All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие моторного развития ребенка

Моторное развитие до 1 года

В этой главе описывается моторное развитие ребенка с рождения до первых шагов без опоры. Обычно это развитие завершается к двенадцатому, самое позднее к восемнадцатому месяцу жизни. За первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении.

Примерно у половины детей это развитие завершается к двенадцатому месяцу жизни. Как правило, дети своевременно начинают использовать двигательные алгоритмы, описанные ниже, то есть, все происходит в предназначенный месяц. Оптимально организованные двигательные алгоритмы служат эталоном, или масштабом для сравнения, если нужно оценить индивидуальное моторное развитие конкретного ребенка. Для оценки достаточно сравнить с эталоном достижения конкретного ребенка. Совокупность эталонных моторных алгоритмов называется „идеальная моторика». Чтобы облегчить оценку индивидуальной моторики ребенка, ниже приводятся конкретные признаки, по которым оценка выполняется. Обычно ребенок рождается с хорошим оснащением, в его распоряжении есть работоспособная двигательная система и необходимый набор врожденных двигательных программ .Но он пока беспомощен в применении заложенных в нем программ, которые позволяют ему встать и идти. Опорно-мышечный аппарат сможет выполнить эту задачу только, когда ребенку исполнится от 12 до 18 месяцев. Совершая малые и большие шаги на пути к развитию, ребенок приобретает способность к действию, которая подразумевает целенаправленное использование собственного тела.

Алгоритмы движения запоминаются

Во время первого года жизни ребенок знакомится со своим телом и с миром, окружающим его. Для этого он применяет собственную двигательную систему. Чувственные впечатления (сенсорика), их обработка и реакция на них тесно связаны с моторикой, и не могут рассматриваться отдельно от моторики. Так возникает функциональное единство, которое называют сенсомоторикой. Движение – это координированное взаимодействие различных мышц, суставов и органов чувств. В результате этих функций совместного взаимодействия вырабатывается сенсомоторный алгоритм, который вовлекает в движение все тело; поэтому такой алгоритм называют глобальным алгоритмом Моторное развитие до года

Даже когда описание двигательных алгоритмов ограничивается определенными частями тела, например, рукой, или ногой, при оценке моторики нельзя оставлять без снимания постуральный задний план, то есть, работу всего остального тела. При оценке, например, движения руки необходимо наблюдать, какими движениями уклонения остального тела может (в определенных ситуациях) сопровождаться движение руки. Влияние позиции туловища на движение рук и ног можно четко наблюдать, например, у ребенка, начиная со второго месяца жизни. В этот период, когда ребенок отводит от тела руки, он одновременно отводит и ноги (координация «рука-рука»); когда ребенок поднимает руки, он одновременно (ассоциировано) поднимает ноги. Его туловище при этом вытягивается по продольной оси тела, держится в этом состоянии и не отклоняется в сторону.

В конце шестого месяца жизни в поле зрения ребенка впервые попадают собственные ступни: ребенок хватает их руками и сует их себе в рот. В этом двигательном алгоритме тоже присутствует координация «рука-ступня-рот» , которая задает предпосылки для определенной позиции туловища и наглядно иллюстрирует целенаправленное использование всего тела. Так ребенок знакомится со своими ступнями.

Поначалу ребенок не имеет никакого представления о вещах, которые его окружают. Например, он не знает, каковы на ощупь различные материалы, каковы они на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Но ребенок любопытен, он постоянно проводит разведку, и исследует мир, окружающий его. Ребенок познает мир своими руками и ртом. Так ребенок познает формы, качества различных материалов, их разные вкусы; он получает так представление о познаваемости вещей, окружающих его. Одновременно он копит моторный опыт, который в этом возрасте очень хорошо запоминается.

Различные группы мышц познают общий для них двигательный алгоритм, отвечающий различным требованиям каждой отдельной конкретной ситуации. Одна мышца не воспринимается отдельно, как таковая. Регистрируется и запоминается не движение каждой отдельной мышцы, а общая картина движения. Отпечаток каждой совместной (глобальной) функции отображается в разных частях ЦНС подобно географической карте тела.

Если ребенок повторно использует двигательный алгоритм, который он запомнил, с каждым повтором его неумелые движения приобретают все больше элегантности. Различные группы мышц сотрудничают между собой самым разным образом, что позволяет мускулатуре выполнять разнообразнейшие задачи. Так формируются алгоритмы, которые можно впредь применять и всячески изменять в процессе освоения каждой новой моторной функции.

Ребенок начинает собирать свой опыт еще в утробе матери, и этот опыт он непрерывно пополняет уже после рождения в процессе сенсомоторного развития. Уже на восьмой неделе развития эмбриона хорошо развиты мышцы головы, туловища и большая часть мускулатуры конечностей. В этот период эмбрион использует все свои мышцы для движения . Мать, начиная с 4-5 месяца беременности, чувствует движения ребенка. При этом импульсы к движению могут исходить как от эмбриона, так и от матери. Так возникает двустороннее общение между матерью и ребенком, между ребенком и матерью.

Двигательный опыт до родов и после рождения отличается различностью условий, с которыми ребенок должен сталкиваться Эмбрион парит во фруктовых водах, для него сила тяготения практически отключена. Поэтому на первый план у эмбриона выходит не сохранение позы тела, а движение, как таковое.

С ростом размера тела ребенка, пространство для движения становится меньше, и оболочка матки ограничивает движения, создавая сопротивление детскому движению, одновременно обеспечивая опору.

После рождения сила тяжести оказывает воздействие на ребенка без удерживающего ограничения за счет матки. В этих условиях ребенку сначала не хватает умения регулировать позу. Но все меняется уже на четвертой неделе, а к концу третьего месяца жизни ребенок может, например, находиться в положении “лежа на спине”, одновременно балансируя свое туловище. Для опоры в положении на спине он использует собственную спину. Способность ребенка опираться на спину открывает свободу движения рук, ног и головы.

Читайте так же:
Развитие ребенка в третьем триместре

Положения тела и опорные поверхности

Ребенок развивает свои моторные функции из положения на животе, положения на спине и положения на боку. С рождения до ходьбы без опоры ребенок постоянно выпрямляется, его тело располагается все выше. При этом он вынужден каждый раз по-разному бороться с силой тяжести, пытаясь удержать тело и сталкиваясь с различной степенью гравитации.

В положении на животе движения новорожденного спокойны, благодаря большой устойчивости тела. Ошибиться трудно. Из этого положения ребенок выпрямляется, и за первые три месяца переходит в позиции с опорой на локти.

В положении на спине осанка навороженного младенца сначала очень непостоянная и неуверенная. Здесь легко ошибиться, на что ребенок реагирует массой беспорядочных и не целенаправленных движений. Причина такой неуверенности лежит в отсутствии навыков регулирования позы. Новорожденный еще не умеет опираться своей спиной на постель. Только в течение первых трех месяцев жизни поверхность постели становится для ребенка опорной поверхностью. Но положение на спине и положение на боку остаются для ребенка неустойчивыми позами, которые требуют больше усилий для регулирования.

В процессе выпрямления тела ребенка и перемещения его вперед непрерывно изменяется площадь опоры тела ребенка. До конца восьмого месяца жизни, в положении на спине и в положении на боку ребенок все еще использует для опоры всю площадь туловища. С выпрямлением, площадь опоры становится все меньше. В конечном счете, ребенок начинает опираться только на руки и таз в положении сидя на боку, или только на руки, колени и голени при ползании на четвереньках. В результате дальнейшего выпрямления, в конце четвертого триместра весь вес тела направлен лишь на маленькую площадку ступней.

Поскольку опорные поверхности становятся меньше, требования ко всей сенсомоторной системе возрастают; равновесие тела становится более чувствительным к помехам, и должно непрерывно регулироваться.

Для обеспечения позы, ребенок осваивает различные функции мускулатуры туловища. Как правило, это происходит уже за первые двенадцать месяцев его жизни при опоре на руки, переворачивании, вставании и ходьбе, а также при схватывании предмета. Все эти различные последовательности движений требуют регулирования позы. Они показывают, что поза и движение взаимно зависимы уже в ранний период развития. Как правило, опорно-двигательному аппарату ребенка требуется 12-18 месяцев, чтобы надежно удерживать позу тела на различных этапах выпрямления и поднимания. Тем временем различные функции отдельных мышц комбинируются всегда в новых конфигурациях, так что ребенок отрабатывает и тренирует самые разные двигательные алгоритмы. Только после этого ему открывается доступ в горизонтальное и вертикальное пространство, поскольку он может поворачиваться, садиться, вставать, или ползать.

Движущей силой применения сенсомоторных алгоритмов в спонтанном процессе развития становится любопытство и интерес ребенка ко всему, что его окружает. Эти сенсомоторные алгоритмы служат средством для удовлетворения любопытства и потребности ребенка в общении.

Когда ребенок становится старше, круг его интересов расширяется, и многообразие двигательных алгоритмов, которые ребенок применяет для удовлетворения своего интереса, постоянно расширяется. Постоянная практика дает ребенку умение тонко настроить свой двигательный аппарат для самых разных целей, и применять его самыми разнообразными способами. С практикой ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний о движениях (схему тела). Если ребенок разработал свой индивидуальный базовый двигательный алгоритм, он будет прибегать к нему снова и снова на протяжении всей своей жизни при изучении новых функций, например, в спорте, при вождении автомобиля или игре на музыкальном инструменте.

Но если ребенок на первом году своей жизни лишь в ограниченном объёме использовал какой-либо базовый моторный алгоритм, то по всей вероятности все его дальнейшее развитие будет испытывать дефицит, поскольку позы тела в процессе выпрямления становятся все труднее, а постуральные задачи балансировки и удержания туловища все сложнее.

Видимо, существует физиологическое окно времени, когда вся сенсомоторная система особенно быстро реагирует и хорошо обучается в процессе постурального развития. Совершенно очевидно, что в первые три месяца это окно широко распахнуто.

Двенадцать месяцев первого года жизни подразделяются в медицинской терминологии на 4 триместра (4 раза по три месяца = 12 месяцев), эти отрезки времени плавно перетекают один в другой. В каждом триместре ребенок проявляет развитие, типичное для данного периода; результаты этого развития становятся основой для развития ребенка в следующем триместре. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления тела и перемещения вперед.

  • В первом триместре, то есть, до конца третьего месяца жизни, ребенок развивает постуральный навыки туловища в положениях «лежа на спине» и «лежа на животе». Это позволяет затем выпрямляться с опорой на руки и создает основу для дальнейшего выпрямления тела.
  • Во втором триместре ребенок осваивает положение «лежа на боку», в которое он приходит путем переворота из положения «лежа на спине» в положение «лежа на животе». Это позволяет ребенку перейти из положения «лежа на спине» в положение «лежа на животе», а примерно через 6 недель он может уже перевернуться с живота на спину.
  • В третьем и четвертом триместрах ребенок уже может выпрямиться вертикально из положения “лежа на спине” и положения “лежа на животе”. Этот шаг развития можно наблюдать, когда ребенок, сидя на боку с опорой на руки хватает то, что находится вверху, ползает по-пластунски или на четвереньках, подтягивается на руках, чтобы встать, и ходит боком, опираясь на мебель. Ребенок открывает для себя окружающий мир, радиус доступности этого мира постоянно растет. Это снова и снова стимулирует навыки той или иной позы корпуса. С каждым разом ребенок все полнее использует самые различные позы тела. Благодаря такому обеспечению постуральной устойчивости, ребенок обретает больше свободного пространства, дающего простор для движения конечностей и головы. Новые возможности генерируют новое любопытство и жажду обладать теми или иными предметами.
Читайте так же:
Как развивать ребенка в 8 месяцев и чему его учить?

► Выводы

Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления и движения вперед. Так ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний (схему тела). При частом повторении в течение первого года жизни ребенок запоминает свой индивидуальный базовый алгоритм, к которому он возвращается при изучении новых моторных функций снова и снова на протяжении всей своей дальнейшей жизни, например, в спорте или при игре на музыкальном инструменте. Для определения статуса развития ребенка анализируются проявления в виде спонтанных движений. При этом особое внимание посвящается постуральному регулированию туловища и позвоночного столба. Сравнивая спонтанно примененный двигательный алгоритм ребенка с двигательными алгоритмами, которые использует примерно половина нормально развитых детей, можно сделать заключение о качестве развития моторных функций.

Сравнительный анализ медико-психолого-педагогических подходов к изучению моторного развития детей

Всем родителям, безусловно, хочется, чтобы их ребенок поскорее начал ходить, уверенно двигаться и проявлять некоторую самостоятельность в движениях, но, к сожалению, это не всегда возможно. Моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызываю трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений. Одним из самых популярных видов коррекционной педагогики является раннее медико-психологическое сопровождение детей с разными отклонениями в развитии. Особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития. В настоящее время существует достаточно большое количество различных медико-психологических методик по изучению моторного развития детей, и для того, чтобы в каждом конкретном случае подобрать наиболее оптимальную методику, необходимо разбираться в их особенностях.

I. Понятие моторное развитие детей дошкольного возраста

Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения. Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

I фаза — овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации;

II фаза — коррекция, уточнение и дифференцирование, тонкая координация движения;

III фаза — закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем.

Произвольные движения, в отличие от непроизвольных, всегда направлены на выполнение той или иной поставленной задачи и реализуются по определенным моторным программам под непрерывным контролем ЦНС. Управление произвольными движениями осуществляется благодаря сенсорной коррекции, требующей постоянного поступления в ЦНС обширной информации о ходе эфферентного процесса и о непрерывно меняющихся внутренних и внешних его условиях. Эта информация передается афферентными звеньями ЦНС. Для управления движениями необходимо сличать фактически имеющиеся значения регулируемых параметров движения с заданными, требуемыми значениями, система которых и составляет программу моторного акта. В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения.
Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.
II . Психолого-педагогический подход к изучению двигательной сферы детей

Психолого-педагогический подход к изучению двигательной сферы детей предполагает использование основных и дополнительных методов исследования для более полной и адекватной оценки развития психических функций ребенка, том числе и моторных .
Метод наблюдения является одним из основных при изучении детей с отклонениями в развитии .
Н. С. Жукова и Е. М, Мастюкова в своей работе «Если ваш ребенок отстает в развитии» дают советы родителям и педагогам по наблюдению за развитием ребенка в раннем и дошкольном возрасте, а также описывают нормативы нормального психического развития ребенка от 0 до 6 лет.
Говоря о развитии движений, авторы подчеркивают необходимость наблюдения за развитием двигательных функций ребенка с первых месяцев жизни. При наличии у ребенка на первом году жизни выраженного отставания в развитии двигательных навыков, особенно при сочетании его с повышением мышечного тонуса, наличии насильственных движений, авторы советуют родителям обязательно показать ребенка детскому невропатологу. Подчеркивается необходимость быть особенно внимательными, когда становление двигательных навыков ребенка происходило нормально, а затем к возрасту 9-12 месяцев стали проявляться двигательные расстройства в виде низкого мышечного тонуса, нарушений координации движений с постепенной утратой двигательной активности, так как подобные состояния характерны для многих заболеваний нервной системы.
Авторы отмечают, что у многих детей с отклонениями в развитии значительно задержано развитие совместного функционирования руки и глаза (зрительно-моторной координации) и двигательной активности рук.
При непосредственном изучении ребенка во время психолого-педагогического обследования наблюдение начинается с первого момента знакомства с ребенком и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение должно проводиться целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать .
Многое о ребенке может сказать его общий вид. Это его осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика и т. д. При многих нарушениях развития внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо; наличие асимметрии и диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение; косоглазие; неправильная форма или нестандартная величина головы; нарушения точности и координации движений при ходьбе. Отклонения от нормального внешнего вида могут указывать на наличие нарушений в развитии.
Е. М. Мастюкова также отмечает важность того, чтобы педагог научился профессионально оценивать облик ребенка, выявляя микро — или макроцефалию, наличие ожирения и т.д.
При обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеет наблюдение за игрой ребенка. Помимо всего прочего, в процессе игры проявляются все недостатки двигательного развития ребенка. Можно увидеть особенности как мелкой, так и общей моторики.
У детей с органическими поражениями нервной системы отмечается отставание в развитии манипулятивной функции . Движения рук плохо координированные, неточные, ребенок неловко, всей кистью пытается захватить предмет, весь напрягается. При некоторых формах психической патологии ребенок может не проявлять интереса к игрушкам, а предпочитать «играть» со своими руками, производя монотонные однообразные движения ими в поле своего зрения.
С. Д. Забрамная значительное место при изучении ребенка отводит наблюдению за его игрой. Она отмечает необходимость наблюдения за координацией движений в ходе производимых ребенком манипуляций, за состоянием моторики,
Е. М. Мастюкова также отмечает необходимость наблюдать свободную игру и деятельность ребенка. Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка, развитие его моторики и речи, отметив устойчивость походки, специфику манипулятивной деятельности рук, наличие насильственных движений, оценив ведущую руку.
Особое внимание обращают на поведение, контактность ребенка, адекватность его мимики, жестов. Обращается внимание на повышенную истощаемость и пресыщаемость ребенка в процессе спонтанной игры, оцениваются реакции на одобрения и замечания.При изучении моторики детей с нарушениями развития дошкольного возраста важны и дополнительные методы: сбор анамнестических данных, изучение документации на ребенка, беседа с родителями, изучение продуктов деятельности ребенка и др.О необходимости тщательного изучения анамнеза говорит Е. М. Мастюкова . Педагогической диагностике должно предшествовать знакомство педагога с данными анамнеза относительно развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни. Известно, что различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут привести к отклонениям в психическом развитии. При оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, отметить возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или после рождения. Следует внимательно ознакомиться с данными медицинского обследования. Впоследствии все эти сведения могут внести неоценимый вклад не только при квалификации структуры нарушений, но и при определении путей педагогической коррекции.
На необходимость изучения раннего психомоторного развития и становления навыков самообслуживания указывают многие авторы (О. Н. Усанова, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, С. Д. Забрамная и др.).
Как правило, наиболее полную информацию о раннем психомоторном развитии и становлении навыков самообслуживания у ребенка можно почерпнуть из беседы с родителями, педагогами и другими лицами, принимающими участие в воспитании ребенка,
Изучение развития моторики и навыков самообслуживания, ориентировано на диагностику и использование полученных данных в обосновании педагогического процесса. Характеристика уровня самообслуживания является одним из важных показателей общего психического и моторного развития ребенка, а также играет большую роль при определении возможности зачисления ребенка в специальное учебное заведение. При беседе с родителями важно выяснить, в каком возрасте ребенок научился сам раздеваться и одеваться, мыть руки, убирать свои игрушки, пользоваться столовыми приборами и т. д., и как быстро и умело он это делает. Особенно показательным фактором является активность ребенка в достижении результатов самообслуживания (просит ли ребенок помочь ему, когда сам не справляется; принимает ли участие в отдельных доступных ему операциях; настойчив ли или быстро прекращает попытки к действию). Часто родители сообщают о том, что навыки самообслуживания сформировались при значительной помощи взрослых. Сопоставляя эти сведения с результатами дальнейшего обследования, можно составить представление о темпах формирования и переноса этих навыков у ребенка и о влиянии трудностей моторного характера на процесс развития.
Из беседы с родителями также можно узнать о раннем развитии ребенка. При этом необходимо помнить, что оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно — моторной координации, восприятия, речи, а также социально — эмоционального развития. Беседа с родителями может быть достаточно информативной, однако любая информация, полученная от родителей признается достоверной, если она находит подтверждение в документах или при обследовании ребенка.
Поэтому изучение документации является неотъемлемым звеном в оценке моторного развития ребенка. Необходимо проанализировать медицинскую документацию (медицинскую карту или выписку из нее, заключения узких специалистов, результаты лабораторных и аппаратурных исследований и др.). При анализе документации можно получить ценные сведения о ребенке: указание на причины поражения, клинический диагноз и время его установления, особенности психомоторного развития на первом году жизни, изменения в диагностике по мере развития ребенка, время и место лечения, наиболее эффективные виды лечения и др.

Читайте так же:
Особенности познавательного развития ребенка в раннем детстве

При изучении педагогической документации (характеристик, заключений по результатам психологического обследования, речевых карт) необходимо обращать внимание на особенности развития общей, мелкой и артикуляционной моторики ребенка в различные возрастные периоды; анализировать динамику психомоторного развития ребенка; оценивать влияние моторного развития ребенка на его общее психическое развитие.

С. Д. Забрамная (1995) отмечает и важность метода изучения рисунков детей при проведении психолого-педагогического обследования, т. к. рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. Анализ рисунков детей и характера рисования может дать представление о развитии графо-моторных навыков ребенка, его пространственной ориентировке, развитии зрительно — моторной координации, тонких движений кисти и пальцев рук.

II . I Клинический подход к изучению моторики

Клинический подход предполагает всестороннее медицинское изучение ребенка, поскольку многие отклонения в развитии двигательной сферы детей связаны с наличием у детей определенных соматических, неврологических или психических заболеваний, обуславливающих отклонения в развитии.

Клинический метод исследования предполагает комплексный подход, включающий оценку этиологии, патогенеза, структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений, анализ взаимосвязи психопатологических и неврологических нарушений (Е. М. Мастюкова, 1997; Н. П. Вайзман).

Медицинская диагностика отклонений развития у детей раннего и дошкольного возраста включает общий осмотр, анализ анамнестических данных, оценку соматического, неврологического и психического состояний.

Клинический диагностический процесс разделяется на несколько этапов. Важное значение для клинической диагностики имеет нейрофизиологический, биохимический, генетический и другие методы обследования. Основывается клиническая диагностика на знании основных закономерностей возрастного развития нервно-психических функций.

Моторное развитие детей первого года жизни

Рассказывает Голицына Оксана Сергеевна

Врач-невролог детского медицинского центра «Аква-Доктор Плавание»

Сегодня мы поговорим о моторном развитии детей первого года жизни.

Весь первый год малыша его главные успехи связывают с движением. Младенцам необходимо научиться двигаться и использовать свое тело для выполнения различных задач. Этот процесс называется развитием моторных навыков или «моторики». Изначально движения младенцев — это просто неконтролируемые рефлекторные движения, с которыми они рождаются. Со временем они учатся свободно двигать частями своего тела, чтобы овладеть как большой (грубой), так и мелкой моторикой. Как правило, малыши начинают развивать моторику от «центра» тела к «кнаружи», и от головы к ногам. Вначале, они учатся контролировать свою голову и шею, прежде чем научатся манипулировать руками. Затем они развивают движения руками, прежде чем научатся манипулировать пальцами. После они учатся двигать туловищем до того, как научатся двигать руками и ногами. В 5-8 недель малыш приподнимает её на несколько минут. А уже к трем месяцам может достаточно долго лежать на животе с поднятой головой. Вначале он учится держать голову. Если же малыш «не любит» лежать на животе, плачет, беспокоится, то причина, скорее всего, связана с родовой травмой, а не с особенностями характера ребенка.

Читайте так же:
Развитие ребенка воспитание веды

В норме младенцам нужно время и пространство, чтобы исследовать окружающий мир и манипулировать объектами в окружающей среде, а также использовать все свои мышцы, тренируясь во время положения «на животе». Родители могут класть малышей животом на пол, чтобы у них была возможность задействовать все мышцы. Примерно к 2 месяцам спина младенцев продолжает укрепляться, и они могут поднимать голову и грудь над землей и опираться телом на локти. Примерно в это время они также будут пинаться и сгибать ноги, лежа на животе: это помогает подготовить малышей к ползанию позже. Примерно к 3 месяцам младенцы продолжают набирать силы, поскольку они могут держать положение тела уже дольше, до нескольких минут, и начинают удерживать свое тело в симметрии. Это означает, что тонический шейный рефлекс исчезает, и они могут удерживать каждую руку в одном и том же положении с обеих сторон своего тела, лежа на спине.

Младенцы продолжают укреплять свои мышцы и улучшать контроль над частями своего тела по мере роста. Примерно в возрасте 4 месяцев они могут сохранять контроль над головой и удерживать ее устойчиво, пока они сидят с помощью или лежат на животе. Они начинают самостоятельно перекатываться с живота на спину. Примерно через месяц они смогут перекатываться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев младенцы будут способны шевелить всеми конечностями в воздухе, лежа на животе. Это упражнение укрепляет мышцы, необходимые для ползанья. Примерно в возрасте 6 месяцев большинство младенцев могут уже сидеть самостоятельно в течение коротких периодов времени. Также они постепенно начинают нагружать ноги, удерживая их в вертикальном положении с использованием опоры на что-то.

Вторая половина первого года жизни

По мере того, как младенцы вступают во вторую половину своего первого года жизни, они становятся более мобильными и могут самостоятельно перемещаться в пространстве. Родители в этот период должны быть готовы быть более активными при наблюдении за младенцами и тщательнее контролировать их, чтобы избежать опасных ситуаций. Младенцы стремятся исследовать свою расширяющуюся среду обитания. Они могут начать активно ползать примерно в 7 месяцев. Уже в 8 месяцев малыши могут сидеть сами по себе в течение длительного времени и, даже, приподниматься на ноги, держась за что-нибудь для поддержки, например за стол или край дивана. К следующему 9-му месяцу малыши могут не только долго сидеть самостоятельно, но и дотягиваться до игрушек и играть с ними, сохраняя равновесие. В это время младенцы могут самостоятельно подтягиваться, чтобы встать. Это критическое время для тренировки соответствующих групп мышц. Использование детских ходунков или устройств, которые удерживают малышей в вертикальном положении, пока они двигают ногами, может способствовать задержке развития мышц. Исследования показали, что использование этих устройств препятствует развитию у младенцев основной мускульной силы туловища, необходимой для ходьбы, что может затем привести к затруднениям при ходьбе или беге в будущем. По этой причине нельзя использовать ходунки и другие подобные устройства.

Читайте так же:
Что такое среда и среда развития ребенка

Младенцы продолжают развивать свои физические способности, и примерно в возрасте 10 месяцев они могут стоять самостоятельно в течение длительного периода времени. Они готвятся начать ходить, тренируются, поднимая и опуская ноги, когда они стоят. Они могут сделать свои первые нерешительные шаги, держась за что-нибудь, например, за перила кроватки. Способность ходить улучшается по мере того, как младенцы тренируются, держась за руки родителей, примерно в возрасте 11 месяцев. А начинают они делать свои первые шаги примерно в возрасте 12 месяцев.

Правильно ли развивается малыш?

По мере того, как младенцы осваивают навыки и задачи, они приобретают новые навыки «поверх» старых. Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Существует общая последовательность этапов или маркеров развития, которых достигают дети, но каждый ребенок будет проходить их с разной скоростью, возрастом и последовательностью. В различных справочниках часто указывается возраст, в котором дети достигают определенных результатов. Важно помнить, что это только примерные оценки, так как дети достигают определенных моторных этапов в достаточно широком диапазоне возрастных периодов.

Постепенно ребенок все больше овладевает своим телом. Он учится переворачиваться, сидеть ползать, вставать и ходить. Каждое новое положение в пространстве позволяет ему ощутить свои мышцы, связки, суставы. В этом скрыта глубокая связь двигательного и интеллектуального развития ребенка. Нужно помнить, что правильное моторное развитие ребенка определяет и умственное его развитие. Чем разнообразнее двигательный опыт малыша, тем выше его интеллект. Вот почему так важно вовремя оценить и скорректировать психомоторное развитие вашего малыша!

Очень часто на приёме от родителей можно услышать: «Он у нас ленивый! Не хочет голову держать, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить!». Дети от природы очень любознательны и подвижны. Если малыш не освоил какое-то движение в определённом возрасте, это повод задуматься и показать ребенка неврологу. Чем раньше будет выявлено отклонение в развитии, тем легче его скорректировать!

Чем же вы можете помочь своему ребёнку?

  • Упражнения на фитболе
  • Массаж и зарядка
  • Грудничковое плавание
  • Динамическая гимнастика
  • Тренировка моторных навыков

В нашем МЦ «Аква Доктор плавание» невролог и врач ЛФК помогут подобрать необходимый комплекс упражнений для успешного развития вашего малыша. А высококвалифицированные инструкторы и массажисты помогут ему освоить все двигательные навыки с радостью и удовольствием.

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию