All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как укрепить иммунную систему ребенка 4 года

Как поднять иммунитет ребенку осенью?

Наступила осень, а с ней и изменения в нашем самочувствии. Организм еще помнит летний отдых и никак не хочет переключаться на борьбу с изменениями погоды и инфекциями. Детки вновь пошли в детские сады и школы и снова начали болеть. А впереди грипп… Так что же нужно знать о самых частых заболеваниях у детей осенью и зимой, как обезопасить своего ребенка от развития осложнений и снижения иммунитета организма?

На поставленные вопросы ответит педиатр клиники «Академия ВИП» Ширшова Т.Г.

Мы построим наш разговор ввиде беседы. На приеме педиатра родители часто задают следующие вопросы. Давайте разбираться.

— Мой малыш часто болеет (стал чаще болеть), я практически ежемесячно нахожусь на больничном, — говорят многие мамы.

— Как можно улучшить (повысить) иммунитет ребенка? Что нам попить?

Сразу скажу, что детей, которые не болеют, не существует. На детский возраст, как правило, приходится большее число именно инфекционных болезней. И здесь нет ничего удивительного, поскольку ребенок ведет естественный образ жизни – не ест острого и соленого, не ссориться с начальством, не употребляет алкоголь и т.д. Поэтому для него маловероятны инфаркты, инсульты, сахарный диабет, язвы желудка и многое другое.

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным числом микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни – неизбежность. Но всегда найдется микроб, от которого защиты нет. Поэтому болеют все – и дети, и взрослые. И совершенно не принципиально – болеть или не болеть. Важно, как болеть – насколько часто и как тяжело.

Для нашего с Вами взаимопонимания достаточно знать следующее: ИММУНИТЕТ – это способность организма себя защищать. Защищать от всего, что для организма не является естественным: от вирусов, бактерий, от ядов, лекарств, от раковых клеток (которые, кстати, ежедневно образуются в самом организме в огромных количествах).

Вы должны знать, что у новорожденного ребенка почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным заболеваниям, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4 , в крайнем случае на 6 ( и это при грудном вскармливании). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекциями.

Не вызывает сомнения и тот факт, что на сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности. Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок заболеет (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Вывод однозначен – решая вопрос о повышении иммунитета у ребенка, мы будем исходить из того, что ребенок уже есть и не будем углубляться в подробности, на которые мы уже никак не можем повлиять.

Родители обязаны знать, что главной и совершенно уникальной отличительной чертой новорожденного является его способность приспосабливаться к условиям окружающей среды. Ребенок, которого Вы принесли из роддома, очень незначительно отличается по способностям отстаивать свое право на жизнь от точно такого же малыша, появившегося на свет где-нибудь в пещере много-много лет тому назад. Дети и до настоящего времени благополучно появляются на свет в юртах, чумах и вигвамах (пустынях, джунглях, горах, тайге, тундре и т.д.). Новорожденный мало чего боится, потому что ко всему может приспособиться, если ему немного помочь.

Когда же приспосабливаться не к чему (сытно, чисто, тепло, не дует и т.п.) — приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни Вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.

А жизнь человеческая все-таки не очень коротка. И на пути Вашего малыша рано или поздно появятся сквозняки и лужи, жаркое солнце и мокрый снег с дождем, необходимость посещения детского сада (школы).

— Ну как же все-таки повысить иммунинет? – снова спросите Вы.

А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические — это конкретные лекарства, физиологические — это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.

Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы — и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. — все это должно работать. Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.

  • на рост и развитие;
  • на двигательную активность;
  • на поддержание температуры тела.

Неправда ли глупо, заправить полный бак бензином и поставить машину в гараж на год. А напихать в ребенка еды и загнать в постель — это как?

Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три — голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм — не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 10 км в день и выгонять раздетым на мороз. Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).

Но чаще мы проявляем свою любовь и заботу к детям, покупая вкусную еду, модную дорогую одежду, красивые и многочисленные игрушки?

В целом, ответ на вопрос «Почему болеют любимые дети?» становится более-менее понятным. И будет вполне логично, если читатели воспримут настоящую статью не в качестве руководства к действию, а в качестве информации к размышлению.

Читайте так же:
Когда ребенку 4 года пить флемоксин
— Наш педиатр в очередной раз выставила диагноз «ОРЗ», лечение всегда назначается одно и тоже. Может быть поэтому у ребенка развились осложнения?

При заболевании ребенка врач очень ставит диагнозы – «ОРВИ» и «ОРЗ», а родители говорят, что ребенок простудился.

Давайте немного разберемся с врачебной терминологией, чтобы и Вам, уважаемые мамы, можно было участвовать в процессе снижения заболеваемости у малыша.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) — самые распространенные болезни — до 90% всех случаев инфекционных заболеваний. Ими болеют все — одни чаще, другие реже, но все. Зимой чаще (вирусы в это время намного активнее), летом — реже, но все равно болеют.

Симптомы ОРВИ зависят, прежде всего, от того, где, на каком участке дыхательных путей вирус вызвал наиболее сильный воспалительный процесс. Для обозначения этого места существует множество страшных медицинских слов. РИНИТ — поражение слизистой оболочки носа, ФАРИНГИТ — поражение слизистой оболочки глотки, НАЗОФАРИНГИТ (нос и глотка одновременно), ТОНЗИЛЛИТ (миндалины), ЛАРИНГИТ (гортань), ТРАХЕИТ (трахея), БРОНХИТ (бронхи), БРОНХИОЛИТ (самые мелкие бронхи — бронхиолы).

Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны, хотя бы потому, что человека, который ни разу ОРВИ не болел, просто не существует. Вначале недомогание, ну а повышение температуры тела, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют. Простудился — убежденно заявляет человек. Именно в этой связи очень хотелось бы объяснить разницу между такими понятиями, как «простудился» и «заразился», поскольку значение часто употребляемого слова «простуда» на самом деле не всем известно.

Итак, ПРОСТУДА — охлаждение, которому подвергся организм и болезнь, вызванная таким охлаждением.

Главный вывод из этого определения состоит в том, что простуда, как правило, не имеет никакого отношения к ОРВИ. И в носу, и в глотке, и в бронхах имеется достаточное количество микробов (не вирусов, а бактерий), которые вызывают заболевания (все те же фарингиты и тонзиллиты), при ослаблении защитных сил организма, чему и способствуют переохлаждения, повышенная потливость, хождение босиком, избыточные физические нагрузки, сквозняки, холодная вода. А заболеть ОРВИ — это, значит, заразиться от уже больного человека.

И еще про один медицинский термин, который всем знаком — ОРЗ, что расшифровывается как острое респираторное заболевание. Если врач убежден в том, что насморк, кашель и повышение температуры вызваны вирусом, то он (врач) употребляет уже известное нам понятие ОРВИ. В этой ситуации очень удобно говорить про ОРЗ, поскольку понятие «острое респираторное заболевание» объединяет в себе и ОРВИ, и простуды, и обострение хронических инфекций носоглотки, и бактериальные осложнения ОРВИ.

— У моего ребенка температура, как нам быстрее выздороветь и избежать осложнений? Может быть попить антибиотик?

Почти все проявления респираторной вирусной инфекции — повышение температуры тела, насморк, кашель, отказ от еды — представляют собой способы борьбы организма с возбудителем инфекции.

Повышение температуры тела — наиболее типичное проявление не только ОРВИ, но и любой инфекционной болезни. Организм, таким образом, сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем.

Главное для нас следующее. При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло. Тепло теряется двумя путями — при испарении пота и при согревании вдыхаемого воздуха. Два обязательных действия: 1. Обильное питье — чтобы было чем потеть. 2. Прохладный воздух в комнате (при условии теплой одежды на ребенке).

Чем выше температура тела, чем интенсивнее потоотделение — тем больше надо пить. Оптимальный напиток для ребенка — компот из сухофруктов, содержащий очень многие необходимые вещества, к примеру, калий очень (!) нужный для нормальной работы сердца и сосудов, особенно при высокой температуре. А вот чай с малиной резко усиливает образование пота. Поэтому Вы должны быть уверены в том, что есть, чем потеть, а, значит, до малины надо бы дать малышу выпить еще чего-нибудь (того же компота).

Если компота не охота, а охота чего-либо другого помните: лучше любая жидкость которую ребенок пить согласен (минеральная вода, отвары трав, калина, шиповник, смородина и т.д.), чем не пить вообще.

Но если у малыша температура тела перевалила за 38,5, либо он вообще плохо переносит любое повышение температуры, а также имеются сопутствующие заболевания нервной системы (перинатальная энцефалопатия, судорожная готовность и т.д.) то Вы конечно же, должны дать жаропонижающие препараты.

Сразу же отмечу: эффективность любых лекарств снижается, а вероятность побочных реакций значительно увеличивается, если не решены указанные выше две главные задачи (не обеспечен должный режим питья и не снижена температура воздуха в помещении).

Для использования в домашних условия оптимальны два препарата — парацетамол (он же Панадол, Эффералган, Калпол как свечи, так и суспензии) и ибупрофен (Нурофен).

В отношении парацетамола, хотелось бы отметить следующее: этот препарат с одной стороны весьма безопасен, а с другой — не очень эффективен. Ни при одной серьезной инфекции добиться с его помощью существенного снижения температуры тела не удается. Именно поэтому, парацетамол всегда должен быть в доме, поскольку помогает людям правильно оценить серьезность болезни: если после приема температура снизилась, значит с высокой степенью вероятности можно заключить, что ничего страшного (более страшного чем ОРВИ), у Вас нет.

А вот если эффект от приема парацетамола отсутствует — тут уже самое время подсуетиться и не откладывать в долгий ящик обращение к врачу.

И не стоит с первых же минут снижать температуру тела, это затрудняет распознавание иммунной системой вируса или бактерии и затягивает болезнь. Организм должен настроиться на борьбу. Наша задача ему помочь, а не заменить его силы.

Насморк, чаще всего, является проявлением именно вирусного заболевания. Во-первых, организм, таким образом, пытается остановить инфекцию в носу (не пустить ее дальше — в горло, в легкие), а, во-вторых, слизистая оболочка носа выделяет слизь (на человеческом языке она называется «сопли»), которая в огромных количествах содержит вещества, нейтрализующие вирусы. Главная задача — не допустить высыхание слизи. Для этого необходим, опять-таки, чистый прохладный воздух и достаточное количество жидкости, употребляемой внутрь. Если слизь высохнет — Вы будет дышать ртом и тогда начнет высыхать слизь в легких, закупоривая бронхи, а это одна из главных причин развития в них воспаления (пневмонии).

Читайте так же:
Что надо делать если ребенок заикается в 4 года

При температуре в комнате выше 22 градусов слизь высыхает очень быстро. Выводы очевидны.

Помочь себе можно, увлажняя носовые ходы каплями, которые делают слизь более жидкой. Самое простое и всем доступное средство — физиологический раствор (есть во всех аптеках). Это обычная вода с добавлением небольшого количества соли. Передозировать его невозможно, поэтому капайте совершенно спокойно хоть каждые полчаса по 3-4 капли в каждую ноздрю (в случае, когда аптека далеко или бежать туда нет времени, можете сделать некоторое подобие физиологического раствора сами — на 1 литр кипяченной воды добавьте 1 чайную ложку соли, если же быть более точным — 9 грамм).

Нежелательно использование при обычном (вирусном) насморке сосудосуживающих капель (нафтизин, галазолин, назол, називин) длительное время (более 3-5 суток). Вначале становится очень хорошо — исчезает слизь, а потом очень плохо — начинается отек слизистой оболочки носа. Проявляется это так: сопли бежать перестали, но носовое дыхание не только не восстанавливается, но еще и ухудшается . А чтоб снова стало хорошо, опять приходится капать. И так до бесконечности. Повторяю: насморк — это защита. Он сам пройдет, если не мешать, а помогать.

Теперь про кашель. Любой нормальный человек должен хотя бы иногда кашлять. Организм, таким образом, очищает легкие от слизи, которая в них накапливается. Иначе быть не может, потому что дышит человек не самым чистым воздухом. При любых болезнях легких и верхних дыхательных путей количество слизи увеличивается — надо чистить бронхи и нейтрализовать вирусы и бактерии. А накапливающуюся слизь (она называется мокротой) организм удаляет посредством кашля. Но у детей кашлевой рефлекс бывает очень слабым, это может способствовать застою мокроты в бронхах. И здесь уже жди бронхита, а то и пневмонии.

Как и в отношении носа, главное — предотвратить высыхание мокроты — все те же прохладный воздух, питье, не плохо бы и ингаляции с тем же физиологическим раствором. Категорически недопустимо без указания врача использовать лекарственные средства, угнетающие кашель (глауцин, либексин, тусупрекс, бронхолитин)!

Главный, весьма утешительный и весьма оптимистический вывод: в подавляющем большинстве случаев организм ребенка вполне способен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи справиться с вирусной инфекционной болезнью. И главная наша задача организму не мешать!

Как повысить иммунитет ребенка в 4 года – все аспекты здорового образа жизни дошколёнка

Как повысить иммунитет ребенка в 4 года

В этой статье мы рассмотрим особенности работы иммунитета у детей в четырёхлетнем возрасте. Расскажем, как можно уберечь малыша от простуд и укрепить иммунную систему.

Так что же такое иммунитет?

Это ответ организма на вторжение чужеродных антигенов, подавляющих жизнеспособность здоровых клеток. Если говорить простым языком, то иммунитет – это совокупность реакций, блокирующих и предотвращающих дальнейшее развитие инфекций.

Его принято делить на несколько видов: врожденный и приобретенный. Врожденный формируется у ребенка в тот период, когда он еще не появился на свет, то есть, развивается в утробе матери. Главным образом на это влияет ее образ жизни, здоровье и то, как протекает беременность. А вот приобретенный иммунитет формируется за счет перенесенных болезней или же при введении соответствующей вакцины.

Как понять, что иммунитет снижен?

В первую очередь, необходимо научиться правильно распознавать симптоматику, чтобы вовремя помочь организму малыша. Существует ряд «звоночков», на которые стоит обратить внимание:

  • быстрая утомляемость и перманентная сонливость, , протекающие с осложнениями,
  • развитие гайморитов и синуситов,
  • кишечные инфекции, нарушение обмена веществ, проблемы с походами в туалет,
  • аллергические реакции,
  • зуд, крапивница.

Что приводит к снижению иммунитета у четырехлетнего ребенка?

Что приводит к снижению иммунитета у четырехлетнего ребенка?

Нередко в низком иммунитете четырехлетнего малыша виноват стресс. Да-да, именно он. Многие привыкли считать, что это прерогатива взрослых, но в действительности ситуация скорее противоположная. Дети не способны помочь себе самостоятельно, в отличие от взрослых, это и приводит к проблеме. Да и причины переживаний чаще зарождаются именно родителями: постоянные конфликты между взрослыми, пропадание на работе, негативное настроение – дети чувствуют абсолютно все и реагируют на это. Если вы всерьез задумались на тему того, как повысить иммунитет ребенка в 4 года, то начните с работы над собой и микроклиматом в семье.

Неправильное питание также способно поставить работу иммунитета под угрозу. Ребенку нужно получать достаточное количество полноценного белка, жиров и углеводов, его рацион должен быть полезным и сбалансированным, не допускается чрезмерное употребление сахара.

Рассмотрим наиболее весомые причины, из-за которых иммунитет 4-летнего малыша может быть нарушен:

  • переутомляемость;
  • недостаток солнечного света;
  • злоупотребление лекарственными препаратами;
  • отсутствие физической активности;
  • хронические заболевания.

Чтобы понять, как повысить иммунитет ребенка в 4 года, следует ознакомиться с особенностями иммунной системы, характерными для этого возрастного периода. Дело в том, что в этом возрасте (четвертая критическая стадия развития иммунитета) в организме наблюдается уже достаточное количество защитных антител, оно практически достигает показателей взрослого человека. Но при этом местная защита (слизистые оболочки) остается на стадии развития, что нередко приводит к возникновению болезней дыхательных путей с последующим переходом в хроническую стадию.

В этом возрасте очень высок риск заболеть гельминтозом и лямблиозом, а также повышена чувствительность к аллергенам, находящимся в воздухе и попадающим в организм через органы дыхания (пыль, пыльца растений).

Как помочь организму малыша?

Как помочь организму малыша?

Теперь более подробно о том, как поднять иммунитет ребенка, ведь 4 года – самый подходящий возраст, позволяющий решать проблему комплексно и всесторонне.

  1. Физическая активность. Ежедневные прогулки на улице с подвижными играми благотворно влияют на организм – повышается кровообращение, обмен веществ, улучшается настроение. Рекомендуется проводить на улице с ребенком не менее двух часов, учитывая погодные условия.
  2. Водные процедуры. В этом возрасте вода должна быть около 37 градусов, допускается постепенное снижение. Очень полезен контрастный душ и просто обливания прохладной водой (не допускать при этом сквозняков).
  3. Не перегревать. Не нужно одевать ребенка очень тепло, кутать его. Известная фраза о том, что пар костей не ломит, может сыграть дурную шутку. Это спровоцирует повышенную работу потовых желез, малыш будет мокрым, а малейшее дуновение ветра вызовет заболевание.
  4. Прием витаминов. Как в форме лекарственных препаратов, так и в виде продуктов питания. Полезно сезонное обогащение витаминами, когда овощи и фрукты выращиваются естественным путем, и их польза сохранена.
  5. Специализированные средства. Современная фармацевтическая промышленность предлагает ряд препаратов, способствующих поддержанию иммунитета и помогающих бороться с простудными заболеваниями. Важно помнить, что далеко не все из них безопасны в четырехлетнем возрасте, назначение любых лекарств – прерогатива врача. Часто педиатры выписывают маленьким пациентам капли Деринат. Данный препарат подходит малышам любого возраста, применяется как для профилактики вирусных простудных заболеваний, так и для наиболее лёгкого выздоровления без осложнений, если малыш уже заболел. А еще капли Деринат помогают укреплению иммунитета, не вмешиваясь в работу естественной защиты организма, а всего лишь дополняя его.
  6. Поддержание комфортной температуры. Следите за тем, чтобы температура в помещении не поднималась выше 23-25 градусов, предпочтительнее от 20 до 23 градусов. Влажность воздуха тоже важна (не ниже 50%): это особенно актуально в холодное время года, когда из-за центрального отопления в квартирах становится слишком сухо.
Читайте так же:
Лактофильтрум ребенку 4 года

Но главный совет для родителей 4-летнего малыша – проводите времени со своим ребенком как можно больше, тогда выше шансы, что вы заметите изменения в его поведении и начнете принимать меры для профилактики и лечения заболеваний раньше, не допуская перехода болезни в острую и, тем более, в хроническую форму.

Мульти-табс® Юниор: как помочь организму школьника

Иммунитет школьника — хрупкая система, нуждающаяся во внимании и поддержке. Нагрузки в школе и перестройка организма влияют не только на его настроение, но и на самочувствие. Мульти-табс® Юниор — комплекс витаминов для детей от 4 до 11 лет, который поможет родителям поддерживать здоровье растущего члена семьи.

Физиологически и психологически периоды интенсивного роста ребенка являются сложными этапом взросления. Организм не успевает приспосабливаться к происходящим изменениям: сердце получает усиленную нагрузку [1], налаживая кровообращение в вытянувшемся вверх теле. Дети взрослеют, их необходимо поддерживать и в сохранении здоровья, и в учебе.

Витамины и авитаминоз

Витамины — жизненно необходимые роста и правильного развития организма вещества. Они наравне с микроэлементами и аминокислотами участвуют в обмене веществ, обеспечивают работу органов дыхательной, кровеносной и пищеварительной систем.

Основные витамины

Витамин А в большом количестве содержится в печени и рыбьем жире. Он влияет на зрение, здоровье кожи и волос.

Витамины группы B обеспечивают энергетический обмен. Ими богаты крупы, мясо, дрожжи и зерновые.

Витамин С поддерживает иммунитет, помогает усваиваться железу и играет важную роль для соединительных тканей. Содержится в овощах и фруктах, особенно в цитрусовых.

Витамин D нормализует обмен фосфора и кальция. Он не только попадает в организм с пищей (сливками, яичным желтком), но и вырабатывается в коже под влиянием ультрафиолета.

Витамин E отвечает за развитие мышц и здоровье кожи, снижает вероятность тромбозов. Его источники — растительные масла, шпинат, свекла, капуста.

Витамин K в небольшом количестве вырабатывается в кишечнике под влиянием микроорганизмов. Этот витамин — защита печени и предстательной железы. Извне его можно получить, употребляя зеленые овощи, яйца, капусту.

Витамин P предотвращает повреждения сосудов. Содержится во фруктах, в зеленом чае.

Кроме витаминов в функционировании организма принимают участие микроэлементы: цинк, железо, йод, магний и другие [2].

Топ-3 проблем школьника, влияющих на здоровье

Многие дети, придя домой после уроков, меняют экран смартфона на монитор компьютера, полноценный обед — на перекус и ложатся спать за полночь. Эта ситуация типична и может привести к проблемам со здоровьем.

Несбалансированное питание

Дети сегодня редко получают сбалансированное питание — одни питаются фастфудом и предпочитают его нормальным приемам пищи, другие увлечены диетами. А еще и тем, и другим не хватает времени, поэтому они едят на бегу и в основном снеки.

Нагрузки в школе

Помимо нагрузок в школе большинство детей посещают дополнительные занятия, которые занимают практически все их свободное время. Организм тратит энергию, а восстановить ее в условиях несбалансированного рациона проблематично.

Сниженная физическая активность

Все чаще вместо подвижных игр и спорта дети проводят время в социальных сетях. Даже прогулка часто превращается у них в поход к другу, у которого можно подзарядить гаджет и продолжить сидеть со смартфоном в руках.

Мульти-табс® Юниор — поддержка для школьника

Мульти-табс® Юниор — комплекс витаминов для детей, который помогает укрепить иммунитет ребенка в период интенсивного развития и роста. Он имеет состав из 11 витаминов и 7 минералов. Согласно исследованию влияния комплекса Мульти-табс® Юниор на когнитивные показатели, у детей наблюдается улучшение скорости сенсомоторной реакции на звук и слово, зрительно-моторной координации и снижается среднее количество ошибок при тестировании [3]. Витамины представлены в форме жевательных таблеток с различными вкусами.

Витамины Мульти-табс® Юниор подходят для детей 4–11 лет.

На правах рекламы.

Рег. уд. П N012061/01 от 15.05.2019.

Лицензия № ФС-99-02-006765 от 12 сентября 2018 г.

ООО «Пфайзер Инновации»

Адрес: Российская Федерация, 123112, г. Москва,

Пресненская набережная, д. 10, блок С, 22-й этаж,

Бизнес-подразделение «Безрецептурные препараты»

Телефон: +7 (495) 287-50-00

Список источников:

[1] Подростковая медицина: Руководство. 2-е изд. под ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова [Текст] // Питер, 2006 г. — 544 с.

Особенности иммунитета у детей разного возраста

Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы.

Первый критический период — это период новорожденности (до 29 дней жизни), когда организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока. Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них — маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами.

Читайте так же:
Де нол для ребенка 4 года

Второй критический период (4-6 мес. жизни) характеризуется утратой полученных от матери антител. Способность к продукции собственных антител в этот период ограничивается слабым синтезом только иммуноглобулинов M, в то время как иммуноглобулины G являются главными защитными антителами. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.

Четвертый критический период (6-7й годы жизни), когда в крови у ребенка уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов. В этот период уровни иммуноглобулинов М и G в крови ребенка приближаются к уровням взрослых, но уровень иммуноглобулина A все еще остается более низким, с чем связана слабая местная защита слизистых. Содержание иммуноглобулина E, напротив, достигает максимального уровня в связи с высоким уровнем глистных инвазий, чем объясняется повышенная чувствительность к аллергическим реакциям у детей данной возрастной группы. Чувствительность детей этого возраста к инфекциям все еще высока.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет), когда скачок роста сочетается с относительным уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.

В каждом из этих периодов иммунная система ребенка характеризуется рядом особенностей.

При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы. К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов — так называемый «первый перекрест» — с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4-5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка. «Второй перекрест» происходит у ребенка в возрасте 6-7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых. При оценке данных клинического анализа крови у детей необходимо учитывать эти «перекресты».

Повышенное количество гранулоцитов в крови новорожденных в какой-то степени компенсирует недостаточную активность их защитных функций. Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они также отличаются низкой защитной активностью.

Содержание антибактериального фермента лизоцима в сыворотке крови новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, он нарастает в течение первых дней жизни, а к 7-8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. А в слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных.

Низкое содержание основных компонентов системы комплемента в крови новорожденных является причиной недостаточной вспомогательной активности сыворотки крови при фагоцитозе. Только ко второму году жизни окончательно созревает продукция компонентов системы комплемента.

В крови новорожденных содержание естественных киллеров значительно ниже, чем у взрослых. Естественные киллеры детской крови отличаются сниженной цитотоксической и секреторной активностью.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям. Дефекты фагоцитирующих клеток в наибольшей степени выражены у недоношенных новорожденных и детей с задержкой внутриутробного развития. Для таких детей характерно затяжное течение инфекций (например, пневмонии) и низкая эффективность антибиотикотерапии. Предпринятые в последние годы попытки применения у таких детей комбинированного лечения с использованием иммуномодулятора Ликопида показали, что клинические признаки улучшения состояния детей, сокращения сроков заболевания сочетаются с исправлением дефектных функций фагоцитирующих клеток.

После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями созревания всей иммунной системы ребенка. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5-6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.

Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых. Особенности Т-лимфоцитов новорожденных связаны с выходом в кровоток недозрелых предшественников. Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза. Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов. Среди детей в возрасте от 1 до 6 лет нередко выделяют группу «часто и длительно болеющие» острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). При иммунологическом обследовании таких детей у них, как правило, выявляются дефекты основных защитных механизмов. Такие находки явились основанием для проведения предупредительной иммунокоррекции, при которой дети получали иммуномодулятор Ликопид® вне периода обострения заболевания. Эффективность такого способа иммунокоррекции контролировалась по частоте и длительности эпизодов ОРВИ и по изменениям иммунологических показателей. Частота заболеваний в группе детей, получавших вне обострения Ликопид®, снизилась в два раза. При этом было отмечено значимое повышение в слюне детей этой группы содержания секреторного иммуноглобулина А, который является важнейшим фактором защиты слизистых оболочек от бактерий и вирусов.

Читайте так же:
Что приготовить на праздничный стол ребенку 4 года

У новорожденного тимус полностью сформирован и в течение первого года жизни достигает максимальных размеров. Напряженное функционирование тимуса, в котором проходят созревание все Т-лимфоциты, сохраняется в течение первых 2-3 лет жизни. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 — летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться. С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в подростковом возрасте. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью. Из этого следует, что свою основную функцию формирования Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.

Поэтому в течение первых трех лет жизни проводится плановая вакцинация детей против всех наиболее опасных и частых инфекционных заболеваний: туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, вирусного гепатита.

В этом возрасте иммунная система организма отвечает на вакцинацию (убитыми или ослабленными возбудителями, их антигенами, их обезвреженными токсинами) формированием долгоживущих Т-клеток памяти, которые обеспечивают при заражении инфекционным агентом быстрый и эффективный защитный ответ. Именно в детстве, в период расцвета функций тимуса формируется специфический противомикробный иммунитет и соответствующая иммунологическая память, которой должно хватить на всю последующую жизнь.

Абсолютный и относительный лимфоцитоз в крови детей отражает процесс накопления лимфоцитов, имеющих специфические рецепторы для распознавания разных чужеродных антигенов. Этот процесс завершается, в основном, к 5-7 годам, что проявляется изменением формулы крови: лимфоциты перестают доминировать и начинают преобладать нейтрофилы.

Лимфатические узлы ребенка раннего возраста отвечают на любую инфекцию, на любой воспалительный процесс выраженным увеличением размеров (припухлостью). Для детей первых лет жизни характерен аналогичный ответ на инфекции увеличением объема лимфоидной ткани, связанной со слизистыми, например, гортани, с чем связана повышенная частота и опасность быстрого развития отека в области гортани у детей при инфекциях и аллергических реакциях. Лимфоидная ткань, ассоциированная с желудочно-кишечным трактом, у детей первых лет жизни остается незрелой, с чем связан высокий риск кишечных инфекций.

Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10-12 лет). Секреторные иммуноглобулины А отсутствует у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Характерные для взрослых уровни секреторного иммуноглобулина A в секретах слизистых достигаются к возрасту 2-4 года. До этого возраста местная защита слизистых у детей остается резко ослабленной. При грудном вскармливании недостаточность местного иммунитета слизистых частично компенсируется поступлением секреторного иммуноглобулина A с молоком матери.

Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела — секреторные иммуноглобулины A и G. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту. Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием. Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания — целиакии. Один из компонентов грудного молока — лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя транскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка.

По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций. Даже внутриутробный контакт плода с вдыхаемыми матерью пыльцовыми аллергенами приводит к последующему развитию у новорожденного атопических реакций и заболеваний. Высокий риск развития атопических реакций у детей первых лет жизни связан с преобладанием у них дифференцировки T-хелперов 2, контролирующих синтез иммуноглобулина E и повышенную секрецию гистамина базофилами и тучными клетками. Низкий уровень секреторного IgA на слизистых у детей способствует беспрепятственному проникновению аллергенов через слизистые респираторного и желудочно-кишечного тракта. Особенностью атопических реакций у детей первых лет жизни можно считать более высокую частоту пищевой и более низкую частоту пылевой/пыльцовой аллергии по сравнению со взрослыми. У детей нередко проявляется аллергия к коровьему молоку (2-3% детей в индустриально развитых странах). Коровье молоко содержит более 20 компонентов белковой природы, а многие из них способны вызвать синтез иммуноглобулина Е. Широкое распространение такой аллергии затрудняет искусственное вскармливание детей, заставляя искать адекватные заменители (например, соевые продукты).

Описанные проявления иммунодефицита у детей первых лет жизни обычно оцениваются как «физиологические», т.е. не выходящие за пределы возрастных норм. Однако обусловленная этими возрастными иммунологическими дефектами повышенная чувствительность к инфекциям заставляет искать пути иммунокоррекции. Выше мы рассмотрели примеры применения иммуномодулятора Ликопид®, в том числе, и с целью иммунокоррекции. Многократно доказано иммунокорректирующее действие сбалансированного питания ребенка, мер по закаливанию организма, дозированной физической нагрузки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию