All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики развития детей дошкольного возраста — популярные системы воспитания

10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Глен Доман

Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Вальдорфская школа

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Мария Монтессори

Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Леонид Береславский

Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Сесиль Лупан

Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Жан Ледлофф

Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Читайте так же:
Когда ребенка можно сажать в ходунки - физиологические нормы

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Николай Зайцев

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

Никитины-Борис-и-Елена

В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Шалва Амонашвили

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Доктор Сузуки

Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

детская-истерика

Почему дети нас не слышат

ребенок-плачет

бабушка с внуками

Никогда не заставляйте ребенка делать это

бабушка

ребенок злит

мама нравоучение

Большинство методик предполагает постоянное взаимодействие с ребенком, большую часть дня. Получается, что кто-то из родителей или даже оба родителя должны выделять на это очень много времени (исключение – методика Жан Ледлофф). В таком случае карьера и восптание детей вряд ли совместимы. Или оно должно перекладываться на плечи профессионалов. Как в утопических фантастических романах советских писателей, где дети с малых лет воспитываются в интернатах.

Методики развития и воспитания детей всегда имеют немного от личности того, кто их создал. Поэтому никогда не старалась придерживаться какой-либо определенной методики, а пыталась брать от каждой лучшее и наиболее универсальное, подходящее абсолютно каждому ребенку. Так я на своем примере учу своих детей, объясняя и комментируя свои действия, будь то готовка еды или уборка в доме, также мы учились читать по кубикам и развивали моторику по монтесори, а ролевые игры у нас всегда в приоритете!

Я тоже считаю, что развивать ребенка нужно начинать чем раньше, тем лучше. Я своего не пеленала, книжки и буквы, цифры у нас с 6 месяцев. Сейчас ребенку 1,8 он обожает книги, узнает буквы и цифры, любит писать, называть буквы. Я вижу его интерес к обучению, он все впитывает как губка в этом возрасте.

Методики и методы воспитания детей дошкольного возраста

Дети

С появлением малыша в семье любящие родители стремятся подарить ему как можно больше тепла и заботы. В этот период они зачастую не задумываются о необходимости применения той или иной методики воспитания. К тому же некоторые педагоги уверены, что для воспитания ребенка первых лет жизни вполне достаточно внимательного родительского отношения. Поэтому простое общение с малышом, совместные прогулки и наблюдения, несомненно, буду способствовать его развитию. Но по мере взросления маленького человечка, родители начинают задумываться о необходимости некой четкой системы воспитания, способствующей наиболее гармоничному развитию их чада. В то же время, приступив к изучению данного вопроса, они сталкиваются с различными методиками воспитания и развития детей и порой теряются, не зная, какой из них отдать предпочтение. Предлагаем поговорить о наиболее распространенных педагогических системах и методиках для дошкольников.

Читайте так же:
Во сколько можно сажать девочек в ходунки и как их выбрать?

Популярные методики воспитания детей дошкольного возраста

Как правило, основной целью современных методик воспитания и развития детей является формирование самостоятельности и творческого мышления малыша, привитие ему любви к самообучению и получению знаний. Данные методики предлагают свои способы обучения счету, чтению, письму, а также другим необходимым малышу знаниям.

К наиболее распространенным методикам воспитания детей относят следующие:

  • вальдорфскую систему;
  • методику Глена Домана;
  • педагогику Марии Монтессори;
  • методику Николая Зайцева;
  • систему Никитиных.

Методы воспитания детей дошкольного возраста по вальдорфской системе

Согласно данной методике, малыша до семилетнего возраста не стоит нагружать обучением письму, чтению, счету и логике. При этом родители должны всячески раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, воспитывая его в гармонии с природой. Крохе предлагается петь, рисовать, танцевать и т.д.

Методы воспитания детей по Глену Доману

Данная методика в первую очередь направлена на обучение малыша чтению. Ее суть состоит в том, что взрослый на короткое время (1-2 секунды) предлагает ребенку взглянуть на карточку с написанным словом, после чего произнести его. При этом рядом со словом помещается соответствующее изображение. Автор методики утверждал, что таким образом малыш запоминает все слово, а не обучается чтению по слогам. К недостаткам данной системы обучения можно отнести то, что при просмотре карточек ребенок выполняет пассивную роль. Кроме того, процесс их изготовления довольно трудоемкий, что требует значительных затрат вспомогательного материала.

Методика воспитания и развития детей по системе Марии Монтессори

Данная методика рассчитана на детей 2,5-3 лет. Ее главным принципом является то, что ребенку предоставляется полная свобода выбора, он сам выбирает вид занятия и его продолжительность.

Автор данной системы настаивала на том, что малыша не нужно заставлять учиться, его необходимо заинтересовать, поэтому она разработала целый комплекс занятий и упражнений. Для многих из них нужны различные материалы, например, дощечки, фигуры, рамки и вкладыши.

Методика Николая Зайцева

Данная система предполагает обучение малышей чтению при помощи специальных кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с ними, кроха составляет различные слова. Помимо того, такие кубики отличаются по цвету, объему, весу, и даже по звучанию наполнителя, что также способствует когнитивному развитию ребенка. В то же время методика требует терпения со стороны родителей и немалой усидчивости со стороны детей.

Методики воспитания детей дошкольного возраста по системе Никитиных

Главной задачей воспитания, согласно данной методике, является максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных способностей малыша. Игры Никитиных развивают у ребенка логическое мышление, а также учат его принимать решения. Заниматься по этой системе можно с детьми, достигшими 1,5 года.

Какую методику предпочесть?

Если родители стоят перед выбором подходящей методики для своего ребенка, им стоит помнить, что нет смысла слепо придерживаться той или иной системы развития лишь на основании ее популярности. Каждый ребенок индивидуален, поэтому если предложенные ему методы оказываются не достаточно эффективными либо вызывают у него негативные эмоции, взрослым не нужно настаивать.

Универсальной методики воспитания детей не существует и успешное выполнение заданий в некоторых случаях является менее важным, чем формирование у ребенка важных ценностей и морально-этических принципов, привить которые невозможно без личного примера.

Традиционные методы воспитания детей в семье

Люди с консервативными взглядами на развитие и обучение детей, не считают нужным применять какие-то специальные системы и методики, поэтому они воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Зачастую они являются приверженцами следующих педагогических методов:

  • убеждение, путем объяснений;
  • приучение малыша к труду;
  • поощрение и наказание;
  • воспитание на личном примере.

Метод поощрения и наказания для многих родителей является основным способом воспитания своего чада. При этом за хороший поступок малыш вознаграждается, а за плохой – несет заслуженное наказание, но ни в коем случае не телесное. В этом деле главное, не переусердствовать, чтобы ребенок не превратился в вымогателя.

Читайте так же:
Консультация логопеда развитие речи в жизни ребенка

Замечательным методом воспитания детей в семье являются занятия в форме игры. Ведь обыгрывая определенную ситуацию, малыши учатся находить верное решение в жизни. При этом различные психологические проблемы ребенка легче поддаются коррекции с помощью игровых занятий и сказкотерапии.

Детей подросткового возраста рекомендуется воспитывать методом беседы, ведь в этот период все остальные способы оказываются уже недейственными.

Еще один метод воспитания детей в семье – формирование самостоятельной личности ребенка путем предоставления ему свободы выбора. Малыш с рождения является свободным и принадлежит не родителям, а себе. Но не стоит путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством. К сожалению и это можно наблюдать в некоторых семьях, но данный метод является преступным по отношению к малышу.

Лучшие авторские методики воспитания детей

Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог. Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его. Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых. Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.

Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития. Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает. Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.

2. Методика Макаренко.

Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе. Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее. Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые. Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.

В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно. Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания. Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.

3. Методика Зайцева.

Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами. Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках. Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.

Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир. Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями. Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.

4. Методика Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным. Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду. Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».

Читайте так же:
Одноразовые пеленки для новорожденных: какие лучше для детей, цена и где купить

Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли. Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут. Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.

5. Методика Жан Ледлофф.

Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем. До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе. Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.

Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше. Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует. По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.

6. Вальдорфская методика.

Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. Главная задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении. Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды. Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.

Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте. Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация. Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства.

Методики развития детей дошкольного возраста

Методики развития детей дошкольного возраста

Методики развития детей дошкольного возрастаБольшинство родителей в воспитании детей полагаются на собственную интуицию, опыт бабушек и дедушек или на советы знакомых. Однако существуют научные методики развития детей, используя которые можно развить у своего чада разносторонние способности, коммуникативные качества и подготовить к самостоятельной жизни.

Педагогическая наука насчитывает несколько десятков систем детского развития. Мы же рассмотрим пять самых популярных концепций.

Вальдорфская система воспитания

Концепцию воспитания разработал австрийский педагог Рудольф Штайнер в начале 20-го века. Он утверждал, что главным фактором успешного взросления маленького человека является искренняя любовь окружающих.

Вальдорфская школа отрицает методики ускоренного развития интеллектуальных параметров детей: обучение раннему чтению и письму, дотошное «культивирование» музыкальных способностей и т. д. Сторонники педагогики Штайнера утверждают, что ребенок должен развиваться естественно через общее развитие личности в игровой форме.

Примерно до 7 лет дети живут в своем собственном воображаемом мире. Поэтому основной упор вальдорфовцы делают на использование образного мышления. Оптимальны творческая и практическая деятельность:

  • Участие в театрализованных постановках;
  • Изготовление поделок, лепка и рисование;
  • Детские ролевые игры, соревнования и конкурсы.

К целенаправленному развитию когнитивных способностей приступать нужно только после того, как ребенок научился общаться и играть (с 7-8 лет). То есть с момента, когда психические функции подготовлены к информационной нагрузке.

По этой же причине не рекомендуется для малолетних детей просмотр телевизора, использование компьютера и гаджетов.

Метод Монтессори

В 1906 году итальянский педагог Мария Монтессори разработала систему, основанную на утверждении, что каждый ребенок индивидуален и уникален. Поэтому для развития имеющегося потенциала требуется глубокое уважение к детской личности.

Читайте так же:
Развитие ребенка в 4 месяца: питание, что должен уметь малыш на 5 месяце жизни

Суть метода заключается в том, чтобы подтолкнуть маленького человека к самообучению и самовоспитанию, создав специальную среду при помощи дидактических материалов.

Монтессори считала, что для развития каждой познавательной и психической функции есть свой оптимальный возраст.

К примеру, речь легче и проще развивать до 6-летнего возраста, до 5 лет – органы чувств. Период с 2-х до 3-х лет идеален для развития моторики. Социальные навыки начинают активно совершенствоваться с 2,5 лет, а к 7-летнему возрасту дети должны хорошо овладеть основными коммуникативными навыками.

Цикл учебно-развивающих программ Монтессори основан на самостоятельном определении детьми своих достижений. Роль взрослого – наблюдение и ненавязчивая корректировка без фиксации ошибок. Таким образом дети не только совершенствуют свои интеллектуальные и социальные навыки, но и формируют уверенность в себе, жизненную активность и независимость.

Методика Домана

Другое название системы американского нейрохирурга Глена Домана – осознанное воспитание.

Первая ипостась программы заключается в том, что основное обучение должно пройти до достижения ребенком 3-летнего возраста. И начинать необходимо с физического развития.

Ребенок должен получить «столько свободы, сколько он сможет взять»: передвижение без преград со стороны взрослых, вот что требуется малышу по Доману. При этом с ребенком проводятся гимнастические упражнения в игровой форме. «В здоровом теле- здоровый дух», — с полным правом можно сказать об этой системе. Как считал Доман, в движении маленькие дети совершенствуют разум, социальные навыки. И все происходит гармонично, без давления на ребенка.

Вторая часть метода основана на первичности для человека зрительного анализатора. Детям показываются картинки, предметы с одновременным проговариванием изображенного. Так детский мозг получает мощный толчок к развитию.

Система Домана особенно ценна для ребенка, отстающего в развитии.

Система Никитиных

Методика детского развития педагогов Бориса и Елены Никитиных подтвердила на практике многие гипотезы о формировании способностей человека.

Программа зиждется на нескольких принципах:

  • Родители – не созерцатели, а искренние друзья и партнеры ребенка.
  • Раннее развитие. По мнению Никитиных для развития каждой функции природой определен оптимальный период. Если время упущено, заложенные способности угасают.
  • Отсутствие жесткого расписания в занятиях, свобода их выбора. Никитины полагали, что нельзя за ребенка думать, принимать решения. Он сам должен подойти к необходимости какого-то дела. Строгие рамки тормозят развитие, лишают творческого начала и порождают инфантилизм.
  • Создание развивающей среды в доме. Повседневная жизнь ежеминутно должна подталкивать детей к самым разным занятиям, их чередованию. В семье стоит оборудовать спортивный уголок, наполнить квартиру детскими книгами, раскрасками, кубиками и конструкторами. Лежать «мертвым грузом» все это не должно. Взрослые могут стимулировать детский интерес к творчеству, принимая участие в совместных занятиях.
  • Сбалансированное питание, физические упражнения и закаливание по Никитиным – непреложное условие правильного функционирования всех систем организма: физиологических и психических.

Свою систему педагоги «отрабатывали» на собственных семерых детях. Она наделала немало шума в советском обществе 60-х-80-х. В Японии существуют детские сады по системе Никитиных, в Германии создан институт по исследованию методов воспитания «по Никитиным».

Методика Зайцева

Система раннего развития способностей ребенка педагога из Петербурга Николая Зайцева. Она построена на детской потребности в играх, и отрицании консервативных способов обучения чтению, письму и счету.

Зайцевым разработаны специальные таблицы, знаменитые кубики, с которыми гораздо интереснее и эффективнее усваивать грамоту малышам.

Овладение чтением и разговорной речью основывается на «складах» — созвучия гласного и согласного. Эти пары изображены на сторонах кубиков, по которым идет обучение премудростям языка. На занятиях малыши поют склады, прохлопывают созвучия.

Арифметическому счету Зайцев также предложил обучать по системе кубиков в игре.

В системе используются звучащие игрушки, пазлы, музыкальные инструменты.

По утверждениям специалистов, по методу Зайцева обучить чтению и счету детей можно едва ли не с пеленок.

В отличие от выше рассмотренных методов, петербургская система направлена в первую очередь на интеллектуальное развитие детей. Для гармоничного развития малыша методику стоит дополнить воспитательными системами.

Лучший метод – любовь

Систем воспитания и развития на самом деле очень много. У каждого есть последователи и противники. Отдавая ребенка в престижный детский сад, работающий по модным методикам, пытаясь реализовать дома «положения учений», главное – не навредить.

У каждого ребенка свой темп развития и мироощущение, поэтому безошибочно правильным способом воспитания является, прежде всего, любовь и понимание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию