All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как успокоить гиперактивного ребенка 4 года

Консультация для родителей «Как воспитывать гиперактивного ребенка»

Многие родители даже не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, поэтому так необходимо придерживаться правил и советов, создать необходимые условия дома и в учебном заведении.

Что касается детей младшего возраста, которые ещё в детском саду, воспитатели должны обратить внимание на их поведение во время общения с другими детьми, в процессе игр. Именно здесь впервые могут быть замечены симптомы СДВГ. Известно, что первые признаки наблюдаются у детей младшего возраста от 4-5 лет. Такая возрастная группа как раз в детском саду. Если при проявлении самых первых признаков воспитатель начнет корректировать поведение ребенка, дальнейшие протекание СДВГ может значительно замедлиться.

Младший дошкольный возраст — именно то время, когда ребенок по-знает мир, учится жить по тем социальным нормам, которые существуют. Вместе с тем, его внутренние желания могут хотеть совсем другого. Уметь правильно расставлять приоритеты между своими желаниями и правилами общественного поведения ребенок должен научиться именно на этапе детского сада. В младшем возрасте информация усваивается довольно легко, опытный воспитатель подает все на основе игры и правила поведения могут быть сформированы в психике ребенка даже в детском саду.

Организация двигательных упражнений

Избыток энергии у детей с таким синдромом нуждается в своевремен-ном расходовании. Это можно сделать с помощью спортивных упражнений и специальных игр. Рекомендации специалистов советуют избегать упражнений, которые несут в себе эмоциональную нагрузку и волнение, например любые соревновательные виды спорта. Если эмоциональный фактор замешан в игре, значит любой её исход будет крайне важен для ребенка, хотя двигательные упражнения нужны не для побед, а для расходования лишнего энергетического запаса.

Игры для гиперактивных детей в команде тоже не рекомендуются, так как такой ребенок не способен поддерживать командную игру. Если другие дети не будут вести себя так же гиперактивно, как и он, значит они не будут соответствовать его внутренним требованиям, а принять эту особенность он не сможет. При возникновении малейшей сложно-сти, ребенок с синдромом гиперактивности начнет конфликтовать и диктовать свои условия. Естественно, это не лучшим способом скажется на игре, команде и участии этого ребенка в ней.

Если ребенок гиперактивен, следует обратить внимание на длительные упражнения с равномерной физической нагрузкой. Важен не сам результат и не победа, а сама нагрузка на физическом уровне. Она успокаивает и приводит мысли в порядок, освобождает разум, пока тело занято, что очень редко встречается у гиперактивных детей. Обычно, они настолько заняты передвижениями, изменением положения тела, что редко задумываются о чем-нибудь спокойно.

Запреты и ограничения

Как и для любого ребенка, так и для ребенка с синдромом гиперактивности необходимо устанавливать некие правила поведения, которые будут удерживать его в социальных рамках. Запреты не сле-дует вводить без весомой причины. Каждое замечание и пожелание со стороны родителей должно быть обоснованным. Следует обязательно объяснять, почему нельзя делать те или иные вещи, это часть правильного воспитания гиперактивного ребенка.

Важно очень корректно вводить запреты на ограничения подвижности ребенка и его поведение. Огромную роль играет формулировка, так как гиперактивные дети тяжело воспринимают запреты и реагируют негативно, сопротивляясь на любое замечание. Вместо формулировки «Не рисуй по стенах!», следует употребить, например, «Не хочешь ли порисовать в альбоме?». Такая формулировка не способна вызвать бурную реакцию у ребенка и поможет провести коррекцию поведения ребенка более спокойно.

Если запрещать какую-либо деятельность, следует учесть, что гиперактивному ребенку нужно предложить любое альтернативное решение, ведь расходовать энергию нужно обязательно. Нельзя отнекиваться от любых объяснений, просить ребенка посидеть тихо не двигаясь. Поток детской энергии нельзя остановить, можно только направить в необходимое русло.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Если ребенок перевозбуждается, следует успокоить его сменив обста-новку и окружающие обстоятельства на более спокойные. Для детей с СДВГ огромную роль играет физический контакт. Ребенка следует об-нять, можно пожалеть и прижать к себе. Ближе к вечеру можно воспользоваться релаксационными ваннами с добавлением соли. Помогает использование массажа, легкой музыки. Можно почитать ребенку любимую сказку или рассказать любую из известных родителям.

Известно, что материнский голос действует успокаивающее, если разговор вести на низких тонах. Поэтому, такой контакт никак нельзя недооценивать при воспитании. Многих родителей интересует, как уложить спать гиперактивного ребенка. Иногда никакие советы не помогают наконец-то успокоить разбушевавшегося малыша, тогда в помощь приходит сказкотерапия. Дети всегда остаются детьми, даже с нескончаемым запасом энергии. Сказкотерапия положительно влияет на ребенка, если рассказы прочитаны спокойным, убаюкивающим голосом.

Часто такое поведение может спровоцировать настоящий фурор в самом неподходящем месте. Если вы в гостях, постарайтесь увести ребенка в другую комнату, где не будет никого. Смена обстоятельств необходима для переоценки внешней среды. Затем следует поговорить с ребенком, выяснить его желания и требования, по возможности, удовлетворить их или объяснить, почему нельзя этого сделать. Взаимодействие с гиперактивными детьми лучше всего выходит, если говорить тихим спокойным голосом.

Некоторые родители, не зная, как общаться с гиперактивным ребенком, могут оскорблять, ругать его, что приводит к совсем неутешным результатам. Неторопливый разговор и правильные вопросы помогут ребенку самому осознать неверность своего поведения и сделать правильные выводы.

Правильная формулировка — залог понимания между родителями и гиперактивным ребенком

Работа с гиперактивными детьми довольно сложная и требует осо-бенной тщательности в деталях. Родителям и педагогам следует обязательно знать, как воспитывать гиперактивного ребенка. Психика ребенка с СДВГ характеризуется дефицитом внимания, поэтому поставленные задачи воспринимаются не целостно и ребенок легко забывает о необходимости его выполнить. Родители должны четко и корректно сформулировать то задание или занятие, которым ребенок должен заняться, убедиться, что он правильно понял. Правильная, не слишком длинная формулировка уменьшает возможность для ребенка не послушаться или забыть.

Все, что интересует ребенка с СДВГ должно в обязательном порядке удовлетворяться, либо следует объяснить, почему сделать этого нельзя. Вопросы, оставленные без ответов для такого ребенка, будут накапливать раздражение, которое потом выливается в гиперактивность. Поэтому, стоит уделять таким детям максимум внимания, но при этом не ставить их в центр ситуации. Родители должны объяснять, что ребенок не может быть центральной фигурой всех разговоров (в том числе и взрослых). Так как дети с СДВГ часто влезают в чужие беседы, прерывают на полуслове, эти правила необходимо объяснять им обязательно.

Читайте так же:
Ребенок 4 года сикает в штаны

Временные рамки в воспитании гиперактивного ребенка

Обязательно необходимо напоминать ребенку о времени. Детям с по-вышенной двигательной активностью очень сложно запоминать задачи и контролировать их выполнение во времени. Напоминания играют важнейшую роль, если нужно собраться в садик или быстро убраться в комнате. Следует предупреждать ребенка, что до окончания определенного задания осталось, например, 5 минут. Таким образом можно контролировать выполнение поставленной задачи.

Если приучить ребенка к такому способу контроля режима своего дня, он с легкостью сможет делать это самостоятельно в более старшем возрасте. Хорошим помощником в таком деле станет календарь. Планирование и четкие формулировки временных рамок способны контролировать поведение ребенка, как только он приучится следовать им беспрекословно. Для этого нужно в большую половину этого плана включить любимые занятия ребенка. Это могут быть игры на свежем воздухе, просмотр любимых передач или другие занятия, которые способны расходовать его энергию. Сразу за физическими упражнениями необходимо ставить умственные задачи. Измотавшись физически, ребенок отдыхает умом, поэтому решать логические школьные упражнения ему будет гораздо легче после тренировок.

«Кнут и пряник» в работе с гиперактивными детьми

Дети в принципе очень чувствительны к разным наказаниям, как физи-ческим, так и моральным. Некоторые очень болезненно воспри-нимают даже мелкие ссоры. Именно поэтому, следует особенное внимание уделить наказаниям и поощрениям гиперактивного ребенка.

В отличии от обычных детей, у гиперактивных детей наблюдается особенная реакция на разного рода наказания. Ребенок с гиперак-тивностью часто не только не послушает просьбу матери или отца «Успокойся!», но и начнет вести себя ещё более вызывающе. Подобные приказы, наказания в ответ могут вызвать череду протестов. Ребенок с гиперактивностью не станет унывать и обдумывать свое поведение, он выльет обиду в агрессию. Эта особенность делает этих детей довольно восприимчивыми к всякого рода наказаниям. Именно поэтому, родителям очень полезно будет узнать, как справиться с гиперактивным ребенком.

Но к поощрениям гиперактивные дети относятся очень хорошо. Их окрыляет любая похвала, услышанная от родителей. Дети с гиперактивностью способны радоваться даже тогда, когда кто-то просто похвалил их без повода. Правильно сформулировав похвалу, можно добиться потрясающих результатов в коррекции поведения ребенка. Например, если тысячу раз просить такого ребенка убраться у себя в комнате, то это вряд ли принесет необходимый результат. Если же сказать кому-то при ребенке, что тот очень старательный и всегда убирает в своей комнате, то это может принести мгновенный результат. Ребенок побежит убираться, чтобы оправдать слова других о нём.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.

Консультация для родителей «Давайте воспитывать доброту» Консультация для родителей. Доброта – качество, которое ценится во все времена. Что такое доброта? Это способность сопереживать и делится.

Консультация для родителей «Как слушать ребенка?» Многие родители задаются вопросом: » Как понять о чем говорит ребенок?» 1. Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно,.

Консультация для родителей «Как разбудить ребенка утром?» Как разбудить ребенка утром? Каждое утро в доме, где есть маленькие дети, которые посещают детский сад, родителям приходится их будить.

Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать» Думаете, что мультики – это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять ребенка на время? А вот и нет. На самом деле по.

Консультация для родителей «Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе» Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к зарядке?» В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей,.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность у детей» Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?» Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?» Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский.

Консультация для родителей «Воспитывать в детях трудолюбие» Трудовое воспитание- важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не.

«Неудобный» ребенок. 9 советов, как справиться с гиперактивными детьми

Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно.

Гиперактивных детей все больше, разводят руками врачи и учителя, и не всегда знают, как с ними справиться. Обычно рекомендации специалистов сводятся к приему успокоительных средств и беседам с маленькими непоседами, немногие готовы докопаться до сути. В чем же все-таки реальная причина явления, «АиФ-Казань» рассказала казанский педагог, сотрудник инклюзивного лечебно-педагогического центра Гузель Султанова.

Оксана Бирюкова, «АиФ-Казань»: — Гузель, что не так с современными детьми? Сама сталкивалась с тем, что один ребенок может подойти к другому, стукнуть просто так.

Гузель Султанова: Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно. Дети, которые ведут себя непосредственно, проявляют ко всему живой интерес и эмоции, порой вызывают неудобство у взрослых, привыкших жить по правилам. В реальности же здесь идет речь о том, что взрослый не может справиться с ребенком, заинтересовать его, по-настоящему встретиться и договориться о совместной деятельности. Другое дело, когда ребенок действительно нарушает границы и пространства других людей, не может усидеть на месте, закончить деятельность, сконцентрироваться, все время отвлекается. Он как будто не может находиться в состоянии равновесия, точки покоя, все время «истекает из себя» то в одну сторону, то в другую. Вот здесь уже впору говорить о гиперактивности, или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперкативности).

Чтобы дети не убегали из домов, в семьях должны быть доверительные отношения.

— Человек с первых дней после рождения познает свои границы через внешние контакты – сначала через прикосновения мамы, папы, близких, потом через предметы, с которыми взаимодействует. Вплоть до семилетнего возраста ребенок, прыгая, бегая, кувыркаясь, лазая всюду, испытывает себя, ощущает окружающее пространство, учится управлять своим телом. И чем больше он проявляет активности, тем комфортнее ему в дальнейшем. Отсутствие такого опыта ведет к тому, что ребенок не ощущает себя, не понимает, где его границы.

Читайте так же:
Матрас ребенку 4 года

Дети не хотят взрослеть, когда нет примера счастливого взрослого.

— Как это выражается?

Подростки начинают злоупотреблять алкоголем, когда в семье нет взаимопонимания.

Не радует и то, что родители рано начинают объяснять ребенку, что можно и что нельзя, в виде наставлений. Не дав самому договориться со сверстниками на детской площадке, отчитывая малыша, что нельзя брать чужую лопатку, что ему нужно делиться с другими и т.д., совершенно не учитывая возрастных особенностей. В частности, ребенок до 3 лет не разделяет себя с миром и все что его – это он и есть. Когда у него кто-то что-то просит, он отказывается давать, потому что его вещи равно одно целое с ним самим. А вот к 3,5 годам, когда ему становятся интересны другие дети, появляется уже любопытство относительно взаимодействия, когда он может что-то попросить, поменяться игрушками. Важно, чтобы родители позволили ему самому прожить этот опыт, иначе в дальнейшем можно ожидать конфликтов. До тех пор, пока через отпор других ребенок не поймет, где та граница, за которую он уже не может заходить в своих действиях.

Отдельная история, когда в семье растут двое детей. Старший воспитан по правилам, ему прививают манеру уступать, делиться, давать все младшему, не обижать. А младший ничем не ограничен, начинает толкаться, отбирать что-то, так как не встречает отпора. Как результат гиперактивное поведение.

Применение лекарств - лишь тогда, когда это действительно необходимо.

— Это тоже крайность — когда ребенок сам решает, что ему делать. Ты хочешь гулять? Мы пойдем к бабушке? Ему не по возрасту дают право принятия решения, и это опять потеря ощущения стабильности и границ. Свою лепту вносит отсутствие ритма дня одинакового для выходных и будних дней. Именно в этой стабильности и начинается чувство безопасности, которое так необходимо.

— Гиперактивность у детей — проблема исключительно России?

Обнимайте, играйте, пойте колыбельные

9 советов родителям гиперактивных детей от Гузель Султановой:

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3. Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

СДВГ: беседа с психологом

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Читайте так же:
Витамины для ребенка 4 года

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ?

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ? 19.03.2019 15:48

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ?

Как помочь лучше спать ребенку с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)?

Если вы воспитываете гиперактивного и невнимательного ребенка, наверняка сталкивались с целым спектром проблем. Дети с СДВГ плохо спят с самого младенчества.

Эта статья посвящена именно тем случаям, когда вашему ребенку официально поставлен диагноз СДВГ. Если вам тяжело с ребенком и вы никогда не обращались к специалисту, рекомендую сначала получить консультацию невролога.

Часто термин "гиперактивный" применяется к детям, у которых нет синдрома. Если речь просто о ситуациях, когда ребенок ведет себя очень активно перед сном, но в остальное время вы не можете назвать его гиперактивным, читайте статью: " Ребенок гиперактивный перед сном".

Если же вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ или с высокой долей вероятности он предполагается, читайте текст ниже.

Вся моя боль как мамы и консультанта по сну заключена в том, что диагноз СДВГ ставится обычно не ранее 5-6 лет. Порой ужасно спящему младенцу, которому в будущем поставят СДВГ, не помогает ничего! А мама гадает, что же с ним такое: ведь соматически он здоров.

Конечно такие случаи, когда вообще нет улучшения ситуации со сном, исключительные. Ниже расскажу, чем помочь ребенку. Но правда такова, что такие дети спят гораздо хуже сверстников и улучшить их сон гораздо сложнее!

Дети с СДВГ:

  • в раннем возрасте много плачут,
  • чаще других детей просыпаются по ночам,
  • их сложнее успокоить,
  • часто спят короткими дневными снами,
  • рано отказываются от дневного сна,
  • страдают длительным засыпанием,
  • не могут успокоиться перед сном,
  • сопротивляются укладыванию спать,
  • быстро перевозбуждаются, из-за чего опять же страдает режим и сон,
  • страдают «взрывами» от перенасыщения сенсорными впечатлениями, информацией и активностью. Другими словами, они быстро устают вплоть до эмоциональных истерик от событий, праздников, людей. Не путать с поведенческими истериками.
  • чаще других детей страдают повышенной тревожностью, что может провоцировать ночные кошмары и длительное засыпание.

Как помочь лучше спать гиперактивному ребенку?

Режим, режим и режим

Любые поведенческие и эмоциональные сложности усиливаются в разы при дефиците сна. У многих "проблемных" детей банальный недосып. Достаточный и качественный сон творит чудеса с любым ребенком: неважно есть у него поставленный диагноз или нет.

Ребенок с СДВГ должен жить на четком, постоянном режиме.

Это не тот ребенок, которого можно подстраивать под жизнь взрослых. Отсутствие режима или его хаотичность вносит в ритм еще больший сбой. Подробнее.

Режим должен быть более-менее постоянным. Если ребенок уходит в ночь в одно и то же время каждый день, организм привыкает и засыпание занимает меньше времени.

Критично важно сохранить дневной сон как можно дольше.

Такому ребенку требуется больше сна, чем другим потому что ему нужно компенсировать эмоциональные затраты от высоких перегрузок. Он устает быстрее и сильнее других детей.

Посмотрите нормы сна. Ваш ребенок должен вписываться в средние рекомендации. А лучше начинать с верхней границы нормы.

Даже небольшой недосып повышает импульсивность, гиперактивность и невнимательность (13).

Контроль за вами

У детей с СДВГ страдает функция самоконтроля и саморегуляции. Применительно к теме сна это означает, что ваш ребенок:

1. Испытывает сложности с планированием своих действий: сначала убрать игрушки, взять ночную одежду, потом принять душ, уложиться в 10 минут, почистить зубы, одеть пижаму, потом пойти в спальню и не задерживаться по пути, лечь в кровать. Многоступенчатые действия могут вызывать сложности. На любом этапе ребенок может выпасть из процесса и в итоге лечь на два часа позже.

2. Сильно отвлекается в процессе подготовки ко сну. Может зависнуть перед телевизором, случайно проходя мимо. Заинтересоваться чем-то в комнате вместо того, чтобы лечь в кровать. Может вылезти из кровати после того как лег и пойти что-то делать. Укладывание может затянуться надолго.

3. Проявляет интенсивные эмоциональные реакции на любые ситуации и долго отходит. Ему сложно самому затормозиться и войти в спокойное состояние. Может "разойтись" перед сном так, что полночи будет бегать по дому. Находясь в кровати, часто не может спокойно лежать: ерзает, суетится, не замолкает, машет руками и ногами. Такое ощущение, что его батарея никогда не разряжается.

Поэтому контроль за сном остается за родителями еще долго.

Большая ошибка — ждать пока ребенок сам захочет спать. Отправляйте ребенка в постель, когда считаете правильным. Не отдавайте ребенку режим на откуп, даже если он "уже большой". Это не про ребенка с низкой степенью самоорганизации.

Перед уходом в спальню помогайте заранее спланировать активности: "через 10 минут мы заканчиваем все дела и идем в ванную". Напоминайте о необходимости сделать те или иные действия. Проверяйте что он сейчас делает и приближается ли цели.

Также ошибкой будет отправить ребенка укладываться в спальню одного. Туда нужно идти с ним и помогать ему успокоиться перед сном. Иначе укладывание может затянуться.

Ищите средства, которые помогут успокоить ваше чадо непосредственно перед сном. Кому-то достаточно родительского присутствия и чтения книги. Кому-то помогает легкий массаж или простое поглаживание перед сном. Кому-то требуется включать расслабляющую музыку и даже проводить легкие медитации.

Читайте так же:
Данцил ребенку 4 года

Введите ритуал перед сном

Ребенок с СДВГ легко отвлекается и не может успокоиться. Это не тот ребенок, который сам в три года идет в кроватку и сам засыпает. Ребенку с СДВГ важен ритуал, и он должен быть так долго по возрасту, как требуется. Вы должны проводить время перед сном, помогая ребенку настроиться на сон. Подробнее.

Постоянство очень важно. Здесь же важно, чтобы вы как родитель устанавливали правила и границы в поведении. Именно вы решаете время начала сна и устанавливаете правила поведения (например, нельзя выходить из спальни после выключения света).

Ограничьте стимулирующие активности вечером

В зависимости от возраста и сути проблем вы сами знаете, что это за активности. Дети с СДВГ возбуждаются быстро, а тормозятся медленно. Иногда они не способны войти в нормальное состояние перед сном, что вызывает ужасную ночь.

В раннем возрасте чрезмерно возбуждающие активности лучше планировать на утро.

Телевизор и гаджеты лучше дозировать по времени. Перед сном должно быть свободное от экрана время, чтобы нервная система успокоилась. Как минимум за 1,5 часа до сна.

Ограничьте использование гаджетов

Электромагнитное излучение подавляет выработку мелатонина (гормона, критично важного для хорошего сна).

Мелатонин также разрушается от света, исходящего от любого экрана. В итоге ребенок долго засыпает и плохо спит ночью.

Даже, если вы не видите проблем со сном, качество сна страдает (так как концентрация мелатонина неоптимальна для глубокого сна)

Как минимум за полтора часа до ночного сна ребенок не должен использовать телефон или планшет.

В другое время дня также есть смысл дозировать время на гаджеты.

Гаджеты не только влияют на качество сна, но и на развитие детского мозга.

Помогите чувствительному ребенку

Некоторых детей раздражают обычные вещи и ситуации. Слишком яркий свет, от одежды все чешется, неудобная подушка – и так далее. Попробуйте понять и помочь ребенку.

Проконсультируйтесь с неврологом и педиатром

Дети с СДВГ также могут получить выгоды от дополнительного приема мелатонина, так как у многих есть проблемы с нарушением циркадного ритма, но только по назначению врача. А также врач может назначить иные препараты.

Исключите иные медицинские проблемы.

СДВГ часто ассоциируется с проблемами сна: бруксизмом, синдромом беспокойных ног (44% людей с СДВГ страдают им по сравнению с 7-10% из обычной популяции), апноэ, синдромом отложенной фазы сна. Обязательно оцените характер засыпания и сна вашего ребенка и проконсультируйтесь с врачом.

Исключите кофеин в диете ребенка

Подробнее про роль кофеина.

Оптимизируйте уровень витамина Д3, магния, цинка и железа.*

(*Ссылки на научные исследования приведены в конце статьи).

У большинства детей с СДВГ неоптимальный уровень этих элементов: все критичны для регуляции процессов сна и бодрствования, а также влияют на проявление симптомов СДВГ. Витамины и минералы сами по себе не являются средством лечения и не заменяют лекарственные препараты. Но если у ребенка есть дефицит, это может усугублять как сложности со сном, так и симптомы синдрома.

Дефицит витамина Д3 ассоциируется с симптомами СДВГ (1). Дополнительный прием витамина Д3 улучшает поведение (2).

Дефицит магния также повышает силу эмоциональных реакций, склонность к импульсивному поведению и истерикам (3). Дополнительный прием магния существенно улучшает симптомы СДВГ (4, 19).

Существует связь между СДВГ и уровнем цинка в организме (5, 19). А также с запасом железа: у людей с СДВГ сывороточный уровень ферритина ниже средней популяции (6). Дефицит железа усугубляет импульсивность и гиперактивность (19). Нормальный уровень железа критичен для хорошего сна.

Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим врачом: не занимайтесь самоназначением.

Все перечисленные выше витамины и минералы также в свою очередь влияют на качество и продолжительность сна.

Добавьте омега-3 в рацион ребенка*

(*Ссылки на исследования приведены в конце статьи).

Омега-3 влияет и на сон, и на проявление симптомов СДВГ.

Омега -3 может даже заменить медицинские препараты при слабовыраженных и умеренно-выраженных симптомах СДВГ (12). Но не отказывайтесь от лекарств, не поговорив с врачом!

Множество научных исследований предполагает наличие выгод от приема добавок омега-3 для пациентов с СДВГ (7).

Мексиканское исследований (10) выявило влияние добавок омега 3/6 на шкалу гиперактивности и импульсивности. При потреблении омега 3 в течение 12 месяцев пациентам требовались более низкие дозы препаратов.

Другое исследование (11) заключило, что 0,5 г. EPA в сутки улучшило поведение на занятиях и снизило оппозиционное поведение детей.

Одно из новейших исследований (8) обнаружило влияние высоких доз EPA на внимание детей, но не на импульсивность. В исследовании дети получали по 1,2 грамма EPA в день в течение 12 недель. EPA — это лишь один из видов полинасыщенных жирных кислот. В рыбьем жире или добавках омега- 3 также содержится DHA и другие кислоты. Важно читать состав.

В другом исследовании (9) дети с СДВГ получали 900 мг EPA и 600 мг DHA в день в течение трех месяцев. Выводы: добавка омеги-3 снизила симптомы СДВГ.

Дефицит омега-3 также ассоциируется с проблемами сна. Омега — 3 не вылечит СДВГ, но улучшить ситуацию может. Судя по исследованиям, дозы должны быть приличными, а курс длинным.

Выбирайте правильные добавки. Подробнее про омега-3 и ее влияние на сон.

Минимизируйте количество "синтетической" еды и сахара

Искусственные пищевые красители и имитаторы вкуса негативно влияют на сон детей, а также усиливают симптомы СДВГ. Проанализируйте: что ест ребенок и в каком количестве.

Обратите внимание на сладости, газированные напитки, чипсы, хлопья, сладкие йогурты, шоколадки, мороженное.

Чрезмерное потребление сладостей может влиять на сон. Как это работает? Когда человек съедает сладкое, содержание сахара в крови резко возрастает, а потом падает. Организм должен стабилизировать уровень. Для этого в том числе производится гормон адреналин. Адреналин — это гормон стресса и вызывает он отнюдь не сонное состояние.

Люди, потребляющие больше сахара, спят хуже и проводят меньше времени в глубоком сне (20). Глубокий сон важен для восстановления, иммунной системы и роста.

Конечно вы не сможете отказаться от сладостей вообще. Но хотя бы ограничить потребление вечером стоит.

Обеспечьте ребенку подверженность солнечному свету в первой половине дня

Солнечный свет – основной синхронизатор циркадного ритма.

Недостаточная подверженность солнечному свету сбивает ритм организма (ребенок становится "совой") и вызывает проблемы с концентрацией мелатонина — гормона сна.

Читайте так же:
Зеленый чай ребенку 4 года

Важно гулять каждый день в первой половине дня: даже в пасмурную и плохую погоду.

Оптимизируйте серотонин

Серотонин — нейромедиатор и гормон. Помните про "гормон радости"? Именно дефицит серотонина в мозге может ухудшать симптомы СДВГ (14, 15).

Некоторые лекарственные препараты, назначаемые детям с СДВГ на Западе, имеют эффект как раз за счет воздействия на уровень серотонина.

Также на уровень серотонина могут воздействовать безрецептурные БАДы- аминокислоты — предшественники серотонина и допамина. Например, 5-HTP (16). В исследованиях (16) прием 5-HTP давал улучшение симптомов у детей. И уровень улучшения был сопоставим с лекарственными препаратами.

Неожиданная новость: основная часть серотонина производится в кишечнике.

Состояние микрофлоры может усугублять проявления синдрома. А также кишечник значительно влияет на наш сон.

Если у ребенка есть проблемы, проконсультируйтесь с педиатром.

Проанализируйте диету: больше полезной для микрофлоры пищи и меньше вредной.

Другие добавки

Определенной эффективностью для симптомов СДВГ найдены также:

  • Acetyl-L-Carnitine (19): улучшение внимания, большая эффективность по сравнению с плацебо.
  • Ginkgo biloba  (19): улучшение симптомов, но меньшее чем при приеме лекарств,
  • Ginseng  (19) или женшень: улучшение внимания, снижение гиперактивности.
  • Валериана (19).

Проконсультируйтесь с врачом.

Ребенок должен пить достаточно воды

Обезвоживание усугубляет когнитивные проблемы (18). Достаточное количество жидкости важно и для хорошего сна.

Как вы уже поняли из статьи, на сон влияет все!

Сколько жидкости должен потреблять ребенок?

По рекомендации ВОЗ (17) это:

  • 1-3 года – 1,3 литра в день,
  • 4-8 лет – 1,7 литров в день,
  • 9-13 лет – 2,1 литра для девочек и 2,4 для мальчиков.
  • 14-18 лет -2,3 литра для девочек и 3,3 для мальчиков.

В объем жидкости входит вода из фруктов и овощей, супа, сока. молока, а не только чистой воды.

Читайте также:

P. S. Дорогие читатели, я трачу очень много времени на изучение научных источников и написание подобных статей. Если вы нашли мою статью полезной, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет лучшей помощью для моего блога и мам, нуждающихся в информации.

15 способов, как успокоить гиперактивного ребенка

1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”.

3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.

4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.

5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.

12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

13. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию