All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка писать цифры — основные методики обучения

Как научить ребенка писать цифры — основные методы обучения

ребенок учится писать

Одним из важных процессов подготовки к школе является обучение не только письму, но и математической грамоте. Как научить ребенка писать цифры?

Как организовать урок в интересной и игровой форме?

Если письменные занятия требуют наличия определенного места, то устные уроки математики можно проводить везде — на отдыхе, в транспорте, по дороге домой.

Методики обучения

  • Математические прописи (штриховки, прописи цифр и печатных геометрических фигур) — предназначены для совместной работы учителя и ученика. Состоят из отдельных разнообразных и веселых уроков, которые в игровой форме помогают освоить написание цифр от 0 до 9, начиная отдельными деталями и заканчивая целыми числами. Прописи различаются цветным и черно-белым исполнением, размерами клеток (мелкая и широкая), а также дополнительными заданиями и упражнениями на развитие логики, мышления, внимания и пояснениями для взрослых.
  • Цифры по точкам — одна из наиболее популярных методов, позволяющая обучающемуся быстро и без усилий запомнить способ написания того или иного числа. Суть обучения заключается в том, что от взрослого требуется поставить точки или черточки по форме цифры, которые ребенок должен будет соединить между собой.
  • Счетные палочки, спички, карандаши и другие элементы как нельзя лучше помогают малышам складывать очертания цифр.

Подготовка

Главное при обучении — осмысленность.

  1. Во-первых, до начала написания цифр родителям следует провести устные занятия. Графическое написание цифр не должно быть чем-то абстрактным. От ребенка требуется умение считать до 10, а также узнавать ту или иную цифру в напечатанном виде.
  2. Во-вторых, малыша следует ознакомить с клеткой. Для первого урока достаточно нарисовать небольшую клеточку на альбомном листе и показать ее центр, углы и стороны, а также научить дошкольника находить верхнюю и нижнюю границы, все стороны клетки и разделять ее на четыре равные части.
  3. В-третьих, приступать непосредственно к обучению следует после того, как ребенок самостоятельно сможет нарисовать все отдельные элементы цифры — палочки, овалы, полукруги и черточки.

пишем цифры

Направление написания цифр

Что должен уметь ребенок?

ребенок за столом

Малыш должен быть знаком с обведением контуров различных фигур и линий, уметь раскрашивать изображения и уверенно держать карандаши в руках.

Обучающийся должен без труда обводить намеченные пунктиром палочки и крючки.

Немаловажное значение имеет и правильно поставленная рука. Дошкольнику следует знать, как точно держать ручку и сидеть за столом.

Ребенок, у которого прекрасно развита мелкая моторика рук, с легкостью осваивает уроки письма. Отличными тренерами для пальчиков являются лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста и рисование в альбоме (начиная от обычных каракулей до осмысленных сюжетных рисунков).

мама с ребенкомМногие молодые мамы начинают скучать в декрете от череды однообразных дел. Как не сойти с ума в декрете? Выбирайте хобби и развивайтесь.

Как уложить ребенка спать за 5 минут? Полезные советы читайте тут.

Варианты поделок из спичечных коробков вы можете посмотреть по ссылке.

Обучение цифрам в игровой форме

Легкая, интересная и яркая обстановка позволяет малышу без особого труда запоминать цифры от 0 до 9 и схватывать на лету новый материал. Успехи обучению будут более ощутимыми, если взрослый не будет зацикливаться на самом занятии, а преподнесет изучаемую тему мимоходом.

После знакомства дошкольника с определенной цифрой, ее следует нарисовать в альбомном листе, лучше в увеличенном размере. При желании цифру можно раскрасить цветным карандашом. Далее приветствуются совместные фантазии малыша и взрослого.

лепка цифр

Цифры из пластилина

Цифру можно слепить из пластилина, раскатать слоеное или любое другое тесто для выпечки, вырезать из нее требуемую циферку и запечь в духовке. Мама малыша может быть на 100% уверена в том, что ее сыночек или дочурка с огромным удовольствием не только съест собственноручно приготовленное число, но и на всю жизнь запомнит выпеченную циферку.

Для повторения пройденного материала прекрасно подойдут разноцветные кубики, карточки или кружочки с изображениями цифр. Взрослому следует показывать нужный элемент, а ребенок должен безошибочно угадывать требуемую цифру.

цифры единички

Малыши слову «надо» предпочитают «хочу», поэтому каждая новая цифра должна восприниматься с энтузиазмом. В противном случае у малыша возникнет отвращение к обучению, которое обязательно приведет к проблемам в школе.

Изучение с помощью ассоциаций

Абстрактные цифры ничего не значат для ребенка, по этой причине зрительные представления как нельзя лучше помогают детям с легкостью запоминать те или иные числа. Например, мама малыша может сравнить цифру 2 с фигурой лебедя, 0 с буквой О или кругом, 8 — с матрешкой и т.д.

Различают несколько разновидностей ассоциативных методов:

цифра 2 похожа на лебедя

  • Метод вешалок помогает детишкам запоминать те или иные цифры, присваивая каждому числу зрительный образ или определенное слово (например, 1 — это спортсмен, 5 — образ школы, 15 — спортсмен, участвующий в школьных соревнованиях).
  • Сравнение цифр с конкретным образом — 0 похож на мячик, солнышко, кружочек; 1 — это зубочистка, соломинка, фонарик и т.д.
  • Метод О’Брайена — связь цифр с именами известных людей. Главный принцип ассоциации — это цифра — персона — действие. Например, 1 — это Агния Барто, 5 — это писательница, а уже число 15 — это человек, который сочиняет стихи.
  • Рифмы — сочетания цифр с определенным созвучием слов или стишков.

В противном случае обучающийся запутается в большом количестве сложных для понимания техник запоминания образов.

Изучение цифр с помощью времени и календаря

Данный метод — разновидность ассоциативного метода: каждая циферка становится этаким напоминателем для ежедневных дел (например, семь — время пробуждения, девять — садик, три часа — чай с печеньем, пять — прогулка и т.д.).

Читайте так же:
Как избавиться от токсикоза - полезные советы и рекомендации

Прекрасная замена часам — календарь с перемещающимся окошком. Любое предстоящее событие показывается малышу. Взрослому обязательно нужно предоставить обучающемуся самостоятельно управлять календарем.

календарь для счета

Естественно, чем ярче разукрашен новый обучающийся материал, тем лучше запоминаются цифры. Более того, числа в календаре позволяют без особых трудностей обучать малышей счету до 31.

Для более интересного обучения взрослому желательно приготовить большие яркие часы с круглым циферблатом и разноцветными циферками. Вместо календаря можно вести ежедневник, придумать особую книгу записей или расписание.

Прописи

Математические прописи представляют собой не просто готовые контуры, необходимые для обведения.

Цель обучения — научить малыша соблюдать правильность наклона.

То есть цифру 1 нужно писать не вертикальной палочкой, а начинать ее с середины клеточки, вести наклонной линией в правый верхний уголок и плавно опускать в нижний центр.

Задания в прописях позволяют научить ребенка не только правильно писать цифры и закреплять навыки счета от 0 до 9, но и ориентироваться в листах в клеточку, развивать графические навыки, логическое мышление и зрительное восприятие. Регулярные письменные занятия помогают совершенствовать координацию движений руки и мелкую моторику.

Правила написания

Первые цифры должны быть показаны малышу на большом листе бумаги. Взрослому нужно набраться терпения и обстоятельно объяснить обучающемуся различные детали цифр (прямые и волнистые линии, овал, полукруг) и правила их написания: где нужно начинать линию, в каком направлении вести, когда следует отрывать ручку от листа и где заканчивать.

  • Цифру 1 — нужно начинать с центра клеточки, плавно вести в правый верхний угол и опустить в центр клеточки.
  • Цифра 2 — начинается чуть ниже середины центра клетки. Точка ведется линией вверх и далее закругляется в верхнем правом углу клетки, ведется вниз с наклоном влево и заканчивается нижней волнистой линией.
  • Цифра 3 — это две полуовальные линии. Ее нужно начинать с середины клеточки, вести с закруглением в правый верхний угол, опустить вниз чуть выше середины клетки и повторить овал, ведя в нижний левый угол.
  • Цифра 4 — начинается с середины верхней клетки, прямой линией ведется вниз до середины, продолжается вправо, но не до конца, и заканчивается длинной палочкой, которую начинают от правого верхнего угла и заканчивают серединой клеточки.
  • Цифра 5 — состоит из трех деталей: прямая линия от верхней середины клетки до ее центра, полукруг в правой стороне клеточки и заключительная верхняя волнистая линия, которая ведется слева направо.
  • Цифра 6 — пишется одной сплошной линией, ручку не следует отрывать от листа бумаги. Цифру начинают с полуовала с правого верхнего угла клетки, ведут линию до низа, закругляют в окружность в нижней части и заканчивают чуть выше центра клеточки.
  • Цифра 7 — начинается волнистой линией чуть левее верхней стороны клеточки, ведется вправо и прямой линией опускается в середину нижней стороны, которую в конце нужно перечеркнуть длинной прямой палочкой.
  • Цифра 8 — ведется овальной линией от середины левой части клетки, переходит полукругом в правую часть, касаясь ее боковой стороны, плавно опускается влево и заново закругляется в середину клеточки, касаясь до начальной точки циферки.
  • Цифра 9 — начинается с середины правой части клеточки, ведется наверх, плавно закругляется до начальной точки, далее линия с изгибом опускается в нижнюю часть середины клеточки.
  • Цифра 0 — представляет овал и начинается с середины правой части клеточки, ведется наверх, опускается вниз и возвращается к начальной точке.

развитие малышаВ 3 года ребенок начинает пытаться все делать самостоятельно, но у него не всегда это получается. Психологи выделяют кризис 3 лет у ребенка. В этот момент родители должны быть особенно внимательными к изменению поведения малыша.

Делаем поделки с ребенком из крупы — варианты изделий смотрите на этой странице.

Ребенку нужно дать время для освоения нового материала. Можно разнообразить письменные уроки игровыми моментами, позволить малышу самостоятельно «обучить» любимого мишку, вдоволь поиграться с игрушечными циферками и т.д.

Статья знакомит взрослых с основными правилами написания чисел и популярными методиками обучения. Практические рекомендации по работе с дошкольниками помогут неискушенным родителям самостоятельно обучить своих малышей правильно писать цифры.

Видео на тему

Как научить ребенка запоминать цифры и их написание

Как научить ребенка запоминать цифры и их написание

Дети 3-5 лет легко и быстро запоминают всё, что видят и слышат вокруг. Их речь ежедневно обогащается новыми словами, выражениями и понятиями. От цепкого внимания маленького исследователя не ускользает ни одна деталь. Этот возраст идеален для знакомства малыша с цифрами.

Как научить ребёнка цифрам?

Чем раньше начнётся процесс обучения (особенно в домашней атмосфере) — тем легче будет достигнут положительный результат. Главное, чтобы это было интересно, занимательно и ненавязчиво. Заучить несложно, так как запоминание номера легко происходит в процессе игры, с использованием красочных картинок, ярких зрительных образов, любимых игрушек.

Цифры учить несложно

Основные принципы математики для малышей

Ребёнку дошкольного возраста нет большой разницы, изучать буквы или цифры. Для него и те, и другие — просто значки и крючки. Поэтому изучение алфавита и чисел можно вести параллельно. Главное — заинтересованность родителей в результате, их осознанное желание и способность превратят уроки математики в увлекательное путешествие в мир знаний.

Рекомендации, которые нужно учесть при обучении:

  • начинать детские уроки в раннем возрасте;
  • не превращать занятия в обязанность, не перегружать малышей;
  • закреплять знания на практике;
  • использовать игрушки, пластиковые цифры, карандаши, кубики, свечи для торта;
  • включать в работу различные рецепторы: слух, зрение, осязание;
  • заниматься регулярно.
Читайте так же:
Поделка из яичной скорлупы для детей: что можно сделать своими руками

К сведению! Память детей 3-5 лет очень активна, и даже небольшой объём новой для них информации быстро усваивается. Это и становится крепкой основой для успешного изучения цифр и чисел.

Лучше начать обучение пораньше

Возраст для обучения не важен

На самом деле, запомнить цифры способен и годовалый карапуз. Достаточно регулярно в течение дня показывать ему визуальное обозначение цифры и произносить её название вслух. Когда малыш начнёт говорить, он сможет воспроизвести слова, услышанные в колыбели, и ассоциировать их с изображением конкретного знака.

В возрасте 3-5 лет основной формой деятельности становится игра. Она и помогает малышу выучить цифры, и посчитать, узнать число и определить количество предметов.

Порядковый счёт в обычной жизни

В окружающем мире можно считать всё, что угодно:

  • ступеньки на лестнице в подъезде;
  • машины, припаркованные во дворе;
  • гуляющих детей и взрослых;
  • прилетающих голубей;
  • пробегающих мимо кошек.

Знакомить маленького человека с порядковым счётом можно, даже если ему всего годик, и он не умеет говорить. Достаточно во время прогулки считать вслух и показывать при этом пальцем на предмет счёта. Цепкая детская память обязательно запомнит информацию и воспроизведёт в нужный момент.

Обратите внимание! Малыш сможет запомнить последовательность числового ряда, если озвучивать её регулярно. Просто считать вслух: «Один, два, три, четыре, пять….»

Первое знакомство

Как научить ребенка цифрам в 4 года? Будет ошибкой с первых занятий заставлять ребёнка считать от 1 до 10. Для начала достаточно взять 4-5 чисел и обучить основным операциям с ними. Не стоит перегружать маленького ученика. Освоив математические действия в этих пределах, малыш сможет применить эти навыки в более сложных примерах. На первых порах можно использовать пальчики одной руки. Считать их в прямом и обратном порядке, загибать и разгибать, сводить и разводить.

Полезно использование пальцев рук

Взаимосвязь между цифрами и количеством предметов

Когда дети освоят игры с числами, начинается их знакомство с цифрами. Представление о количестве предметов сложилось, освоен порядковый счёт — можно, называя число, показывать соответствующую цифру.

Снова на помощь взрослым приходят игры:

  • Строительство башен из кубиков рядом с картинкой, изображающей цифру.
  • Выкладывание счётных палочек на карточках с цифрами.
  • Погрузка пуговиц в нарисованные и пронумерованные машины.

К сведению! Можно использовать готовые решения. Их в больших количествах предлагают книжные и детские магазины. Всё зависит от фантазии родителей и педагогов, и их творческого воображения.

Сопоставляем действия и счёт

Малыши беспорядочно используют в речи слова-числительные (один, три, восемь). Это свидетельствует о том, что они ещё не овладели умением считать и ничего не говорит об их математических способностях. Счёт используется ими, как звуковое сопровождение действий, своеобразный ритм движений.

Считая предметы, дети раннего возраста порой испытывают трудности при назывании числительных. Они спешат назвать число, пропуская предмет, либо рукой действуют быстрее, чем словами. Правильно выполняя поручения взрослого «принести, подать, показать один, два, три предмета», малыши не всегда способны назвать количество. Это нужно учитывать при подготовке к занятиям.

Обратите внимание! Обучение счёту должно начинаться с практических действий с множествами предметов (игрушками, конфетами, яблоками), и только потом идёт процесс усвоения чисел.

Понятие «ноль»

Это понятие не вызывает сложности даже у самых маленьких. Ребятишки легко замечают, что предметы были, и вдруг их не стало. Подмечают они и когда это произошло. На столе лежат конфеты, мама протягивает руку и убирает их со словами — ничего не осталось, ноль конфет. Регулярное повторение подобных манипуляций приводит к чёткому пониманию детишками ноля.

Игры на сравнение предметов

Двух-трёхгодовалый человечек готов к знакомству с понятием «количество предметов». Он знает, что значит «один» и «много». Можно смело приступать к сравнению предметов.

Сравнение предметов пойдет на пользу

Понятие «столько же»

Для начала нужно научиться понимать, что такое «столько же». На трёх кубиках располагаются три игрушки. Всем игрушкам хватило «домиков» — значит, предметов столько же. Эти знания можно закрепить с помощью чашек с блюдцами, кукол и их нарядов, машин и гаражей для них.

Понятие «больше — меньше»

На следующем этапе обучения меняется количество этих предметов. Одной кукле не хватило платья — значит, кукол больше, чем платьев. Две чашки с блюдцами, а третьей не хватило — чашек больше, чем блюдец.

Следующий шаг — сравнение одинаковых предметов. Это могут быть кубики одного размера, одинаковые пуговицы, цветные карточки. В один ряд выкладывается одна группа предметов, другая — точно под первой. Какой ряд длиннее — в том предметов больше. Сравнение количества предметов разного размера начинается только после полного усвоения этого этапа. Можно сравнивать кубики или пуговицы разного размера. Одни предметы больше, но их количество меньше.

Состав числа

Раскладывание числа на его составляющие позволяет в дальнейшем маленькому математику освоить таблицу сложения и вычитания, быстро и правильно решать примеры и задачи.

Проиллюстрировать состав числа можно с помощью тех же яблок, конфет, пуговиц и прочих привычных и знакомых предметов.

К сведению! Полезно распределять их между игрушками, нарисованными героями мультиков, членами семьи.

Обратный счёт

Наглядный пример обратного счёта для детей — пирамидка. Надевая кольца на пирамидку, считают их в обычном порядке, снимают — в обратном. То же самое возможно проделывать с предметами, складывая их в коробку и выкладывая обратно на стол, или собирая и разбирая дорожку из счётных палочек, или цветных карандашей.

Регулярно выполняя эти игровые упражнения, проговаривая счёт вместе с мамой, малыш быстрее научится вычитать и складывать.

Читайте так же:
Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога, что делать родителям

Написание дается сложнее

Простые математические действия с предметами: сложение и вычитание

Безусловно, решать математические примеры дошколятам вряд ли под силу. Но элементарное представление о сложении и вычитании вполне допустимо давать им во время игры.

Важно! Если малышу трудно, он устал и не хочет этого делать, не надо настаивать, просить подумать и дать ответ, стоит просто переключить внимание на другую игру.

Сложение и вычитание постигается с помощью привычных предметов, героев любимых мультиков, игрушек:

  • Кукла собирает разноцветные пуговицы — малыш складывает и считает.
  • Машинка перевозит кубики на стройку, теряя по дороге один куб — вычитает.
  • Плюшевый мишка получает несколько конфет, часть съедает — вычитает.
  • Мама рисует ягодки (грибочки, яблоки, орехи, листики и пр.), закрывает рукой — малыш вычитает, открывает — прибавляет.

Интересная игра может увлечь малышей и сделать процесс обучения незаметным, но достаточно успешным.

Написание цифр

В детском возрасте образ цифры воспринимается целиком, не вычленяются её составляющие. Запомнить написание поможет игра в ассоциации «На что похожа цифра» и возможность самому воспроизвести эти закорючки на бумаге. Можно попросить малыша нарисовать, слепить, свернуть из бумаги ту или иную цифру. Сначала это будут просто рисунки и каракули. Когда рука окрепнет, можно приступать к правильному написанию цифры, учить вписывать её в клеточку, знать, где должен располагаться каждый её элемент.

К сведению! Лучший тренажёр — прописи для написания цифр с картинками, стихами и играми.

Обычно считать детишки начинают рано. Считалочки, стихи и потешки — первые детские книжки помогают в этом. Но запомнить, как выглядят цифры, тем более самостоятельно их написать, дошколятам сложно. Процесс обучения будет иметь успех при условии огромного желания взрослых научить малыша, помочь ему окунуться в мир математики ненавязчиво, весело, легко. Вместе с родителями этот процесс станет интересным и захватывающим приключением.

Как научить ребенка писать буквы и цифры

Советскому человеку подобный вопрос едва бы пришел в голову. Разве не для этого нужна школа? А пока ребенок не пошел учиться, пускай наслаждается свободой и беспечностью — зачем отбирать у него детство

Однако, реальность такова, что сегодня в школу нужно приходить уже подготовленным. Почему это важно:

  • ребенку будет легче адаптироваться к учебному процессу;
  • проще понимать учителя, выполнять поставленные задачи;
  • ребенок не потеряет интерес к учебе, потому что точно не окажется в ряду отстающих.

21 век — это век раннего развития детей. Неподготовленному ребенку будет сложно влиться в коллектив, где другие дети уже бегло читают, пишут и даже решают простые математические примеры. Это точно не добавит вашему чаду оптимизма и желания грызть гранит науки.

Поэтому подготовить ребенка к школе — прямая обязанность каждого родителя. Нужно ли учить ребенка каллиграфическому письму перед школой, когда начинать этим заниматься и какие навыки стоит выработать у дошкольника — ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Когда начинать учить ребенка правильно писать?

Письмо — это комплексный навык. Он подразумевает развитую моторику рук, хорошую ориентацию в пространстве и на листе бумаги, зрительную память и зрительно-моторную координацию. Физиологическая готовность к каллиграфическому письму у детей достигается только к 7-8 годам. А к написанию печатных букв дети готовы еще раньше — в 5-6 лет.

При самостоятельном обучении ребенка письму важно понимать, что письмо, как процесс, имеет определенную последовательность — у каждой буквы и цифры есть свой алгоритм написания. Необходимо сразу сформировать у ребенка правильные навыки, чтобы впоследствии ему не пришлось переучиваться. Формировать эти навыки можно уже с 5 лет.

Основные советы в освоении навыков письма

ребенок пишет цифры и буквы

Итак, времена изменились — сегодня ребенок должен овладеть письменными навыками еще до поступления в школу. С чего же начать?

Прежде, чем приступить к написанию букв, ребенку необходимо выучить алфавит. В противном случае он не будет понимать смысла того, что делает.

Хорошо, когда ребенок не просто знает буквы, но и умеет читать по слогам. Так учиться письму будет легче.

С изучением алфавита хорошо помогают пособия, которые используют отождествление предмета с буквой, на которую он начинается («А — автобус», «Б — барабан»). Это способствует лучшему усвоению букв, пониманию их назначения. Возьмите эту технику на вооружение — она сэкономит вам много времени.

Самая распространенная проблема при изучении букв — это непонимание того, почему буква называется и звучит по-разному (буква «бэ», а звук «б»). Поэтому на первом этапе педагоги не рекомендуют учить ребенка правильному названию буквы, а только лишь ее звуку. Когда вы от чтения перейдете к основам письма, стоит вспомнить и о названиях.

Параллельно с изучением алфавита важно продолжать развивать моторику рук. К классической лепке из теста и игре в песочнице добавляйте более сложные задания:

  • вырезание геометрических фигур ножницами (круг, квадрат, треугольник);
  • игры с конструктором соответственно возрасту (чем старше ребенок, тем мельче детали);
  • рисование пальцами (красками или на песке, крупе, запотевшем стекле и т.д.), красками, карандашами
  • или фломастерами, параллельно отрабатывая правильный захват;
  • выкладывание букв из горошин, бусин, семечек.

Когда вы будете готовы перейти непосредственно к письму, важно правильно организовать учебное пространство: удобный стол и стул в соответствии с ростом ребенка (обе ноги должны стоять на полу и быть согнуты под углом 90 градусов), хорошее освещение.

Особое внимание стоит уделить посадке ребенка за столом, осанке, расположению рабочей тетради и обеих рук на ней. Контролируйте, чтобы плечи у ребенка были на одном уровне, а расстояние от глаз до стола — 30-35 см.

Читайте так же:
Поделки для детей 5 6 лет - идеи для творчества

Определите длительность занятий — не дольше 15 минут, возможно, даже меньше — все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Совет: воспользуйтесь таймером или песочными часами — они прекрасно дисциплинируют ребенка и дают ощущение времени.

Основной принцип занятий — не давить на ребенка, максимально превращая занятия в игру. Не забывайте хвалить за успехи и усидчивость — мотивация должна быть на высоте. Гораздо важнее сформировать у ребенка интерес к учебе и только потом необходимые навыки:

  • ориентация в тетради;
  • правильный захват ручки (пинцетный);
  • рисование по точкам и клеточкам;
  • проведение непрерывных прямых и волнистых линий;
  • раскрашивание предметов, не выходя за контур;
  • написание элементов и печатных букв.

На этих умениях нужно сконцентрироваться в самом начале освоения письма.

Ориентация на листе бумаги

Этот навык призван дать ребенку понимание расположения букв или других элементов на листе. Дошкольнику пока сложно понять, сколько букв может поместиться в строке, какой у них должен быть наклон, как написать маленькую или большую букву. Все это развивается несложными упражнениями:

  • нарисовать точку вверху или внизу листа;
  • нарисовать большой и маленький квадрат, понять, где какой;
  • найти отличия между двумя картинками;
  • обвести определенное количество клеточек в тетради, пропустить две и обвести еще серию клеточек;
  • заштриховать геометрические фигуры, не выходя за контур;
  • скопировать (срисовать) несложные геометрические фигуры.

Как правильно держать ручку

Научить ребенка правильно держать ручку при письме лучше с самого начала — переучиться позже будет непросто.

Совет: начинайте отрабатывать первые навыки письма не авторучкой, а простым карандашом. Детям свойственно расстраиваться из-за ошибок. Ошибаясь часто они теряют интерес к занятию. Карандаш же можно стереть ластиком, и легко исправить допущенную ошибку.

Первое время лучше всего использовать толстые трехгранные карандаши, чтобы ребенку было удобно отрабатывать пинцетный захват. В качестве альтернативы можно приобрести специальные тренажеры-насадки, которые облегчат данный процесс, — это силиконовые насадки с выемками для пальчиков, призванные выработать правильный навык захвата. Но не используйте их слишком долго — лучше поскорее переходите к традиционным карандашам и ручкам.

Покажите ребенку, как вы сами держите карандаш, и помогите ему повторить захват. Для формирования в дальнейшем красивого почерка некоторые педагоги рекомендуют сразу учить ребенка наклонять кончик карандаша или ручки вправо (если ребенок — правша) или влево (для левшей).

Правильное написание букв

как писать буквы

Вы уже разобрались, что форсировать каллиграфическое письмо не стоит, пока ребенок физиологически «не дозреет». Однако, с печатными буквами дело обстоит иначе — обучение можно и нужно начинать задолго до школы. Главное в обучении соблюдать принцип «от простого — к сложному».

Освоение печатных букв начинается с элементов: палочек и кружочков. Вначале можно рисовать их в воздухе, а затем в обычном альбоме пальцем с краской или карандашом. Начинайте писать буквы именно в альбоме — на начальном этапе детей может отвлекать разлиновка в тетради, а сложные прописи и вовсе вызывать недоумение.

Нарисуйте элемент или букву и попросите ребенка повторить. Контролируйте выполнение элемента, мягко указывайте на ошибки и вместе исправляйте их!

Не забывайте хвалить ребенка за старания. Ваша похвала — это главная мотивация, залог его стремления достигать успеха в любых начинаниях.

Прописи с буквами

Прописи значительно облегчают освоение навыков письма. Вам не нужно самостоятельно придумывать задания — они доступно изложены в тетради с красивыми иллюстрациями («соединить по точкам», «заштриховать фигуру», «нарисовать по клеточкам» и так далее). В прописях для дошкольников вы найдете алгоритмы написания печатных букв, познакомитесь с понятием «строка» и «наклон».

Совет: выбирайте прописи по возрасту вашего ребенка — даже для дошкольников есть варианты разного уровня сложности. Не переходите сразу к написанию букв — это может загубить интерес к письму в зародыше.

Если ваш ребенок по каким-то причинам не может посещать школу, и вы решили учить его каллиграфическому письму самостоятельно, обратитесь за помощью с подбором прописей к педагогу. Существуют разные методики обучения письму: методика Карстера, методика копирования, линейная, генетическая методики и другие. Каждая из них предназначена для детей с определенными особенностями развития, разных уровней подготовки и т. д. Чтобы в дальнейшем вашего ребенка не пришлось переучивать, лучше сразу определиться с правильным направлением.

Правильное написание цифр

По аналогии с буквами: прежде, чем начать писать цифры, стоит их выучить. Достаточно будет знать цифры от 0 до 9. Далее возвращаемся к принципу «от простого — к сложному». Начинаем разбор цифры с разложения символа на элементы и отрабатываем каждый из них. Сначала в воздухе, затем в альбоме, после — в тетради или прописях.

пропись цифры

Выбирая прописи с цифрами, обращайте внимание на их структуру:

  • в начале строки цифра прописана жирным шрифтом, чтобы ребенок мог на нее ориентироваться;
  • следом идут несколько цифр пунктиром для тренировки;
  • и только потом пустое пространство для самостоятельного заполнения.

Полезным элементом в прописях будет изображение алгоритма написания каждой цифры —в виде стрелочек с указанием последовательности действий.

При написании цифр важно соблюдать границы строк, клеток и выдерживать наклон. Удобно, когда прописи разлинованы соответствующим образом. Так вам будет проще объяснить ребенку алгоритм написания каждой цифры.

Пример. Чтобы написать цифру «1», необходимо поставить точку чуть выше центра клеточки, затем соединить ее с правым верхним углом клетки, и провести линию к центру нижней границы.

Будьте готовы к тому, что на отработку каждой цифры у ребенка уйдет много времени и сил.

Читайте так же:
Медицинский шприц — назначение, материалы и упаковка

Трудности в освоении письма у детей

Трудности у детей дошкольного и младшего школьного возраста — не редкость. Чаще всего причиной проблем с письменной речью становится незрелость некоторых физиологических процессов. Письмо задействует длинную цепочку мозговых функций, а развитие мозга у детей часто происходит неравномерно — то есть одни участки формируются быстрее, а другие — позже. С возрастом, как правило, развитие выравнивается, и письмо становится привычной рутиной.

Наглядный пример: дошкольник чувствует усталость уже после написания 2-3 букв, ведь его мозг выполняет сложнейшую работу, а старшеклассник может писать конспект 40 минут подряд «на автомате».

Чаще всего проблемы с письмом у детей возникают на фоне:

  • задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения;
  • задержки психического и моторного развития;
  • недостаточности фонематического слуха (распознавание фонем родного языка).

В любом случае при возникновении проблем в овладении письменной речью ребенка стоит показать нейропсихологу (клиническому психологу) или логопеду. Как правило, на необходимость обращения к специалисту указывают школьные учителя. Они первыми замечают такие нюансы, как:

  • непонимание прочитанной информации, сложность с ее пересказом, большое количество ошибок при списывании текста, неразборчивый почерк (дислексия);
  • стойкие повторяющиеся ошибки при письме, неумение применять орфографические правила (дисграфия, дисорфография);
  • неумение различать близкие по артикуляции звуки «б-п», «д-т» и замена одних букв другими (нарушение фонематического слуха);
  • тремор при письме;
  • очень медленный темп письма;
  • зеркальный почерк у детей старше 7 лет.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Для детей дошкольного возраста зеркальное написание некоторых букв — это норма. Дело в том, что дети 3-5 лет воспринимают буквы не как символы, а как рисунки. И им неважно, в какую сторону будут повернуты их элементы.

Однако, такая особенность должна исчезнуть к тому времени, как мозг ребенка будет готов к освоению каллиграфического письма, то есть к 7-8 годам. Зеркальность почерка у дошкольников также может быть связана с плохой ориентацией в пространстве, которую можно скорректировать упражнениями, описанными в материале ранее.

Как вы уже поняли, написание букв и цифр — очень сложный процесс, который не терпит форсирования. Двигаться нужно медленно и постепенно, чтобы не навредить и не спугнуть ребенка. Игра, терпение и похвала — вот ваши главные помощники на пути к заветной цели.

Как научить ребенка писать цифры — основные методики обучения

Изучать с детьми цифры и счет можно с двух лет. Делать это лучше в два этапа. Сначала — просто познакомить малышей с порядковым счетом и научить узнавать цифры, затем — потренироваться в их написании. Чтобы вам было понятнее, с чего начинать и как проводить обучение, собрали несколько упражнений из новых пособий KUMON «Давай считать!».

Соединяем линии

Самый простой вариант — попросить ребенка провести линии от одной цифры к другой, называя их вслух. Так малыш запомнит порядок чисел и заодно потренирует навык работы с карандашом. Постепенно делайте линии длиннее и извилистее, добавляйте все больше цифр и обязательно просите называть их вслух.


Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 10!»

Соотносим числа и предметы

Важно, чтобы ребенок не просто знал визуальный образ цифр, но и мог соотносить их с соответствующим количеством вещей или предметов. В этом хорошо помогают упражнения, где нужно соединить цифру и то, что она обозначает.


Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 30!»

Проходим лабиринты

Лабиринты — подготовительное упражнение перед тем, как ребенок начнет писать сами цифры. В нем можно потренировать навык рисования линий, правильного нажатия на карандаш и все тот же порядковый счет.


Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 10!»

Обводим цифры

Когда ребенок приступает к написанию цифр, предложите сначала делать это по образцу. Можно подготовить что-то вроде прописей и добавить игровых элементов. Ниже — пример из тетради «KUMON. Давай считать до 120!». Обратите внимание, как меняется фон у цифры: чем он менее контрастный, тем сложнее ребенку.

Рисуем по числам

Старое доброе развлечение из нашего детства, оказывается, тоже может быть полезным! Соединяя пронумерованные точки, ребенок опять же тренирует порядковый счет. Если малыш не сразу поймет, что от него требуется, можно взять его руку в свою и вместе соединить точки, а затем стереть линии и попросить его проделать то же самое снова.


Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 10!»

Когда задание будет сделано, проговорите, что получилось. Обсудите, что еще изображено на рисунке — можно даже придумать собственную историю. Это способствует развитию речи и фантазии.

Пишем числа

Когда ребенок уже запомнил цифры и научился их писать, можно переходить к более сложным заданиям — например, предложить вписать по порядку числа от 1 до 10. В начале можно оставить несколько подсказок, а затем сделать все поля пустыми.

Повторяем

Когда ребенок уже освоил счет до 100 и больше, можно давать ему упражнения на повторение. Например, предложить заполнить пробелы или наклеить стикеры с цифрами на пустые участки. Так ребенок будет тренироваться называть числа по порядку, не задумываясь. Чтобы усложнить упражнение, начинайте не с единицы, а с третьего или четвертого десятка.


Упражнение из тетради «KUMON. Давай считать до 120!»

Хотите получить бесплатно сборник развивающих заданий? Подпишитесь на рассылку, и мы пришлем его на почту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию