All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гармоничное развитие ребенка в доу

Гармоничное развитие ребенка в доу

Воспитывая ребенка, не стоит забывать одну простую вещь: любое обучение должно быть разумным. И лучше всего, если вы создадите такие условия, при которых ребенок будет осваивать новые навыки постепенно, вдоволь играть и свободно познавать мир, получать удовольствие от процесса обучения.

Сегодня мы хотим поговорить с Юлией Таракановой, опытным педагогом, психологом, специалистом по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения), автором развивающего набора «Азбука. Живые буквы» . Юлия Викторовна много лет работает с детьми. И сегодня она делится с нами своим богатым опытом, рассказывая о воспитании и развитии детей.

Юлия Тараканова (справа) с дочерью.

Юлия Тараканова (справа) с дочерью.

Юлия Викторовна, многие родители никогда не слышали о таком понятии, как эйдетика. Расскажите подробно, что это такое. Почему эйдетика так важна в развитии детей?

В большинстве образовательных учреждений методики занятий с детьми опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, иностранный язык… Возникает вопрос: как это все запомнить?

Эйдетика помогает в этом, она включает в себя различные методы запоминания и обработки информации. « Эйдос » в переводе с греческого — « образ » . Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.

ш1

Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и лишь с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы.

Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.

Сколько лет вы уже обучаете малышей? Расскажите о своем опыте работы с детьми. Чем сейчас занимаетесь?

Я работаю с детьми более 20 лет. Начинала в государственной школе г. Саратова. По образованию я инженер-физик полупроводников и диэлектриков. После развала нашей электронной промышленности пришлось искать себя в другом направлении. Но мне чрезвычайно повезло: я нашла свое призвание!

В школе работала учителем математики и физики, еще вела рисование в младших классах. Случайно узнала о существовании Московской Школы Эйдетики (от подруги сестры, психолога), и в 1997 году училась в ней. Сразу же после окончания начала работать как инструктор Школы Эйдетики. Сначала я работала со школьниками и взрослыми людьми, но постепенно возраст моих учеников снижался. И я добралась до малышей 2 лет:) Была потрясена, как они легко и очень активно пользуются своими ассоциативными способностями.

Girls draw

Одновременно при Саратовском государственном университете я вела курсы развития памяти и скорочтения для старшеклассников и взрослых. Позже уже в Москве я работала в Филипповской частной школе и детском центре « Ого-город » . В 2008 году создала свой собственный детский центр « Семейкин клуб » , который успешно работает и по сей день.

Сейчас живу и работаю в США. В сентябре мы с подругой-американкой открываем свой двуязычный детский сад. Пытаемся объединить методики Марии Монтессори, Вальдорфской школы и эйдетику.

Многие родители теряются в многообразии современных методик обучения дошколят. Расскажите о тенденциях в обучении и посоветуйте родителям, на что нужно обращать внимание, выбирая методику?

Если говорить о развитии интеллекта и навыков, важных для будущего обучения в школе, то наиболее эффективной и естественной для ребенка я считаю систему Марии Монтессори. Она исходит от потребностей и задач развития каждого ребенка.

Мария Монтессори долгое время изучала способы освоения детьми разных навыков (в том числе элементарных навыков самообслуживания), увидела общие базовые закономерности, определяющую роль культурно-предметной среды, в которой ребенок — активный исследователь. На основании наблюдений поведения детей она разработала свою философию и систему обучения. Я изучаю и использую эту систему более десяти лет, дополняю ее современными практическими знаниями из области психологии и нейропсихологии.

ш2

В монтессори-классе. Источник

Поскольку я физик по образованию, то очень люблю проводить с детьми различные опыты, эксперименты, показывать им научные фильмы, пробуждающие интерес к естественно-научным знаниям.

Использую игры Клауса Фопеля для развития коммуникационных навыков у детей, воображения и внимания. А также создаваемые совместно с детьми интеллект-карты (по методике Тони Бьюзена) для организации и усвоения самых разнообразных научных знаний и любой текстовой информации.

В последние два-три года активно применяю методику Kumon для развития элементарных навыков мелкой моторики, письма и счета.

Для гармоничного развития детей дополнительно обращаюсь к методике Льва Виноградова (музыкальное и физическое воспитание).

к4

Мамы часто жалуются на то, что их ребенок крайне неусидчив, гиперактивен и его практически невозможно увлечь занятиями. Что делать в таких случаях?

Очень часто родители ставят своему ребенку абсолютно неверный диагноз — гиперактивность, пряча за ним свое нежелание или неумение подобрать или создать для маленького непоседы увлекательное занятие. Обычно такого не случается, если сами родители увлечены каким-то делом: рисуют, лепят, играют на музыкальных инструментах, изучают музейные экспонаты, природные явления, космические тела, создают новые технические конструкции и многое другое.

Читайте так же:
Развитие личности ребенка в процессе общения

Тут дело в том, что многим родителям не хватает терпения однообразно изучать с ребенком азбуку, счет и тому подобное. Это можно исправить — стоит лишь добавить в процесс обучения творчество, фантазию, игровые моменты. Часто на помощь приходят уже готовые решения других родителей или педагогов. В эпоху интернета найти их несложно.

ш2

Предложите несколько простых занятий (упражнений), которые задействуют ассоциативную и образную память.

Самое простое и очень эффективное — заучивание стихов с помощью ассоциативных рисунков. Причем для малышей до 4-5 лет рисунки рисуют, а чаще и сами ассоциации придумывают взрослые. Начиная с 4-5-летнего возраста дети сами способны подобрать ассоциацию и нарисовать ее. Ассоциации поначалу подбираются практически к каждому слову стихотворения. Позже их количество можно уменьшать, рисуя одну картинку-ассоциацию к целому четверостишию.

Стихи можно запоминать и с помощью движений, и с помощью предметов окружающей среды.

Или еще одна простая игра: предложите ребенку искать предметы, похожие на заданную букву или цифру. Или поиграйте в Ивана-сундука: что бывает такого цвета, за которым пришел Иван-сундук?

Сколько минут в день нужно заниматься с самыми маленькими детьми (от 1-2 лет)? Какие занятия (виды деятельности) должны быть ключевыми?

В каждом возрасте и в каждом индивидуальном случае у детей разные задачи. С малышом важно не заниматься, а играть. И обучать всему в игре. Обучать многому — очень многому — можно просто гуляя в парке, путешествуя в автомобиле, ползая на четвереньках по ковру, рисуя, читая занимательные книжки, разыгрывая разнообразные ситуации, подбирая особенные мультики и позже — фильмы.

ш3

Ребенок должен развиваться гармонично. Поэтому заботиться нужно и о здоровом питании, о физическом, творческом и интеллектуальном, нравственном и психо-эмоциональном развитии. В общем, задача не простая. И родители очень часто к выполнению таковой не готовы. Этому же нигде не учат! Хорошо, если есть примеры в собственной семье или любопытство родителей заставляет их много читать и находить ответы на возникающие вопросы.

На какой возраст рассчитаны занятия, которые задействуют образную и ассоциативную память?

Развивать образную память можно с рождения и в любом возрасте! Я работала и с годовалыми, и с 70-летними… Мнемотехническим приемам обычно обучают с 12 лет. Но я и пораньше эффективно это делала. Меняется только материал, к которому эти приемы адаптируют: от букв и стишков до сложных текстов, географической номенклатуры, исторических дат, формул и партитур, сводов законов и т.д.

Расскажите об обучении алфавиту с помощью эйдетики.

Как обучать малышей азбуке, я писала в предисловии к своему развивающему набору «Азбука. Живые буквы» . Вот несколько коротких советов.

— Для более эффективного запоминания знакомьте ребенка не более чем с семью буквами за один раз.

— Произносите только звук, которые обозначает буква, а не название буквы.

— Просите малыша обвести буквы пальчиком.

— Показывайте ребенку слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву слова.

ш4

Напоследок пожелайте что-нибудь нашим читателям.

Дорогие родители, дети — наши лучшие учителя! Они учат нас терпению, прилежанию, последовательности, креативности, любознательности и многому другому. Начав удивительный процесс обучения и воспитания ребенка, вы заметите позитивные изменения в самом себе. Обучение детей — всегда процесс с обратной связью. Будьте внимательны к своему малышу, прислушивайтесь и присматривайтесь, придумывайте интересные методы и способы обучения для вашего особенного малыша!

Гармоничное развитие детей: методы и принципы воспитания, советы и рекомендации

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Что такое гармоничное развитие

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Читайте так же:
Консультация значение ручного труда для всестороннего развития ребенка

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

Общие принципы гармоничного развития детей

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

Гармоничное развитие детей 1 года жизни

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Читайте так же:
Зарплата в центре развития ребенка

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие дошкольника

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.

Особенности гармоничного развития подростка

Гармоничное развитие подростков

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Взросление ребенка дошкольного возраста процесс интересный и очень ответственный. Интересный он потому что дети в этот период начинают более активно познавать мир и контактировать с ним, а вследствие и развиваться. С другой стороны, родители должны ответственно подойти к этому жизненному этапу своего дитя.

Всестороннее развитие дошкольника — это основа, фундамент его будущей жизни и для того, чтобы максимально к ней подготовиться, нужно уделить внимание следующим вещам:

  • совершенствованию речи;
  • укреплению физической составляющей;
  • развитию личности;
  • умственному росту.

Главное в этом деле — не переусердствовать. Важно, чтобы развитие шло вкупе и каждому аспекту уделялось равное количество внимания.

В начале было Слово

На дошкольном этапе у многих детей все еще отмечается неправильность произношения звуков. Однако увеличивающийся контакт со сверстниками и взрослыми не только способствует повышению речевого опыта за счет обогащения словарного запаса, но и вырабатывает у ребенка полезное умение — слуховой контроль речи. Благодаря этому навыку ребенок может корректировать произношение.

Нужно отметить, что окружение сильно влияет на речь, поэтому нужна постоянная и кропотливая работа по развитию речи детей дошкольного возраста. Как минимум родители должны четко выговаривать слова и, при необходимости, объяснять их значение. Тогда и у дошкольника сформируется правильное произношение и будет идти нормальное развитие так называемого чувства языка. Именно оно позволяет человеку воспринимать новые языковые явления.

Хорошая физическая форма — основа гармоничного развития

Необходимо отметить, что не зря физическая составляющая является основой общего развития дошкольника. Бегая вприпрыжку или спокойно гуляя, ребенок не только укрепляет свою физику, но и познает мир. И чем разнообразнее специфика его движений, тем он детальней может изучить то, что находится вокруг него. К тому же, как отмечают психологи и педагоги, спортивные дети более уравновешенные и им легче усваивать новую информацию.

Физическое воспитание и развитие дошкольников стоит начать с обычных прогулок на свежем воздухе. Даже такая, казалось бы, небольшая физическая деятельность прекрасно скажется на процессах формирования всех систем организма (опорно-двигательной, нервной, дыхательной и других), которые в период с 3 до 7 лет проходят наиболее интенсивно. Чтобы от таких нагрузок была максимальная польза нужно также позаботиться о питании и режиме дня.

Читайте так же:
Как ребенку закапать капли в глаза - полезные советы

Приучить ребенка к разминке — можно считать за следующий этап в его физическом воспитании, главное, чтобы она включала в себя самые разнообразные упражнения. И если вы хотите, чтобы ребенок продолжил гармонично развивать свою физику, то стоит отдать его в детскую секцию по боксу. Почему именно туда? Ответ прост. Тренировка по боксу это не только изучение и оттачивание навыков боя. Изначально упор делается именно на физическое укрепление. Даются комплексные упражнения на все группы мышц, поэтому идет равномерное развитие каркаса тела, что так важно в период взросления.

Формирование личности — главное не упустить момент

Личность начинается складываться уже в дошкольном возрасте. С все большим и большим контактом с окружающими, к ребенку приходит осознание того, что он является частью этого огромного еще неизведанного мира — то есть формируется самосознание. Он сравнивает свое поведение и действия с моделью поведения других людей. Вследствие чего у него выстраивается собственная модель жизнедеятельности. Взрослея, дошкольник не только проводит сравнение, но и дает себе оценку.

Другая сторона формирования личности — развитие всех чувств. Мироощущение ребенка начинает меняться. Происходит это как раз таки за счет расширения спектра чувств и глубины их понимания.

Ум — хорошая поддержка в развитии

Развитие интеллекта дошкольников призвано помочь в улучшении всех остальных аспектов. Ведь процесс формирования личности пройдет легче, если ребенок обладает развитым мышлением, то есть он способен быстрее придти к выводу о его причастности к окружающему миру.

Хорошие внимание и память — залог правильного развития речи. Новые слова и их значения необходимо запоминать. Так со временем будет накапливаться речевой опыт и такое умение, как языковая интуиция будет развиваться намного быстрее.

Даже в физическом плане хорошим помощником будет богатое воображение. Оно позволит ребенку самостоятельно придумывать упражнения, которые он станет выполнять с интересом.

Неотъемлемая часть процесса — игра

Большую часть времени дошкольники проводят играя. Поэтому для лучшего и более плодотворного развития и нужно вводить игровой элемент.

Для совершенствования речи не нужно придумывать что-то сложное. Скороговорки, пересказы прочитанных сказок — это будет интересно дошкольнику и, главное, эффективно для него. Если ребенку становится что-то непонятно (значение какого-то слова или его произношение), то родитель обязательно должен ему все разъяснить.

Переходя к физической составляющей, тут главное помнить, что нужно давать все упражнения в комплексе, иначе будет идти непропорциональное развитие. Для укрепления физической формы дошкольника подойдут самые простые упражнения: приседания, ходьба на носках, обычная ходьба, наклоны, прыжки, выпады и другие.

Развитие личностных качеств дошкольника активнее пройдет в процессе игр, которые подразумевают наличие нескольких участников, общения между ними, возникновение взаимопонимания, доверия, сочувствия и готовности помочь. Примерами послужат такие игры, как построение песчаного замка, «дочки-матери», «дом».

Для умственного роста дошкольников придумано огромное количество игр: «данетка», «лишняя игрушка», «живое-неживое», «что снаружи, что внутри» и т. д. Все они направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения.

Главное — это гармония

Если пустить на самотек процесс взросления дошкольника или подойти к этому вопросу не ответственно, что выльется в негармоничном развитии, то перейти на ступень школьной жизни (следующий жизненный этап) будет очень тяжело.

Все перечисленные аспекты являются важными составляющими на дошкольном этапе. Если хотя бы один из них не будет развит на том же уровне, что и остальные, то и они в скором времени придут в упадок. В более позднем возрасте это может привести к серьезным проблемам. И если умственное и физическое развитие еще можно будет как-то скорректировать, что будет невероятно трудно, так как «фундамент» уже испорчен, то изменить личность или устранить дефекты речи станет практически невозможно.

Гармоничное развитие и воспитание ребёнка

Гармоничное развитие и воспитание ребёнка - Интересное, Психология, Поведение, Воспитание

Связь между социальным, эмоциональным, когнитивным и академическим развитием малышей, а также их физическим и психическим здоровьем очень важна. Гармоничное воспитание детей состоит из полного спектра таких потребностей. Оно позволяет полностью раскрыть потенциал маленькой личности. Как правильно и разносторонне воспитать ребёнка, читайте далее в нашей статье.

Гармоничное развитие ребёнка: что это

Гармоничное развитие ребёнка — это целостное воспитание, которое включает интеллектуальные, духовные и физические составляющие. Всесторонне развитая личность учится анализировать мысли и действия, контролировать желания, делать выводы и добиваться поставленных целей в жизни.

Условия гармоничного воспитания

На собственном примере показывайте, что вы получаете удовольствие от того, что делаете. Посвящайте своё время любимым делам. Для гармоничного развития ребёнка рекомендуется формировать понимание, что многое зависит от влияния внешнего мира, и нужно стремиться самому улучшать свою жизнь. Сын или дочь должны не бояться остаться наедине со своими мыслями и давать эту возможность другим людям.

Также помогайте детям справиться с гневом, страхом или тревогой. Это научит смотреть на разные ситуации с положительной стороны.

Жизнь без сравнений

Сравнение академических или внеклассных достижений вашего ребёнка с другими оборачивается серьезным стрессом для него. Честно и конкретно говорите каждому из ваших детей об их индивидуальных сильных сторонах и навыках, к которым каждый должен стремиться, но не сравнивайте их для мотивации.

Читайте так же:
Физическое развитие ребенка в четыре года

Баланс работы и семейной жизни

Нелегко уравновесить работу и домашнюю жизнь. Но то, как вы это делаете, существенно влияет на ваши отношения с семьёй. Соблюдение баланса между профессиональной реализацией и заботой о домочадцах повышает самооценку, поскольку вы не пренебрегаете своими обязанностями в какой-либо области и чувствуете больше контроля над своей жизнью. Тем самым подаёте пример младшему поколению и влияете на гармоничное воспитание ребёнка .

Забота о себе

Родители часто забывают о себе, уделяя всё время заботе о детях. В конечном итоге вы можете почувствовать себя несчастным и обиженным, и не сможете оказать своему ребёнку необходимую поддержку. Честно признайтесь, что у вас есть собственные чувства и потребности. Время от времени баловать себя – не эгоистично! Это необязательно должно быть дорого, но очень важно выделить время, чтобы делать то, что вы хотите. Даже если это всего 10 минут в день.

Дисциплина

Не думайте о дисциплине как о наказании. Используйте её как способ научить детей удовлетворять их потребности, не причиняя вреда и не обижая кого-либо. Гармоничное воспитание ребёнка помогает развить спокойную и справедливую личность.

Если хотите знать, на что нужно обращать внимание при воспитании маленького человека, читайте статью: «Что влияет на формирование характера ребёнка».

Установка границ

Мы часто используем границы, чтобы защитить детей от вреда или опасности. Объясните, почему существуют пределы, а не отдавайте ультимативные приказы. Например, если вы уводите ребёнка от открытого огня, объясните, почему. Дети могут неохотно следовать инструкциям, если родители ведут себя безапелляционно. Объяснение ваших действий поможет ребёнку понять причину и охотнее сотрудничать с вами.

Основы гармоничного воспитания

Связь

Общение важно как в хорошие, так и в тяжёлые времена. Всестороннее и гармоничное воспитание предусматривает развитие эмпатии к близким. Детям часто трудно выразить чувства словами, но важно знать, что родители их слушают. Говорите о себе — не только о своих проблемах, но и о своей повседневной жизни. Если дети почувствуют себя вовлечёнными в то, что вы делаете, они с большей вероятностью увидят свою и вашу ценность.

Чтобы понять, как помочь сыну или дочке справляться с жизненными трудностями, прочитайте статью: «Как развить логическое мышление у ребёнка».

Качественное время

Постарайтесь организовать совместный отдых всей семьёй. К примеру, вы можете три раза в неделю устраивать семейные обеды. Это даст вам возможность пообщаться и обсудить интересные и важные темы. Попросите сына или дочку помочь по дому или выполнить поручения. Они будут чувствовать себя включёнными в семейную жизнь, а не посторонними наблюдателями.

Совместные решения

Для ребёнка нормально проверять пределы границ родителей, чтобы увидеть, что ему сойдёт с рук. Для гармоничного воспитания детей вам придётся адаптироваться по мере того, как они будут расти. Желательно обсуждать новые границы по мере взросления. Не забывайте, что сложно соблюдать слишком много ограничений, поэтому рекомендуем определить, какие пределы действительно важны для безопасности ребёнка, а за какие границы не стоит бороться.

Утешение

Постоянное присутствие, общение и взаимоподдержка важны для семьи. Если произошла трагедия или у кого-то возникла проблема, сплочение станет надёжной опорой. В это время детям понадобится ваша помощь, важно быть открытыми для общения с ними.

Общее время со своим партнёром

Когда у вас есть дети, часто трудно находить время только для двоих, но делать это необходимо. Ведь дети учатся выстраивать отношения именно на примере своих родителей. Убедитесь, что вы регулярно общаетесь с партнёром на важные и повседневные темы, а также о пустяках и бытовых мелочах. Постарайтесь организовать совместные занятия в паре, будь то обед или просто отдых перед телевизором.

Искренние извинения

Случилась конфликтная ситуация? Если будете заставлять рассерженного ребёнка немедленно извиниться, это приведёт к агрессии и негативу. Лучше позвольте ему сначала остыть. Затем поговорите с ним о том, почему произошла неприятная ситуация, подскажите, как загладить свою вину. Например, совершая добрые дела, убирая игрушки своей сестры или написав брату милую записку.

Взаимопомощь в семье

Если ваши дети ссорятся каждый раз, когда начинают делать домашнее задание или играть в игру, проанализируйте свои ожидания относительно их поведения вместе с ними. Помогите им развить и использовать навыки общения и разрешения конфликтов.

Физическая нагрузка

Гармоничное развитие включает в себя и физический аспект. Регулярная физическая активность полезна в любом возрасте. Следите за тем, чтобы ваши дети проводили достаточно времени на свежем воздухе, играли в подвижные игры или ходили в спортивную секцию.

И не забывайте, что основа гармоничного воспитания ребёнка — это ваша любовь, личный пример и терпение.

Чтобы узнать, какие трудности стоит преодолеть сыну или дочке во взрослой жизни, и как помочь им это сделать, советуем посмотреть видео: « Как воспитать успешного ребёнка. Правила для родителей».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию