All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр 4 года

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа остаются в группах общеобразовательного вида, важно проводить развивающую работу с такими детьми последовательно и в определенной системе. Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить учителю –дефектологу совместно с педагогами группы уже с младшего дошкольного возраста.

Предлагаю индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnyy_marshrut_soprovozhdeniya_rebenka_s_zpr_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего дошкольного возраста

Ф. И. ребенка: _____________________________________________________

Срок реализации: __________________________________________________

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Покажи шарик красного цвета, синего

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

«Угадай, что звучит?»

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Развивать тактильное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

Развивать пространство времени

«Найди кубик, шарик…»

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

Развивать объем внимания

Развивать концентрацию внимания

Развивать устойчивость внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

память (4 слова, 3-4 звука)

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Угадай, чего не стало?»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

«Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

«Подбери заплатки к коврикам»

Развивать репродуктивное воображение

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

Развивать лексические категории

— понимание конкретных существительных

— понимание обобщающих слов

— понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

— понимание форм ед. и мн. числа

— понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

— понимание падежных конструкций

— понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

— понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Развивать слоговую структуру слова

— развитие оппозиционных звуков

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

— развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

— развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

— развивать номинативный словарь

— развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

— развивать атрибутивный словарь

Грамматический строй речи

— ед. и мн. число существительных

— ед. и мн. число глаголов

— развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

— развивать умение согласовывать местоимения с существительными

«Покажи картинки: кот – кит»

«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

«Назови предметы одним словом» (по картинкам)

«Назови, кто это?» (дом. животные)

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на)

«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)

«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)

«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)

«Расскажи, чья это вещь»

— развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

— развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

— развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа

«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы — ….»

«Назови животных и их детенышей»

«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Ответь на вопрос по картинкам»

«Расскажи сказку по картинкам»

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ЗПР младшего дошкольного возраста пользовалась следующими источниками:

  1. Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012
  2. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
  3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  4. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 — 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  5. «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет». Тесты
  6. О.Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Примерный индивидуальный маршрут сопровождения ребенка раннего возраста.

Данный план сопровождения развития ребенка двух лет расскрывает задачи, методы и приемы реализации для успешного формирования ключевых компетентностей.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При З.

Сайт психолога Пяташовой Е.В.

Главная Для Вас, коллеги! Программы ПУБЛИКАЦИЯ Индивидуальный маршрут по формированию "Образа Я" у детей 3-4 лет, имеющих ЗПР

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ЭТОГО МАРШРУТА (ДЛЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ) БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В ЖУРНАЛЕ «СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД» № 10/2019 Г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ «ФОРМИРОВАНИЕ «ОБРАЗА Я» У РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ЗПР»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1.Психолого-педагогическая характеристика ребенка

1.2 Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

1.3. Особенности эмоционально-личностного развития детей с УО

1.4. Планируемые результаты

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание маршрута

2.2. Календарно-тематическое планирование

2.3. Содержание коррекционно-развивающих занятий

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий

3.2. Условия реализации коррекционно-развивающих занятий

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса. Данный маршрут индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является частью Адаптированной Основной Образовательной Программы для детей с ЗПР. Он направлена на индивидуализацию образования и обеспечения равных стартовых возможностей для освоения и обучения в образовательном учреждении, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования.

Маршрут разработан в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Теоретической основой маршрута стали:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • Основная адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МДОУ № 28 «Аистенок»;
  • «Программа обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития» под ред. Л. Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О. П. Гаврилушкиной

Содержание индивидуального маршрута реализуется с учетом психофизических и возрастных особенностей ребенка с ОВЗ, рекомендации ПМПК и спецификой ДОУ.

  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Рекомендации ПМПК: обучение ребенка по основной адаптированной программе детей с ЗПР в ДОУ, занятия с дефектологом, логопедом, психологом.

Индивидуальными особенностями данного ребенка являются низкий уровень познавательного развития, отсутствие активной речи, невыполнение (непонимание) социальных правил и норм (хотя ранее он посещал другой ДОУ в течение года), импульсивность, неусидчивость, низкая потребность в контакте со взрослыми и сверстниками, нередкое отсутствие отклика на собственное имя. Ситуация осложняется существующим в семье билингвизмом.

  • Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Цель работы: осуществление индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, направленного на освоение адаптированной основной образовательной программе для ребенка с УО и раскрытие потенциальных возможностей ребенка, его коммуникативное и эмоционально-личностное развитие.

Задачи работы:

  • формирование у ребенка основ «образа Я»;
  • формирование предпосылок для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия;
  • формирование предпосылок для развития внеситуативно-личностной формы общения;
  • формирование предпосылок для возникновения социальной направленности и социальных представлений.
  • Особенности эмоционально-личностного развития детей младенческого и раннего возраста с ЗПР

В первый год жизни закладываются предпосылки для дальнейшего развития личности. В этот период ребенок получает первый опыт взаимодействия с окружающим миром, у него формируется отношение к себе и другим людям.

Ведущим видом деятельности в младенчестве является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. На основе такого общения формируется базовое чувство доверия к окружающему миру. Тогда уже в 4-5 месяцев ребенок может проявлять доверчивость, жизнерадостность, любознательность. Его инициативность очень высока, а поведение разнообразно. Тревожным признаком, характерным для детей с ЗПР, является пассивность ребенка, слабость эмоциональных реакций не только на предметы, но и на родных и близких людей.

О развитии предпосылок к становлению «Образа Я» свидетельствует отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В норме ребенок уже в 2-3 месяца долго и сосредоточенно рассматривает его. Во втором полугодии у ребенка с нормальным развитием начинает формироваться образ своего физического «Я»: он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения руки. В 6 месяцев дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. В 11-12 месяцев они подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совмещая ритмические и мимические действия. Малыш, имеющий ЗПР, даже в возрасте 1 года может не проявлять радостного отношения к своему отражению, а зачастую просто не реагирует на него.

Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, осознанием своих желаний. Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Ребенок с ЗПР же, проявляя минимум интереса к окружающему миру (в т. ч. предметам, игрушкам), с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку. Движения ребенка не скоординированы, ему сложно выполнять точные движения руками.

В возрасте около 2-х лет у ребенка с нормой развития начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой может выступать «личное желание» малыша. Он способен говорить простыми предложениями, понимает связанный текст, может выполнить простое поручение или просьбу взрослого, уверенно ориентируется в собственном теле. Ребенок с ЗПР может не реагировать на простые вопросы (покажи носик, где мама), не говорить первых слов (мама, дай), не пытаться повторять слова за взрослыми.

В формировании «Образа Я» особую роль играет имя ребенка. Уже в 6 месяцев ребенок с нормальным развитием реагирует на свое и чужое имя по-разному. Имя для малыша – показатель его индивидуальности, отличия от других. Между тем ребенок с ЗПР к 2-м годам часто не знает своего имени.

  • Планируемые результаты работы:

На этапе перехода к завершающему этапу обучения и воспитания в условиях ДОУ возможны следующие достижения воспитанника:

  • Имеет первичное представление о себе (на физическом и социальном уровнях).
  • Готов к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками;
  • Стремиться к общению со взрослыми, подражает движениям и действиям, жестам и мимике, включается в диалог;
  • Сотрудничает со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности;
  • Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями, подражает им, стремится к совместному участию в подвижных играх, в действиях с игрушками;
  • Активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией;
  • Адаптируется к условиям группы, соблюдает основные правила и нормы.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • Содержание маршрута

Развитие представлений ребенка о себе выступает в качестве основы осознания им себя в этом мире, выделения своей ценности и уникальности. Именно на основе концепции «Образа Я» ребенок включается в активное взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Формы «Образа Я» ребенка 3-4 лет, имеющего ЗПР включают четыре основных раздела:

  1. Формирование первоначальных представлений о себе, своем имени и именах ближайшего окружения;
  2. Формирование зрительного «Образа Я», схемы своего тела и внешнего вида, умения соотносить себя со своим образом;
  3. Формирование половозрастных представлений, умения идентифицировать себя с определенным полом;
  4. Формирование возрастных представлений.

И если у ребенка с нормой развития эти формы неизбежно синтезируются бессознательно в процессе общения и совместной деятельности со взрослым, то в случае ребенка с ЗПР по достижении им 3-х летнего возраста, мы, как правило, не имеем необходимого уровня сформированности представлений о себе. Поэтому целесообразно говорить о необходимости специально организованного процесса формирования целостного «Образа Я». И ведущая роль здесь отводится именно педагогу-психологу ДОУ.

Рассмотрим содержание основных форм «Образа Я» более подробно.

Формирование первоначальных представлений о себе, своем имени и ближайшем окружении.

Основными задачами данного направления выступают следующие:

  • Формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
  • Формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье (называть (откликаться) свое имя, откликаться на свою фамилию);
  • Формировать у ребенка умение узнавать себя в зеркале;
  • Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.

Основой данного блока выступают хорошо знакомые ребенку малые фольклорные формы – потешки. Потешки – это увлекательные игры со взрослым, способствующие всестороннему развитию ребенка.

Коррекционно-развивающее содержание направлено прежде всего на формирование у ребенка представления о своем имени, реакции отклика на него, выделение среди знакомых взрослых членов семьи. Для этого больше всего подходят классические потешки – «Кто у нас хороший?», «Пошел котик на торжок», «Паучок-паучок».

Потешки (стихи) с движениями способствуют формированию у ребенка потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым. Именно на основе такого контакта осуществляется овладение одной из самых важных форм познания мира – подражанием. Подражание, в свою очередь, выступает в качестве предпосылки для формирования у ребенка нового вида деятельности – предметной игры.

При организации и проведении упражнений используются следующий алгоритм:

  1. Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
  2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
  5. Ребенок выполняет движения (и проговаривает текст), педагог — подсказывает и помогает.

В начале и в конце занятия используются ритуалы приветствия и прощания. Помимо психологического значения они способствуют усвоению правил и норм ДОУ, решают задачи успешной социализации. В рамках данного блока предусматривается освоение ребенком невербальных форм общения.

Формирование зрительного «Образа Я», схемы своего тела и внешнего вида, умения соотносить себя со своим образом

  • Учить выделять части тела и показывать их (называть) по просьбе взрослого;
  • Учить выделять части лица и показывать их (называть) по просьбе взрослого;
  • Формировать представления о функциях частей тела;
  • Формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности;
  • Закреплять умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых.

Основой данного блока продолжают оставаться потешки и потешки (стихи) с движениями.

Акцент делается не на имени ребенка, а на физическом образе и его составляющих (частях тела и лица). Усилия педагога-психолога направлены на формирование умения не просто повторять действия за взрослым (или вместе с ним), а целенаправленного действия посредством определения необходимого для этого функционального инструментария (ручки хлопают, ножки топают, пальцы «прячутся», щечки «надуваются»).

По мере освоения основных упражнений в содержание занятия включаются песенки-инсценировки Е. и С. Железновых. Теперь ребенок стремиться не только выполнять определенные движения (в т. ч. по устной инструкции взрослого), но и соотносить слова и действия в определенном темпе, заданном музыкальной композицией. Мажорные ноты игр-песенок стимулируют не только музыкальное (музыка, как правило, очень нравится детям с ЗПР), но и эмоциональное развитие.

Ритуалы приветствия и прощания расширяются и углубляются, что способствует активному речевому развитию ребенка.

Формирование половозрастных представлений, умения идентифицировать себя с определенным полом

  • Формировать способность определять пол по внешним признакам;
  • Формировать умение идентифицировать себя с определенным полом;
  • Учить брать на себя определенную, соответствующую полу, роль в игре.

В данном блоке важная роль отводится активности самого ребенка. Его инициатива может быть реализована как в играх малой подвижности (в т. ч. жестовых), так и в предметной деятельности, которая при участии взрослого может «переходить» в простейшую сюжетную.

Рассмотрим последнюю более подробно:

1 этап: ребенок наблюдает наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого;

2 этап: ребенок пытается воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;

3 этап: ребенок без помощи взрослого, но при его поддержке;

4 этап: педагог учит ребенка строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину (строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж);

5 этап: ребенок осваивает новый инструментарий (конструктор и т. п.), может перенести навык в новую ситуацию.

Формирование возрастных представлений

  • Учить индентифицировать себя с определенным возрастом, показывать его на пальцах (называть).

Работа в данном блоке также направлена на формирование у ребенка положительных переживаний, связанных с празднованием дня рождения. В отличие от предыдущих направлений, в данном случае более эффективной может оказаться не индивидуальная, а групповая (подгрупповая) форма работы.

Ритуалы приветствия и прощания озвучиваются не только взрослым, но и ребенком в доступном для него виде.

Модель индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ЗПР

Планирование работы с дошкольниками, имеющими особенности развития.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Модель индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ЗПР

Цель: создавать условия для коррекции нарушений в развитии эмоционально – личностной и волевой сферы.
Задачи:
1.Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
2. Формировать умение выполнять действия по словесной инструкции.
3. Развивать умения отражать в речи свои суждения, эмоции, побуждения, мотивы, интересы; прогнозировать возможные последствия своих поступков, стимулировать способность к волевому усилию.
Имя ребёнка Фёдор
Возраст 5 лет
Диагноз ЗПР
Семья полная
Мать Ирина Александровна, работает
Отец Сергей Георгиевич, работает
Индивидуальные особенности ребенка:
У ребёнка наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Отсутствуют проявления ярких эмоций, повышенная утомляемость, гиперактивность. Ребенок испытывает трудности в установлении коммуникативных контактов со сверстниками, в некоторых случаях проявляет агрессию. Ребенок не умеет целенаправленно выполнять задания, отличается несамостоятельностью. Наблюдается неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. На занятиях не внимателен, не усидчив. Эмоции у ребенка неустойчивы, но ребенок внушаем и склонен к подражанию. Отличается низкой работоспособностью и низкой познавательной активностью, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. Уровень знаний не соответствует возрасту.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА С ЗПР
Ф.И. ребенка: Фёдор Заключение ПМПК ЗПР
Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления 12. 11. 2016 г
Дата обследования 10. 10. 2016 г Срок реализации: 2- период обучения (январь — май)
Специалисты

Выявленные нарушения Задачи коррекционной работы Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений Рекомендации для родителей Результат

Учитель-логопед Коррекция произносительной стороны речи:
1.Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
2.Выполняет артикуляционные упражнения не в полном объеме.
Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
1.Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.
2.Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
3. Допускает ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
4. Ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода
Развитие самостоятельной связной речи.
1.Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.
2.При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.
3.Недостаточный активный словарь
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
1.Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».
2. Затрудняется в изображении фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий
1.Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
2. Учить поднимать язык вверх при выполнении артикуляционных упражнений.
1.Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
2.Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
3.Развивать умение образовывать правильную форму существительных в единственном и множественном числе
4.Учить правильно употреблять существительные мужского и женского рода
1.Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
2.Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
2.Учить пересказу по схеме с помощью иллюстраций
3. Пополнять активный словарь используя слова-признаки, художественное слово
1.Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
2. Развивать способность в изображении вертикальных и горизонтальных линий, ориентироваться на листе бумаги с помощью клеток
1.«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.
2. «Чашечка», «Грибок», «Качели».
1.«Исправь ошибку», «Чей хвост, чья морда?»
«Какой лист, какая ветка?»
2.«Назови ласково»,
«Магазин»
3. «Один-много»,
«Выбери картинку»
4. «Он-она», «Посели животных в домик»

1.«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?»

2.«Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»,
«Построй предложение»
2.Использовать различную тематику схем, опорных картинок, знаковые рисунки
3. «По признаку», «Что делает?»
1.«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слово в домик»
«Цепочка слов»,
2.Рисовать по точкам Закрепление
поставленных звуков
Закрепление положения языка приопределенных артикуляционных упражнений

Развитие внимания и памяти.
Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала
Выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя, связной речи
Совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Домашние задания
Воспи-
татели1.Не имеет представления о пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не понимает зеркальное отображение.
2.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет.
3.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.
4. Затрудняется устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на расстоянии друг от друга и отличающихся по величине
5. Затрудняется в выражении количественных представлений выраженных разными по названию, но одинаковыми по значению: такой же, одинаковый; много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало.
6. Затрудняется в счете до 5.
7.Вызывает затруднение определения временного отрезка
8. Затрудняется в использовании понятий «что близко и что далеко»
9.Наблюдается слабо выраженная эмоциональная активность
низкая познавательная активность 1.Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.
3.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.
4. Развивать умение определять равное и неравное количество предметов в группе, разных по величине и находящихся на разных расстояниях
5.Развивать умение различать и использовать в своей речи количественные представления разные по названию, но одинаковые по значению.
6. Развивать умение в счете по осязанию, на слух и счет различных движений
7. Развивать умение определять временные отрезки для каждой части суток по различной деятельности людей и иллюстрациям (использование режимных моментов)
Определять части суток по объективным показателям, символизирующим время: цвет неба, положение солнца, степень освещенности земли и т.д.
8. Учить определять положение предмета по отношению к себе.
9. Повышать эмоциональную активность путем непосредственного участия ребенка, используя элементы «куклотерапии и сказкотерапии» 1.«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».
2.«Трафареты», «Раскраски».
3.«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».
4. «Поезд»,
«Сколько мышек маленьких и сколько больших», «Какие машинки находятся ближе к тебе»
5.«Назови по другому»
6.«Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столь же»
7. Иллюстрации «Дети идут в детский сад», «Дети возвращаются домой из детского сада, «Салют на фоне вечернего города» и т. д.
«Когда это бывает», «А что потом», « Так бывает или нет»
8. «Впереди тебя стол или стул», «Справа от тебя шкаф или кровать»
9.«Кукла заболела»
«Путешествие колобка по лесу», аудиосказки из серии антикапризин: «Пламенное сердце», «Полезное колдовство», «Белыш и Черныш»
Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».
Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур.
Закреплять навыки самообслуживания.
Домашнее задание
на способность группировать предметы
Предложить дидактический материал
Домашнее задание на закрепление умений в счете до 5.
Предоставить иллюстрации на развитие умений определять временные отрезки частей суток.
Консультация для родителей по использованию игр на определение положения предмета по отношению к себе.
Консультация по использованию куклотерапии и сказкотерапияОткрытое показное занятие
Предоставить аудиозапись сказок

1.Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
2.Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
3. Наблюдается негативное отношение к окружающим, проблемы с самооценкой
4. Нарушения в сенсорном развитии 1. Повышать объем произвольной памяти
2.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
Развивать способность к определению эмоционального состояния своего и окружающих используя психогимнастические упражнения и ролевые игры.
3. Способствовать развитию внимания и наблюдательности необходимых для общения.
4.Формирование сотрудничества со взрослым в овладении сенсорного опыта «Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии«Не сердись-улыбнись»
«Прислушайся к своему настроению»
«Посмотри, угадай, настроение называй»
3. «Что изменилось»,
«Как ты себя чувствуешь?»
«Моё настроение»
«Подарок для всех(цветик-семицветик»
4. «Узнай, кто я», «Попробуй угадай», «Собери картинку», «Фигуры» Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Домашнее задание: составить словарь добрых слов.
Мини беседа «В какие игры по сенсорному развитию можно поиграть дома»

Инструктор по Физ.

1.Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).
2.В беге на скорость — шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.
3.Плохо ориентируется в пространстве
4.Есть трудности при выполнении движений по словесной инструкции
5.Нарушение осанки 1.Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
2.Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры
3.Формировать умение ориентироваться в пространстве посредством игровых упражнений
4.Приучать ребенка действовать по команде используя схемы модели, замещающие инструкции при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения.
С помощью схем-моделей развивать внимание, ориентировку в пространстве
5.Формировать правильную осанку посредством физических упражнений на укрепление мышц спины, брюшного пресса, вытяжения позвоночника Имитация движений животных
3. Игровые упражнения «Веселые игрушки», «Далеко близко», «Жмурки»
4.Схемы-модели «Ходьба на носках», «Ходьба с высоко поднятыми коленями», «Быстрый бег», схемы с различными стойками исходного положения
5.»Лодочка», «Зайчик», «Рыбка», «Ножницы» и др. Выполнять дома физические упражнения.
Посещать ЛФК Музыкальный руководитель 1.Не устойчиво внимание при прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.
2.Нарушено чувство ритма
3.Нарушение тембрового слуха 2.Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость .Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).
2.Развивать чувство ритма посредством ритмических упражнений
3. Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов 2. «Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,
«Зимушка-зима»,
«Песня осенних листочков»
«Сами саночки бегут», «Детский сад»,
2. «Повтори ритмический рисунок»
3. «Трубы и барабаны», «Угадай на чем играю» Слушать дома спокойную классическую музыку
Консультация по развитию чувства ритма дома используя различные бытовые преметы Специалисты:
учитель-логопед____________/ФИО/
педагог-психолог___________/ФИО/
воспитатели________________/ФИО/ ________________/ФИО/
муз.руководитель___________/ФИО/
инструктор по ФК ___________/ФИО/
Родители: _______________/ФИО/ _______________/ФИО/
Рекомендации для родителей:
Родители: _______________/ФИО/
_______________/ФИО/

Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр 4 года

В настоящее время система образования в России переживает ситуацию модернизации, которая связана в том числе с внедрением инклюзивного образования. Инклюзивное образование подразумевает полноправное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь коллектива сверстников детского сада или школы. При этом значительно отличающиеся стартовые возможности нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья диктуют необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута последних. Указанное направление деятельности является актуальным, так как на сегодняшний день учеными и практическими работниками системы образования осуществляется поиск эффективных способов организации комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития.

Цель исследования

В нашем исследовании сделана попытка проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития.

Материалы и методы исследования

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [5].

Указанная категория наиболее многочисленна среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородна по составу. Диапазон различий в развитии обучающихся с задержкой психического развития достаточно велик – от негрубых нарушений познавательной деятельности до выраженного отставания и своеобразия в развитии познавательной деятельности этих детей. Проектирование индивидуального образовательного маршрута позволит эффективно организовать комплексную психолого-педагогическую поддержку, что позволит на равных обучаться совместно со сверстниками.

В специальной литературе термин «проектирование» трактуется как универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Соответственно, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта [3].

Соответственно, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность человека, целью которой является моделирование представлений о будущей деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта.

Проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога. Н.О. Яковлева педагогическое проектирование рассматривает исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности. Педагогическое проектирование – это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование [6].

В свою очередь, педагогическое проектирование в работе Л.В. Байбородовой, О.Г. Важновой и М.И. Рожкова рассматривается как процесс, под которым понимается осознание и практическое воплощение инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов [1].

Педагогическое проектирование в работах В.А. Болотова, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко понимается как содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях [2].

Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике по праву может считаться А.С. Макаренко. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное педагогическое производство. Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», «техники создания нового человека». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сориентированность на воспитанника являются ключевыми идеями его педагогической системы. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры [4].

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования, который направлен на воспитание, обучение и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута учитываются образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности ребенка, а также существующие Федеральные государственные образовательные стандарты.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута – это алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога, родителей и детей, направленный на достижение поставленной цели. Алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута может быть представлен следующим образом:

? диагностика стартового уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

? постановка цели и определение образовательных задач;

? планирование содержания индивидуального образовательного маршрута и определение результатов ее реализации;

? образовательная деятельность в рамках предложенного индивидуального образовательного маршрута;

? диагностика результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

В качестве научной гипотезы выступило предположение о том, что проектирование и дальнейшая реализация индивидуального образовательного маршрута будет способствовать более эффективному психолого-педагогическому сопровождению дошкольника с выраженной задержкой психического развития.

В исследовании приняли участие 12 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с выраженной задержкой психического развития, посещающие специализированную группу МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранск.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. Первым этапом был организован и проведен констатирующий эксперимент, целью которого стало исследование уровня сформированности познавательных процессов: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития.

В качестве диагностического материала использовались методики «Корректурная проба», «Запомни пять картинок», «Логическая цепочка», «Парные аналогии», «Четвертый лишний».

Полученные результаты были подробно проанализированы. Так, при исследовании устойчивости внимания детей указанной категории был выявлен низкий уровень изучаемого познавательного процесса. Большинство испытуемых (10 человек – 83,3 %) не смогли справиться с заданием даже с постоянной помощью педагога. И лишь незначительная часть (2 человека – 16,7 %) дошкольников с выраженной задержкой психического развития после многократного обучения закончили задание. Данные, полученные при исследовании кратковременной зрительной памяти детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития, также позволяют говорить о низком и среднем уровнях развития изучаемого познавательного процесса. Часть испытуемых (9 человек – 75 %) смогли запомнить лишь 1–2 картинки, что свидетельствовало о низком уровне кратковременной зрительной памяти. Остальные испытуемые (3 человека – 25 %) запомнили 3 картинки и показали средний результат. Анализ данных позволяет предположить, что низкий уровень кратковременной зрительной памяти у испытуемых в первую очередь связан с их неустойчивостью внимания. Оказалось, что средний уровень кратковременной зрительной памяти показали те испытуемые, которые справились с заданием, направленным на исследование уровня устойчивости внимания. Далее были изучены результаты, полученные при исследовании уровня сформированности умения логически мыслить. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большая часть дошкольников с выраженной задержкой психического развития (8 человек – 66,7 %) имеют низкий уровень сформированности умения логически мыслить, то есть все предлагаемые задания не были выполнены даже с помощью педагога. Лишь незначительная часть испытуемых (4 человека – 33,3 %) показали средний уровень сформированности умения логически мыслить (испытуемые справились с заданием после незначительной помощи педагога, но объяснить свой выбор не смогли).

Полученные данные позволяют говорить о том, что у большинства дошкольников с выраженной задержкой психического развития низкий уровень устойчивости внимания, который в свою очередь коррелирует с низким уровнем кратковременной зрительной памяти. Кроме того, у большинства детей указанной категории обнаружен низкий уровень сформированности умения логически мыслить.

Следующим этапом был организован формирующий эксперимент, в рамках которого осуществлялось проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого испытуемого. При проектировании маршрута учитывались полученные результаты констатирующего эксперимента и индивидуальные особенности детей. В качестве основных были выделены три задачи:

а) организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития;

б) включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

в) просвещение воспитателей, работающих с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития.

Экспериментальное обучение проходило в течение одного года, и было организовано в свободное от основных занятий время. Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития включала в себя проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-педагогических занятий, направленных на коррекцию познавательных процессов. Подгрупповые занятия проводились ежедневно в вечернее время с участием родителей (длительность занятия – 25 минут). Индивидуальные занятия проводились также ежедневно (длительность занятия – 15 минут). В рамках занятий были предложены упражнения на развитие памяти, внимания и мышления, которые реализовывались по принципу «от простого к сложному». Содержание занятий корректировалось под каждого испытуемого. Родители были активно включены в коррекционно-педагогический процесс, поэтому часть заданий подразумевала совместное выполнение взрослым и ребенком.

Также участие родителей осуществлялось в рамках работы родительского клуба. Встречи организовывались один раз в месяц, как правило, обсуждались вопросы, посвященные заранее обозначенной теме. Приведем пример некоторых обсуждаемых тем: «Как говорить, чтобы ребенок слушался?»; «Гиперактивные дети»; «Принцип безусловного принятия»; «Особенности развития «особых» детей»; «Взаимодействие родителей и ребенка с ограниченными возможностями здоровья»; «Я – мама «особого» ребенка!». Кроме того, по запросу родителей проводились индивидуальные консультации с ними.

В рамках опытно-экспериментальной работы осуществлялось просвещение воспитателей, работающих с дошкольниками с выраженной задержкой психического развития, по вопросам обучения и воспитания дошкольников с выраженной задержкой психического развития. Указанное направление было реализовано в рамках проведения научно-методических семинаров, один из который был проведен по теме «Внедрение инклюзивного образования в практику образовательных организаций», другой посвящен вопросам организации работы педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях внедрения инклюзивного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого стало изучение эффективности предложенной программы. Анализ результатов, полученных при исследовании устойчивости внимания детей указанной категории, показал что у большинства испытуемых (9 человек – 75 %) средний уровень сформированности указанного познавательного процесса. При выполнении задания «Корректурная проба» дошкольники с выраженной задержкой психического развития использовали помощь педагога, но не всегда могли объяснить свой выбор; некоторые из них допускали незначительные ошибки. Несколько испытуемых (3 человека – 25 %) так и остались с низким уровнем сформированности устойчивости внимания. При выполнении диагностического задания дошкольники не смогли воспользоваться многократной обучающей помощью, предложенной педагогом; с заданием не справились.

Полученные данные при исследовании уровня сформированности кратковременной зрительной памяти у детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития показали, что средний уровень обнаружен у 41,7 % дошкольников (испытуемые запомнили 3 картинки из предложенных). В свою очередь, у 58,3 % испытуемых уровень сформированности изучаемого познавательного процесса остался низким, при этом все дошкольники с выраженной задержкой психического развития сделали попытку запомнить картинки: одну картинку запомнили 16,6 %; две картинки запомнили – 41,7 %.

Далее были изучены результаты, полученные при исследовании уровня сформированности умения логически мыслить. Полученные данные свидетельствуют о том, что практически в половине случаев (7 человек – 58,3 %) дошкольники с выраженной задержкой психического развития продемонстрировали средний уровень сформированности умения логически мыслить. Испытуемыми была предпринята попытка выполнить самостоятельно предложенные задания («Логическая цепочка», «Парные аналогии», «Четвертый лишний»), но потребовалась незначительная помощь педагога при объяснении выбора. В свою очередь, 41,7 % дошкольников с выраженной задержкой психического развития так и остались с низким уровнем сформированности умения логически мыслить. Соответственно, предлагаемые задания были выполнены с многочисленными ошибками, требовалась постоянная помощь педагога, испытуемые не смогли объяснить свой выбор даже с помощью педагога.

Выводы

Полученные данные на этапе контрольного эксперимента позволяют утверждать что у части дошкольников с выраженной задержкой психического развития уровень сформированности познавательных процессов: внимания, памяти, мышления – повысился. Соответственно, спроектированные индивидуальные образовательные маршруты для дошкольников с выраженной задержкой психического развития доказали свою эффективность.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в начальной школе
Ссылка на основную публикацию