All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не сформирован свод стопы ребенку 2 года

Патология стоп у детей (особенности лечения плоскостопия)

Наверное, нет таких родителей, которых бы не беспокоила форма ноги ребенка. Зачастую родители, а особенно бабушки и дедушки жалуются: «Они у него совсем кривые» или: «Он у нас косолапый!» и так далее. Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. По данным Городского врачебно-физкультурного диспансера Санкт-Петербурга, в дошкольном возрасте у 80 % детей выявляется нарушение осанки, 40 % — имеют плоскостопие.

Начнем с плоскостопия. Все дети рождаются с плоской стопой, но когда ребёнок начинает вставать, а затем ходить, нагружая стопу всё больше и больше, у него формируются правильно все элементы стопы. После 6 лет ребенок при беге начинает ставить стопу с носка, формируются более правильные элементы ходьбы. После 7-8 лет сила мышц и выносливость повышаются. К 10 годам строение стопы формируется и приближается к строению стопы у взрослых.

Сниженный мышечный тонус ножек (при сопутствующей неврологической патологии, рахите и др), избыточная подвижность в голеностопном суставе (что нередко наблюдается из-за проведения непрофессионального массажа), пяточно-вальгусная установка стоп – те признаки, которые должны насторожить специалиста и родителей. Задача врача-ортопеда в этот период жизни ребёнка состоит в том, чтобы вовремя определить есть ли тенденция к формированию плоскостопия или нет. Поэтому посещение ортопеда до года, когда ребёнок начинает ходить, является очень важным.

Два вида одного заболевания

Существуют два вида плоскостопия: физиологическое и статическое. Физиологическое плоскостопие проявляется у детей в возрасте до 3-х лет. Это связано с тем, что детская стопа имеет свои характерные особенности. Она не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы. Неокрепший костный аппарат малышей, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и подвержены растяжению. Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими, потому что выемку свода заполняет мягкая жировая «подушечка», которая маскирует правильную костную основу. Таким образом, эта форма плоскостопия не патологическая и лечения не требует, так как свод стопы при правильном развитии нормализуется самостоятельно к 5-6 годам жизни ребенка.

Статическое плоскостопие развивается чаще всего. Причинами образования статического плоскостопия являются: связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке, врожденная слабость связок, раннее вставание ребенка на ноги, увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени, неудобная обувь, длительное пребывание в статическом положении. Первые годы жизни малыша являются наиболее благоприятными для лечения статического плоскостопия массажем и лечебной гимнастикой. Многие специалисты считают, что нарушения мышечного тонуса является опасным и требует лечения.

На что жалуется малыш при плоскостопии? Боли в стопе при ходьбе, при беге, боли в голени, в коленных суставах, бедре, позвоночнике. Походка теряет пластичность, плавность и легкость, нередко нарушается осанка. Некоторые дети не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают менее подвижные игры.

Особенно неблагоприятна плоско-вальгусная установка стоп в возрасте 1-1,5 лет. В этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки наружу от продольной оси голени.

Методы лечения

Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. Кроме того, плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии. В связи с тем, что стопа играет исключительно важную роль при стоянии, ходьбе, беге, прыжках, больным плоскостопием не подходят профессии, связанные с указанными движениями. Примером таких профессий могут служить парикмахер, продавец, официант, оперативник, военный, хирург…Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики и лечения. Вот почему очень важны ранее обращение к врачу и профилактические осмотры детского ортопеда

Для профилактики плоскостопия очень важно ношение правильно подобранной обуви. Не позволяйте носить ношеную обувь другого ребёнка. Внутренний край обуви должен быть прямым, чтобы первый палец стопы не отводился вовнутрь, каблук не более 1-2 см для детей до 2 лет, не более 3-4см от 3 лет. Большое значение уделяется ношению ортопедических стелек, как серийных, в лёгких случаях плоскостопия, так и индивидуально изготовленных, при тяжёлых деформациях. При использовании супинаторов рекомендуется не постоянное ношение. В первый день носите супинаторы не более одного часа, второй и все последующие дни увеличивайте срок привыкания на полчаса. Обувь должна быть достаточно просторной и глубокой. Помните, что слишком узкая, тесная, жесткая обувь может уменьшить или свести на нет эффект ортопедических супинаторов и даже вызвать повреждение стопы.

Читайте так же:
Какой конструктор лучше для ребенка 2 года

Не торопите малыша вставать на ноги и делать первые шаги, он сам должен быть готов к этому важному этапу, ограничивайте длительное стояние малышей. Лечение плоскостопия является комплексным, важными компонентами которого являются физические упражнения, ЛФК, закаливание, двигательный и гигиенический режимы. В профилактике важны регулярность, правильный выбор обуви, полезна ходьба босиком по неровной поверхности, катание на лыжах, плавание.

Существует огромное количество физических упражнений, направленных на лечение плоскостопия. Для эффективности занятий важна заинтересованность детей в выполнении этого комплекса упражнений. Но как заинтересовать ребенка? Ведь выполнение хоть и идеально подобранных друг к другу упражнений зачастую, в силу возрастных особенностей, надоедает ребенку. А это, естественно, отражается на качестве выполнения упражнений и неизбежно приводит к снижению эффективности лечения. Превратите гимнастику в игру. Сюжетные игры и занятия способствуют удовлетворению творческого воображения детей. Придумайте игры с элементами таинственности, неожиданности, игры с прятанием и угадыванием.

Для предупреждения плоскостопия полезны специальные физические упражнения для стоп. Они развивают связочный аппарат стопы. Также полезен и массаж. При этом не надо бежать к массажисту. Для этой цели можно использовать обычные бухгалтерские счеты и подобные им роликовые дорожки, «мячики-ежики», роликовые палки, коврики с резиновыми шипами, коробки с фасолью или керамзитом и т.д.

Гимнастика при плоскостопии

  • Катание стопой палочки или мячика.
  • Захват с пола карандаша или тряпочки при помощи пальцев ног.
  • Попеременное хождение на носках и на пятках: 4 шага на носках, 4 шага на пятках. Ходить так, пока не устанут ноги. При очевидной легкости выполнения этого упражнения можно взять в руки гантели.
  • Хождение на наружной поверхности стопы.
  • Хождение на носках.
  • Сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Поднятие тела на икроножной мышце: положить на пол брусок высотой 30-40мм, встать одной ногой носком стопы на брусок и делать подъемы до усталости, вторая нога в движении не участвует. При очевидной легкости выполнения упражнения взять в руку гантели. Гантели брать со стороны нагружаемой ноги.
  • Для особо ленивых можно предложить следующее упражнение: Поднимаясь по лестнице, старайтесь подниматься на носках (на ступеньку вставать носком, а не полной стопой), нагружая икроножные мышцы и мышцы стопы. Поднявшись на третий этаж, таким образом, Вы уже почувствуете усталость в стопах и икроножных мышцах.
  • Очень полезно ходить босиком по неровной поверхности, например, по земле или траве за городом. Обратите внимание, что деревенские жители практически не страдают плоскостопием, т.к. мышцы стопы нагружены разнообразно, а в городе мы ходим исключительно по ровной поверхности и стопа нагружена исключительно в одном направлении.

Немного о косолапости

В конце немного остановимся на врожденной косолапости. При врожденной косолапости у ребенка имеется выраженная бобовидная деформация одной или обеих стоп с наличием контрактур. Причиной изменений являются рубцовые изменения капсулы, связок и суставов стопы, недоразвитие и укорочение мышц и сухожилий голени. Заболевание бывает обычно двусторонним, чаще встречается у мальчиков. Патология без труда выявляется уже в роддоме. Такое заболевание нельзя запускать! Если ребенок начинает ходить на таких ножках, деформация поврежденной стопы усиливается, нарушается функция всей ноги, появляются «натоптыши» на стопе и боль при хождении. Страдают опороспособность, походка и осанка, возникают трудности с подбором обуви. Лечение надо начинать как можно раньше, с первых дней жизни ребенка. Ортопедическое лечение заключается в постепенном выведении стоп из неправильного положения при помощи гипсовых повязок и длительной фиксации в положении усиленной коррекции. В раннем возрасте, когда мышцы и связки ребенка податливы и пластичны, имеется большая вероятность полного устранения дефекта без хирургического вмешательства. Лечение проводится в сочетании с лечебной гимнастикой и массажем. Прогноз заболевания благоприятный. Чем раньше начато лечение, тем быстрее наступит выздоровление.

Читайте так же:
Музей ребенок 2 года

Плоскостопие 2 степени у детей

Плоскостопие 2 степени у детей

Плоскостопие развивается в результате понижения сводов стопы — врождённого или приобретённого. Оно может быть продольным, поперечным или комбинированным. Формирование свода стопы продолжается в первые годы жизни ребёнка, и у детей до 4–5 лет его понижение не должно вызывать беспокойства, достаточно регулярного наблюдения у врача-ортопеда. Перед тем, как начинать лечить плоскостопие 2 степени у детей, необходимо убедиться в правильной постановке диагноза.

Постановка диагноза

На развитие плоскостопия указывают частые жалобы ребёнка на боли в ногах. Вместо активных игр он предпочитает спокойные и малоподвижные, часто просится на руки или в коляску. О патологии свидетельствует также неравномерно стоптанная и деформированная обувь.

У детей, как и у взрослых, различают 3 степени плоскостопия: слабо выраженное, выраженное и резко выраженное. Диагноз ставится на основании осмотра ортопеда и плантографии (получение отпечатка стопы). Рентгенография в возрасте до 9 лет не применяется из-за слабо сформированной костной ткани ребёнка.

Для плоскостопия 2 степени у детей характерны боли в стопах, в области голеностопных суставов, в голенях. Походка становится менее плавной, значительно уплощается свод стопы. Подобрать обычную обувь для ребёнка становится сложно.

Лечение плоскостопия у детей

О том, как вылечить плоскостопие 2 степени у детей можно узнать у врача-ортопеда. В основном терапия сводится к применению консервативных методов.

  • лечебная физкультура;
  • массаж и самомассаж;
  • физиотерапия;
  • ношение обуви с ортопедическими стельками.

Лечебная физкультура занимает ведущее место — она назначается при любых видах и степенях плоскостопия. Занятия ЛФК направлены на исправление формы стоп. Также эффективны занятия плаванием и хождение босиком по земле, песку, гладким камням, брёвнам, другим тактильным поверхностям.

Массаж и самомассаж способствуют укреплению мышечно-связочного аппарата. Процедуры проводятся на мышцах голени и подошве. Дополнительно применяются специальные массажные коврики и шарики. Длительность курса составляет 1.5–2 месяца при продолжительности процедуры не более 10 минут.

Физиотерапевтическое лечение направлено на улучшение трофики (питания) тканей. Используются парафиновые аппликации, озокеритовые обёртывания, электрофорез с лекарственными препаратами.

Важную роль в лечении играет выбор обуви. Она должна быть удобной, из натуральных материалов, желательно на шнуровке. Для поддержания правильного положения стопы используются ортопедические стельки — супинаторы.

Заключение

На вопрос, можно ли вылечить плоскостопие 2 степени у детей, специалисты отвечают положительно. Так как костная ткань у ребёнка в раннем возрасте ещё не сформирована, при своевременно поставленном диагнозе терапия достаточно эффективна и позволяет обойтись без хирургического вмешательства.

Не сформирован свод стопы ребенку 2 года

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Уплощение продольного свода стопы приводит к развитию продольного плоскостопия, а распластанность переднего ее отдела — к поперечному. Часто плоскостопие сочетается с другими деформациями.

Различают врожденное и приобретенное плоскостопия.

Врожденное плоскостопие встречается редко, в основном это продольное плоскостопие

Причиной врожденного плоскостопия являются пороки развития структурных элементов стопы во внутриутробном периоде.

Приобретенное плоскостопие наблюдается при нарушении кальций-фосфорного обмена (например, рахите), парезах и параличах мышц нижних конечностей (например, после перенесенного полиомиелита), после повреждений (например, неправильно сросшегося перелома костей голени), а также в результате наследственной предрасположенности, перегрузки нижних конечностей, избыточного веса и других неблагоприятных влияний.

Приблизительно до 7-летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы, поэтому пониженный свод специального лечения не требует, но нуждается в постоянном наблюдении для выявления неблагоприятной динамики его развития

Степень деформации стопы определяет соответствующие степени плоскостопия, всего их три.

Первая степень плоскостопия характеризуется отсутствием видимой деформации, что обуславливается пока еще слабой выраженностью сопутствующих изменений. При первой степени плоскостопия появляется быстрая утомляемость ног. Болезненность не явная, пациент может ощущать дискомфортные ощущения при надевании обуви. Иногда возможна отечность в утренние часы.
Вторая степень плоскостопия характеризуется умеренной выраженностью плоскостопия. Свод стопы на данном этапе прогрессирования заболевания исчезает, симптоматика усиливается. Так, боль становится более сильной, проявляется значительно чаще, помимо этого отмечается ее распространение к области лодыжек, а также к голени. Плавность походки на данном этапе проявления заболевания утрачивается, мышцы стопы утрачивают свойственную им эластичность.

Читайте так же:
Путешествие с ребенком 2 года что взять с собой

Третья степень плоскостопия проявляется в еще более выраженной форме, чему сопутствует также и усиление деформации. Отечность и боль в стопах становятся постоянными спутниками общего состояния пациентов, помимо этого появляется очень сильная головная боль. Из болевых ощущений также присутствует боль в области поясницы. Отмечается снижение трудоспособности, затруднения возникают даже при необходимости преодоления незначительных расстояний. 3 степень плоскостопия данной формы лишает человека возможности с ней ходить, будучи обутым в обычную обувь ввиду крайней степени выраженности процессов деформации.

Внешние признаки плоскостопия зависят от степени выраженности, и как правило, заметны при второй и третей степени, проявляются в:

  • Неравномерно стертой обуви, внутренняя часть подошвы и каблук стерты сильнее;
  • Увеличением стопы в размере, особенно по ширине, часто возникает необходимость приобретать обувь на размер больше;
  • Изменением походки: тяжелая, неестественная походка, появляется косолапее, нарушается осанка.

Наблюдается деформированные стопы: плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, деформация коленных суставов, непропорциональное развитие мышц ног и голени.

Лечение врожденного плоскостопия консервативное. С первых дней жизни накладывают этапные гипсовые повязки, назначают ортопедическую обувь, лечебную гимнастику, физиотерапевтическими процедурами и массаж.

Лечебные меры, применяемые к взрослому человеку, могут лишь улучшить его состояние. В то время как у детей полное выздоровление реально, поскольку стопы ребенка только начинают формироваться полностью.

Консервативное лечение взрослых заключается в применение медикаментов в комбинации физиотерапевтическими процедурами и лечебной гимнастикой. Такая физкультура выбирается конкретно под больного, врач-ортопед обязательно учитывает возраст, степень болезни и ее форму. Отлично помогает массаж и гидромассаж стоп. Ортопедические стельки при заболевании восстанавливают требуемый подъем сводов стопы, корректируют нормальное положение стопы, обеспечивают комфорт при ходьбе.

При установленном врачом плоскостопии, необходимо делать лечебную гимнастику. Приблизительный комплекс упражнений представлен ниже:

1) Ноги установить на ширине плеч. Далее стопы разворачиваются, сначала соединяются пятки, потом носки. Сделать не меньше 12 повторений.

2) Вращение. Сидя на кресле либо стоя, установите пятки на ширину плеч. Вращайте стопы необходимо в две стороны. Сделайте 12 повторений.

3) Установка стоп. Выполняется в сидячем или стоячем положении. Ставьте стопы на внешнюю, а потом на внутреннюю поверхность поочередно. Сделайте 15 раз.

4) Низкие выпады. Встаньте ровно. Выполните передний выпад ногой. Далее переворачиваетесь в другую сторону и делаете то же самое. В обязательном порядке удерживайте спину прямой. Следует повторить 15 раз.

5) Ходим на месте. Делайте быстрые шаги. Стопы смотрят во внутрь, ноги сгибаемы в коленях. Не двигайте плечами, держитесь ровно, ноги при этом активно задействованы. Дыхание спокойное, упражнение выполняется полминуты.

Для детей весь комплекс ЛФ выполняется в игровой форме.
Показания к хирургическому лечению:

  • Неэффективность консервативных методов лечения
  • Тяжелое течение плоскостопия с грубыми осложнениями

Чем опасно плоскостопие?

Стопа при плоскостопии теряет амортизирующее свойство, и ударная волна распространяется вверх по скелету. В результате повышается нагрузка на позвоночник и суставы, возникает защемление межпозвоночных дисков. У человека меняется походка, он начинает косолапить. В запущенных случаях стопа деформируется, возникает «косточка» на большом пальце ноги, нарушается кровообращение ног.

Профилактика плоскостопия:

  • Формирование правильной походки, не разводить носки при ходьбе – это перегружает внутренний край стопы и его связки.
  • С предрасположенность к плоскостопию правильно выбирать место работы (работу, не связанную с длительными нагрузками на ноги).
  • Отдых при длительном стоянии или хождении.
  • Правильно подобранная обувь, на толстой и мягкой подошве, каблук не более 4 см.
  • Ношение стелек-супинаторов при длительных нагрузках.
  • В свободное время давать отдых ногам, не менее 30 секунд, 3-4 раза в день вставать на внешние стороны стоп.
  • После работы рекомендуется принять теплые ванны для ног, с их последующим массажем.
  • Хождение босиком по неровной поверхности, по камешкам, по песку, ходьба на пятках, внутренней поверхности стоп, цыпочках, подвижные игры.
  • Максимально ограничит ношение обуви на высоком каблуке
  • Правильно дозировать физическую нагрузку, избегать чрезмерных нагрузок
Читайте так же:
Может ребенок в 2 5 года одеваться сам

Несколько советов для профилактики плоскостопия у детей:

  • Как можно больше давайте ребенку ходить босиком по песку, гравию, траве и другим неровным поверхностям.
  • Детям, рожденным в осенне-зимний период, а также при недостаточном пребывании на солнце применять меры, направленные на профилактику рахита (достаточное употребление витамина D3, употребление кормящей матерью или ребенком продуктов, содержащее достаточное количество кальция).
  • Не покупать ребенку обувь пока он не научится ходить.
  • Обувь должна быть:

— гибкой, просторной, каблук не более 1-1,5 см;

— плотно фиксировать стопу, но не сдавливать ножку;

— минимальное количество внутренних швов;

— изготовлена из натуральных материалов;

— задник высокий жесткий, хорошо фиксирует ножку;

— подошва устойчива, не скользить;

— до 2 лет не должно быть в обуви супинатора, до этого времени его роль выполняет жировая подушечка стопы;

— обувь должна быть с запасом 1-1,5 см;

— менять чаще обувь, следить за ростом ножки.

  • Не перегружать ребенка спортом, все нагрузки должны соответствовать возрасту ребенка и степени развития его опорно–двигательного аппарата.
  • Делать ребенку гимнастику и массаж ног

Детям старше 2 лет, будут благоприятны упражнения для развития мышц и сухожилий стопы (брать предметы пальчиками ног, ходить на носочках, пяточках, внешней стороне стоп; можно делать прыжки на месте, карабкаться по гимнастической лестнице).

Нельзя забывать так же, что в профилактике плоскостопии немалую роль играет здоровый образ жизни, рациональное питание, пища богатая витаминами и микроэлементами в особенности кальцием.

Не сформирован свод стопы ребенку 2 года

В настоящее время проблема профилактики и лечения отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья [1]. Особое внимание заслуживает профилактика и коррекция нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплощением ее сводов. Различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но, и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции самого позвоночника, а так же на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [2, 5].

Формирование стопы происходит до 6-летнего возраста. Соответственно, чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. Именно до 6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия [3].

Следует отметить, что при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях деформация свода стопы не прогрессирует и является обратимым процессом [4]. Поэтому ранняя профилактика нарушения плоскостопия у детей заслуживают особого внимания.

Результаты исследования и их обсуждение

Целью настоящего исследования является оценка состояния свода стопы у детей дошкольного возраста.

Обследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 255 г. Волгограда. В исследовании приняли участие 18 девочек и 23 мальчика в возрасте 4-5-ти лет.

С помощью программно-аппаратного комплекса производилась регистрация и анализ 82 плантограмм. В основе компьютерной плантографии лежит прямое сканирование стоп с проведением дальнейшего анализа снимков. Плантограммы снимались в положении стоя, так, чтобы масса тела ребенка была равномерно распределена на обе ноги.

В результате обследования свода стопы у детей среднего и старшего дошкольного возраста выявлены отклонения от нормы в медиальной и латеральной части стопы, а так же в среднем и заднем ее отделах.

Компьютерная обработка данных обследования детей 4-х-5-ти лет показала, что наличие вышеперечисленных отклонений имеет место у всех испытуемых без исключения.

Обследование свода стопы детей 4-х лет выявило следующие отклонения от нормы. Нарушения в медиальной части левой стопы выявлены у 35% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – у 10%, плоскостопие III степени – у 15% .

Читайте так же:
Драники для ребенка 2 года

Нарушения в медиальной части правой стопы выявлены у 20 % детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – 5%, плоскостопие III степени – у 5% испытуемых.

На рисунке 1 наглядно представлены выявленные нарушения в медиальной части правой и левой стопы.

Рис. 1. Нарушения в медиальной части правой и левой стопы

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 50% испытуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 20%, плоскостопие II степени – 20%, плоскостопие III степени – 10%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены у 50% обследуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 30% испытуемых, плоскостопие II степени – у 5%, плоскостопие III степени – 15%.

Выявленные нарушения в латеральной части представлены на рис.2.

Рис. 2. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 80% обследуемых детей, в частности 60% имеют полую стопу, 15% – стопу с пониженным сводом, 5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части представлены на рис.3

Рис. 3. Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 55 % обследуемых детей;

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 35 % обследуемых детей.

Следует отметить, что 35% детей имеют незначительное отклонение от нормы и при проведении специальных профилактических мероприятий, направленных на укрепление сводов стопы, приведет в дальнейшем к правильному ее формированию.

Наличие значительных отклонений от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) выявлено у 65% детей. Целенаправленная и своевременная работа над укреплением сводов стопы позволит предотвратить развитие плоскостопия.

Обследование свода стопы детей 5-и лет выявило следующие отклонения от нормы:

Нарушения в медиальной части левой стопы, а именно плоскостопие I степени выявлено у 14,2% детей.

Нарушения в медиальной части правой стопы не выявлены.

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 37,2% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 23% испытуемых, плоскостопие II степени – у 9,5%, плоскостопие III степени – у 4,7%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены 47,5%, из них плоскостопие I степени наблюдается у 42,8%, плоскостопие II степени – у 4,7%.

На рисунке 4 наглядно представлены выявленные нарушения в латеральной части правой и левой стопы.

Рис. 4. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела левой стопы зафиксированы у 70,9% обследуемых детей, в частности 52% имеют полую стопу, 9,5% – стопу с пониженным сводом, 4,7% плоскостопие II степени, 4,7% имеет плоскостопие III степени.

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 90,2 % обследуемых детей, в частности 57% имеют полую стопу, 19% – стопу с пониженным сводом, 4,7% – плоскостопие I степени, 9,5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части стопы представлены на рис.5.

Рис. 5 Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 57% обследуемых детей.

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 57% обследуемых детей.

Выводы

Анализ полученных результатов на наличие отклонений свода стопы от нормы показал, что у 62% детей данные отклонения незначительны, и при соблюдении профилактических мер приведут к нормальному формированию сводов стопы.

38% детей имеют значительные отклонения от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) и требуют своевременного лечения.

Плантографическое обследование, в основе которого лежит сканирование стопы, является одним из перспективных методов диагностики патологии стопы и позволяет выявить различные деформации стопы на ранних стадиях, подобрать оптимальные средства, направленные на коррекцию выявленных нарушений и провести эффективные профилактические мероприятия.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г.Волгоград;

Анцыперов В.В., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию