детей» прописаны критерии и подкритерии по всем образовательным областям.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах.

1- начальная стадия

(Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться.Знания по данному параметру отсутствуют.)

2 – в развитии

(Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивы.)

3 –при умеренной поддержке

(Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого.Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.)

4 – самостоятельно

(Данное качество или умение у ребенка проявляется часто, самостоятельно, но требуется напоминания взрослого.Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.)

5 – устойчиво

(Данное качество или умение у ребенка проявляется всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.)

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).

Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка (условно – средний уровень развития).

Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно – низкий уровень развития).

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения …» в колонне по вертикали проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей).

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).

По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамики развитии детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом совете воспитатели каждой группы предоставляют итоги работы в течении учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

Дневник наблюдений за дошкольником как методика проведения наблюдения за ребенком и форма фиксации его достижений

Для наблюдения за ребенком дошкольного возраста воспитатель ДОУ может использовать разные способы и методики, но, на мой взгляд, самой эффективной является форма дневника наблюдений. Существуют разные формы таких дневников и разные принципы их ведения и заполнения. Но в любом случае в дневнике наблюдений необходимо обязательно указать педагогов, которые работают с группой детей, также возрастную группу, фамилию и имя ребенка, его дату рождения и возраст. В самом дневнике по дням недели в табличной форме можно отмечать следующие сведения (табл. 6).

Читайте так же:
Развитие ребенка после тазового предлежания

Таблица 6. Примерная форма дневника наблюдений за ребенком

Дни неделиПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
Дата наблюдения
Настроение — утром — в течение дня
С кем и во что играл
Взаимоотношения ребенка с детьми
Конфликты
На занятия (с комментариями специалиста)
Взаимоотношения ребенка с — педагогами — специалистами
Как ел
Как засыпал
Проблемы для обсуждения
Предложения коллегам

Данная форма дневника очень удобна, но в нашем исследовании рассмотрим еще одну форму дневника, которая предлагается в Дневнике педагогических наблюдений, разработанном Е.Ю. Мишняевой.

Наблюдение проводилось на 3-х детях в возрасте 2 – 3 лет (табл. 7). Наблюдение проводилось в течение пяти дней (прил. 1 — 3). В приложении 4 приводится шпаргалка для воспитателя, которая может помочь при составлении выводов.

Таблица 7. Список группы

№ п/пФамилия, имяПолДата рожденияДата зачисления в группуВозраст на начало периода (лет и месяцев)Возраст на конец периода (лет и месяцев)Символ
Иванова ДашаЖ01.02.201401.07.20162 г. 5 мес.3 г. 5 мес.
Петров КириллМ15.04.201401.07.20162 г. 2 мес.3 г. 3 мес.
Максимова НастяЖ27.06.201401.07.20162 г.3 г.

Цель ведения данного дневника заключается в сознательном отслеживании происходящих с детьми событий для последующего отражения фактов, которые свидетельствуют об уровне и динамике их развития. Дневник заполнялся ежедневно, в течение всего периода наблюдения.

При заполнении дневника использовались следующие сокращения:

С – социально-коммуникативное развитиеП – познавательное развитиеР – речевое развитиеХ – художественно-эстетическое развитиеФ – физическое развитие
С1 – эмоционально-личностная сфера С2 – сфера коммуникации С3 – сфера жизненной практикиХ1 – музыка и танец Х2 – изобразительное искусство, конструирование и моделированиеФ1 – крупная моторика Ф2 – мелкая моторика

Благодаря заполнению дневников наблюдений за детьми можно выявить моменты, которые могут вызывать озабоченность. Такой дневник может помочь педагогу в вопросе определения потребности немедленно вмешаться в случае испытываемых ребенком затруднений в чем-либо. Наблюдения дают возможность найти способы, благодаря которым проблемные ситуации разрешатся лучше всего. Благодаря наблюдениям педагоги могут научиться определять, какое поведение может ожидаться от ребенка в конкретных условиях и какие средства могут позволить избежать негативных реакций и последствий. С помощью дневника наблюдений педагог может сформировать максимально адекватную оценку ситуации в развитии ребенка. Кроме того, с помощью дневника наблюдений есть возможность согласования мнений различных взрослых, имеющих возможность наблюдения за одним и тем же ребенком. Путем наблюдения педагог получает различную информацию, которая позволит сформировать понимание сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Также с помощью дневника наблюдений можно получить подтверждение выдвигаемых гипотез или их опровержение.

Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды.

Заключение

По итогам исследования нами сформулированы следующие выводы.

В рамках первой задачи было определено, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности. Возраст дошкольников – 3-4 года – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с переходом от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.

Выводы по первой задаче: Поскольку игровая деятельность является ведущей для ребенка 3-4 лет, необходимо организовать педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей в игровой деятельности. Индивидуализация рассматривается как принцип, согласно которому в образовательной работе обеспечивается педагогическое взаимодействие педагога с ребенком, основанное на знании его индивидуальных особенностей. Педагог, изучая индивидуальные проявления каждого ребенка, его интересы и способности, а также влияние семьи, выстраивает соответствующее психолого-педагогическое воздействие средствами образования.

В рамках второй задачи было определено, что наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребенка. В ходе наблюдения важно: сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторонах каждого ребенка, а не на его неудачах; способствовать успеху детей, вдохновлять их и тем самым оптимизировать процесс развития; учиться видеть признаки учения, развития, взросления ребенка в любых ситуациях; собирать разнообразные источники информации (записи эпизодов, рисунки, фотографии и пр.), которые могут стать подсказкой, чему и к обучать разных детей; понимать, что развитие идет одновременно во всех областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое), но в разных ситуациях, в разные периоды может доминировать развитие той или иной способности; включаться в активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями), а по возможности и между детьми; быть искренним и доброжелательным по отношению к детям и родителям; собирать факты, способные прояснить ситуацию с особыми потребностями детей; уточнять, обсуждать, а не выносить скороспелые вердикты; обеспечивать достаточное количество информации для понимания того, как продвигаются в развитии дети и группы в целом, с тем чтобы и пробое время можно было объяснить руководителю детского сада, что и вы делаете; подбирать такую информацию, которая позволит сопоставить достижения детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Вывод по второй задаче: Общая процедура наблюдения включает следующие этапы: определение целей и задач наблюдения; выбор объекта; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и обеспечивающего сбор необходимой информации; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация полученной информации

Читайте так же:
Когитум для развития речи ребенка

Стратегия решения каждой конкретной проблемы своя, а вот тактика предполагает одно обязательное действие – наблюдение, запись и систематизацию фактов. Проблемы может не быть вовсе, или она может быть не там, где ее увидели воспитатели и родители, тем не менее, точка напряжения дает о себе знать в отношениях всех участников.

Для оценки проблемного поведения необходимо: определить проблемы в поведении ребенка. Если наблюдается несколько проявлений проблемного поведения, определить их приоритетность. Сконцентрировать внимание на одной проблеме; наблюдать за ребенком и определить, где, при каких обстоятельствах наблюдалось проблемное поведение; пообщаться с другими взрослыми, детьми и с самим ребенком и, если возможно, определить, что происходило непосредственно до и поело проявлений проблемного поведения; выдвинуть свои предположения относительно функции проблемного поведения.

Анализируя результаты наблюдения, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны), и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных и проблемных сторон в развитии формулируются индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, № 265, 25.11.2013.

3. Бирюкова М.И. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 112-114.

4. Булатова И.В. Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста // Ямальский вестник. 2015. № 3 (4). С. 45-50.

5. Виноградова И.А. Специфика игрового поведения детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (8 апреля 2016 года), Том I. Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. С. 25-27.

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 291.

7. Головнева Н.А., Перепелицина Т.И. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 46.

8. Егиазарова Г.П., Чаплыгина М.Л. Наблюдение как основной метод педагогического исследования // Педагогика. Теория. Практика. Сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». 2014. С. 51-54.

9. Захарова Л.Е., Белозубова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях индивидуализации образования // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Васютенковой. 2015. С. 80-86.

10. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с. : ил.

11. Кравцова Е.Е. Игра на весь мир // Первое сентября. 2001. № 54. – С. 67-71.

12. Михайлова-Свирская Л. В. Педагогические наблюдения: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. М.: Просвещение, 2016. 127 с. : ил.

13. Николаева Л.Ю., Николаева Е.А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. Международный научный журнал. 2016. № 2 (07). С. 25-29.

14. Николайчук Д.Г., Шрамкова О.В. К вопросу о роли предметов-заместителей в игровой деятельности младших дошкольников // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). С 34-38.

15. Никоноров В.Т., Никоноров Д.В. Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей. Сборник научных статей. Ответственный редактор – Т. Н. Семенова. 2015. С. 171-175.

16. Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС: хрестоматия. Ч. 5. М., 2014. 26 с.

17. Ревягина Т.А., Вербовская Е.В. Теоретические основы и практический опыт реализации принципа индивидуализации в системе дошкольного образования // Мир психологии. 2015. № 1. С. 85-94.

18. Садыкова Г.З. Принципы организации сюжетной игры // II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности 2016. С. 125-127.

19. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2006. № 1 (6). С. 51-61.

20. Сперанская Е.Б. Педагогические исследования: метод наблюдения // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 24-25.

21. Яценко И.А. Понимающее наблюдение в педагогической работе с детьми дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 144-151.

22. Турлаева Т.П. Особенности принятия роли в игре детьми дошкольного возраста // Инновации в современной науке Материалы VIII Международного весеннего симпозиума. Центр научной мысли; научный редактор С. П. Акутина. 2015. С. 67-70.

23. Усольцева И.В. Ценности и цели игры в оценке воспитателей детского сада // Образование и наука. 2015. № 8. С. 140-162.

24. Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 4-13.

25. Шкрабова И.Н., Старцева А.И. Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 661-663.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. 360 с.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию