All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа в социуме по всем направлениям развития ребенка

ДОКЛАД Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

свободного гражданина (субъекта истории, общества);

творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо

четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;

владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;

предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности — совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

воспитания уважения к труду взрослых;

привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, культуры; с семьями воспитанников детского сада.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель — определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Следующий этап – практический. Его цель — реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Дошкольник в социуме, или формирование социальной личности

Образовательная линия Базового компонента дошкольного образования имеет название «Ребенок в социуме» и определена первым среди других сразу после образовательной линии «Личность ребенка». Ведь осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других.

Принципы социализации ребенка

Главными принципами организации работы по образовательной линии «Ребенок в социуме» являются:

  • единство формирования у детей представлений о социальной действительности как о части окружающей среды, что отражает деятельность и взаимоотношения людей, и воспитание у детей осознанного желания участвовать в жизни людей, которые их окружают;
  • достоверность и педагогическая целесообразность в отборе знаний о человеке, обществе, морали;
  • комплексность применения различных видов деятельности детей в формировании гуманного отношения к людям;
  • использование примера взрослого как носителя знаний, норм, ценностей, личных качеств.

Главная задача реализации образовательной линии «Ребенок в социуме» — раскрыть ребенку социальный мир и помочь получить социальный опыт, понять свое место в социуме как активного участника. В процессе индивидуального освоения мира ребенок не теряет собственного «Я», а, наоборот, сохраняет, развивает и обогащает содержание своего внутреннего мира.

Ребенок — социальное существо. Для него характерна острая специфическая потребность в другом. Поэтому любое, даже самое простое отношение ребенка к окружающему миру всегда преломляется через отношение к другому человеку. Само понятие «отношение» имеет субъективный и объективный аспекты.

По утверждению Лидии Божович, только через изучение отношения ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности.

Чрезвычайно важно формировать у детей:

  • открытость миру людей как потребность личности;
  • навыки социального поведения;
  • осознанное отношение к себе как к свободной самостоятельной личности; к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми;
  • готовность воспринимать социальную информацию;
  • способность сочувствовать, сопереживать;
  • желание познавать людей, делать добро, поступать достойно.

В предисловии к Базовому компоненту дошкольного образования указано, что взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождения ребенка в социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества.

Читайте так же:
Содержание карты индивидуального развития ребенка

В дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности ребенка:

  • способность понимать другого человека, его настроение, потребности, особенности поведения;
  • умение уважать других людей, помогать им, заботиться о них;
  • выбирать соответствующие ситуации общения и совместной деятельности.

Социально компетентный ребенок способен чувствовать свое место в системе отношений людей и адекватно себя вести.

Базовым компонентом дошкольного образования определены две компетенции дошкольника в отношении социального окружения:

  1. семейно-бытовая — знакомство с нормами и правилами семейного (семейного) сожительство; способность их соблюдать; умение поддерживать доброжелательные, дружеские, доверительные отношения в кругу семьи, проявлять заботу и любовь родных и близких членов семьи;
  2. социально-коммуникативная — знакомство с различными социальными ролями людей (знакомые, незнакомые; свои, чужие, дети, взрослые, женщины, мужчины, девочки, мальчики, молодые, пожилые), с элементарными социальными и морально этичными нормами межличностных взаимоотношений, умение соблюдать их во время общения.

Способность взаимодействовать с людьми, которые окружают: согласовывать свои действия, поведение с другими; осознавать свое место в социальной среде; позитивно воспринимать себя. Умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим, выбирать соответствующие способы общения в различных жизненных ситуациях.

Особого внимания воспитателя требует развитие творческих игр социальной тематики, в которых ребенок отражает свое понимание социума, взаимоотношений людей, выполнение моральных норм, отношение к социальным обязанностям. В работе по образовательной линии «Ребенок в социуме» особое значение приобретает творческая игра.

Специфической особенностью работы по этой образовательной линии является то, что она не ограничивается определенными формами образовательной работы, местом в распорядке дня, длительностью во времени. Поскольку ребенок приобретает социальный опыт постоянно, то рядом с запланированными и подготовленными воспитателем формами стоит использовать также события, которые происходят вне плана.

Новая игрушка, цветок расцвел, болезнь товарища по группе и его возвращение в детский сад и много других событий, которые возникают вне плана образовательной деятельности, — все это может стать предметом социально-эмоционального переживания и осмысления детьми.

Формируем базовые качества личности ребенка по теме «Мое-твое-наше»

Для детей характерно присваивать то, что рядом и им нравится, а также конфликтовать с другими, отстаивая свое право или желание взять желаемую вещь себе. Поэтому различение понятий «мое», «твое», «наше» в значительной степени является основой социализации ребенка с раннего возраста.

Вхождение ребенка в мир людей, вещей и природы сопровождается ежедневным познанием правил сожительства в этом мире, определение своего места в нем и постепенным осознанием своих взаимоотношений с теми, кто рядом.

Тема «Мое-твое-наше» является значимой для личностного развития ребенка, в частности формирование базовых личностных качеств детей, которые являются основой обеспечения межличностного согласия и дошкольной зрелости, в частности ответственность, терпимость, доброжелательность самостоятельность, рассудительность, отзывчивость.

Ответственность

Организуйте с детьми полилог «Наши общие дела» с вопросами:
Что мы делаем в группе вместе? Умеем ли мы договариваться/обращаться за помощью/помогать друг другу? Какие из действий можем легко сделать сами, а для выполнения которых лучше объединиться?

Проведите с детьми беседу о том, как лучше сделать подарок своей маме/лепить кувшин? (самому); посадить цветы возле детского сада/играть в игры/убирать? (вместе).

Привлекайте детей к выполнению совместных практических задач, как: сделать афишу к празднику, навести порядок в книжном уголке, присмотреть цветник.

Во время такой деятельности не акцентируйте внимание лишь на достижении определенного результата, но подведите детей к пониманию, какие дела являются моими, а какие — нашими, сколько усилий нужно приложить каждому, чтобы достичь общего результата: вместе посадили цветы — это наша совместная работа и наш цветник.

Помогите детям осознать, что и «мое личное дело» может служить «нашим общим интересам»: сам сделал аппликацию — это моя работа, однако она может украшать нашу группу.

Проработайте в контексте темы «твое-Мое-наше» сказки вроде «Трое поросят», которые помогут детям сравнить результативность собственных и совместных усилий, осознать ценность совместного труда и согласия, подведет к пониманию ответственности за собственные решения.

Продолжайте работу по содержанию сказки в театрализованных и режиссерских играх, при конструкционной деятельности на тему «Дом» и тому подобное.

Терпимость и доброжелательность

Заметьте, что согласованность взаимодействия между людьми и их терпимое и доброжелательное отношение друг к другу — едва ли не важнейшее условие успешности личности как субъекта социума.

Проработайте с детьми стихотворение Светланы Зайцевой «Песочница», а затем на его основе организуйте игровую сюжетную деятельность детей.

Тренируйте детей в умении просить, корректно отказывать, принимать отказ, слушать и учитывать чужое мнение в диалогах «Просьба», «Убеждение», «Отрицание».

Применяйте в работе с детьми предметные картинки с изображением моих/наших вещей или предметов окружающей среды.

Обсудите с детьми причины и способы разрешения конфликтов между людьми.

Организуйте работу с корректурною таблицей и ассоциативной картой, что активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

Благоразумие

Формируйте у детей способность уважать и ценить труд людей, которые создали все то, чем мы пользуемся и что является нашим, важность сохранения природной среды, подаренного нам, людям, даром.

Тренируйте детей в умении устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира, между собственной деятельностью и окружающей средой с помощью ассоциативными картами «Мое-твое-наше».

Читайте и обсуждайте с детьми рассказы Василия Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», ведь реализация идеи экономного использования природных ресурсов также способствует формированию благоразумия как личностной черты ребенка.

Самостоятельность

Проработайте или вспомните с детьми сказку Юрия Ярмиша «Лучший подарок», которая поможет им понять, что самостоятельным нельзя стать без собственных стараний, усилий и обучения.

Проведите речевые упражнения «Чтобы уметь …, надо …», «Что я могу один?», строительно-конструкционную и изобразительную деятельность, поскольку включение детей в ситуации выбора оптимального способа решения задачи или проблемы дадут возможность детям убедиться в собственной состоятельности.

Создайте развивающую среду, способствующую самостоятельной работе детей как индивидуально, так и коллективно.

Отзывчивость

Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка создавайте ситуации, когда стоит отстаивать свои желания и права относительно «моего-твоего-нашего». Эти качества выражаются в отношении не только к вещам («Это мое!», «Почему у меня этого нет?» и тому подобное), но и к проблемам (если кому-то плохо, или это только его проблема?).

Именно проживания таких проблемных ситуаций будет способствовать воспитанию у детей отзывчивости, побуждать к сопереживанию чужой беде.

Организуйте размышления над жизненными ситуациями или сказочными сюжетами для формирования у дошкольников неравнодушного отношения к чужой беде, например:

Петушок не послушал Котика и попал в беду, поэтому он сам в этом виноват. Но Котик не сказал Петушку, что это его проблема.

Наф-Наф, сочувствуя своим неразумным братьям, пустил их в свой дом. Он не говорил им, что они сами виноваты, и поэтому это их проблемы.

Проведите полилоги «Завидовать или нет?», «Что такое щедрость», «Мои и наши успехи», что будет способствовать анализированию детьми собственных мыслей и воспитанию в них доброжелательного отношения к другим.

Обращайте внимание детей на важные социально-психологические ситуации не только на протяжении проживания темы «твое-Мое-наше», но и во время будничных дел и повседневного общения.

Работа в социуме по всем направлениям развития ребенка

Автор: Солуня Ирина Алексеевна

Читайте так же:
Интеллектуальное развитие ребенка по гальперину

Организация: БДОУ г.Омска «Детский сад №81»

Населенный пункт: Город Омск

Одно из основных направлений педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы — это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.

Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение представлений человека о мире, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств.

Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл многих явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями.

Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является городская библиотека «Радуга». Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей стала причиной сотрудничества детского сада с библиотекой. Планирование мероприятий с сотрудниками библиотеки мы обговариваем в начале каждого года. Здесь учитываются наши тематические проекты и памятные даты. Сотрудничество с библиотекой «Радуга» дает возможность для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, знакомство с народными традициями.

В работе с библиотекой одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей, обогащения и расширения словаря являются экскурсии. Причём экскурсии не являются самоцелью, они предполагают дальнейшую работу, охватывая все направления развития личности дошкольников, в том числе и духовно-нравственное.

Начиная со старшей группы мы водим детей в библиотеку на экскурсии, на тематические мероприятия. Сотрудники библиотеки проводят для наших воспитанников всех возрастных групп тематические занятия, театрализованные представления, знакомят детей с тем или иным писателем, рассказывают о народных праздниках и традициях, о героях В.О.в. Прошли такие занятия как: «По страницам книг А.Барто», «Путешествие по сказкам», «Знакомство с русскими былинами», «Сказки В.Сутеева», «С чего начинается Родина?», «Знакомство с русской матрешкой», «Книга-наш друг».

Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического воздействия.

Работа с социальным окружением тщательно планируется педагогами и уже начиная со средней группы мы работаем по программе «Здравствуй, музей!», сотрудничая со многими музеями города. Это музей имени Врубеля, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр». Омский государственный историко-краеведческий музей. Педагоги посещают семинары, посвященные методике работы по этой программе. Во всех группах дети работают в рабочих тетрадях, рассчитанные на возрастные категории детей.

Сотрудники музеев проводят выездные занятия на базе д/с. В каждой возрастной группе своя тематика занятий: «Сказочный мир Васнецова», «Мы по городу идем», «Ребятам о зверятах», «Морской пейзаж в картинах Айвазовского» — занятия сотрудников музея имени Врубеля. «Картофелина» (Об истории появления картофеля на Руси, его полезных свойствах), «Как рос и строился Омск». (Знакомит детей с историей основания первой Омской крепости и ее основателях, мастер-класс. «Вышиваем полотенце»). Беседа о традиционном орнаменте с практической работой по оформлению бумажного полотенца. «Кто здесь живет». О многонациональном составе населения Сибири и о многообразии культур этих народов на примере различных жилищ. «Они помогли победить» — о животных, помогавших человеку на фронтах ВОВ. — занятия сотрудников Омского государственного историко-краеведческого музея.

Художник в пространстве природы. Жанры живописи. Пейзаж в творчестве А.Н. Либерова и его учеников – сотрудники Государственного областного художественного музея «Либеров-центр».

Каждое такое занятие заканчивается практической частью, где дети в ходе мастер-классов выполняют различные рисунки или поделки.

Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные сотрудниками музея помогают расширять представления дошкольников об искусстве, учат видеть и любить прекрасное, закладывают основы эстетики. Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.

Музеи и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.

Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Детской школой искусств №10». Воспитанники этой школы приходят к нам с концертами, на которых знакомят наших деток с игрой на таких инструментах, как баян, аккордеон, фортепиано, гитара, домра. Вместе мы проводили конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Наши дети читали стихи, а воспитанники музыкальной школы исполняли музыкальные номера.

Второй год мы участвуем в конкурсе рисунков «Я рисую музыку», которую организовывают педагоги школы искусств. В этом году больше 20 наших детей были призерами этого конкурса. Наши дети ходят в школу искусств на экскурсии, в ходе которых им показывают концерты дети- исполнители.

В результате совместной работы педагогов ДОУ и школы искусств у детей формируется нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства, появляется желание в дальнейшем обучаться там. Получить в детстве начало эстетического воспитания — значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Приобщение детей к искусству, к художественно-эстетическим ценностям, является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.

Но главную и центральную роль в сознании ребенка играет семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции.

Читайте так же:
Когда отпадает пуповина у новорожденного и что делать, если пупок отвалился

Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Поэтому другим направлением работы по духовно-нравственному развитию дошкольников в нашем ДОУ является взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

В работе по социально-личностному развитию дошкольников и сотрудничеству с родителями мы применяем наряду с традиционными нетрадиционные формы работы, в первую очередь это-досуговые мероприятия.

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми, среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми.

Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей. Проведение таких досуговых мероприятий помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. В присутствии родителей дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками. Как правило в массовых досуговых мероприятиях у нас принимают участие все дети и большое количество родителей. В прошлом году прошла традиционная в нашем саду Масленица, где игры-развлечения проводили не только воспитатели, но и родители.

Запомнилось всем и проведение военно-патриотической игры «Зарница», где проводил игры с каждым отрядом папа-военный.

Каждый год в ДОУ проходит «Осенняя ярмарка» с народными играми, песнями, частушками, в которой активное участие принимают родители.

Главными источниками духовно-нравственного воспитания являются: семья и семейные традиции, игра, труд, физическая культура и оздоровление, искусство, художественная литература, коммуникация, знакомство с выдающимися людьми, народные традиции и обычаи, познание социальной и окружающей действительности, патриотическое воспитание.

Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.

Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.

Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.

Известно, что «из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Влияние социума на развитие личности ребенка

Влияние социума на развитие личности ребенка

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ — это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем . А если покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы
Читайте так же:
Если ребенок родился раньше срока развитие

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит . И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Мы рекомендуем ремонт холодильников от Rmh24.ru

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка долет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — главный институт воспитания. Уж ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.

Читайте так же:
Школьный центр развития ребенка

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Взаимодействие с социумом как эффективный ресурс реализации рабочей программы воспитания ДОУ

Изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам укрепления воспитательной составляющей системы образования предполагают разработку и реализацию рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В зависимости от поставленных задач воспитания каждой дошкольной образовательной организацией самостоятельно разрабатываются модули программы.

Организация взаимодействия детского сада и социума как нельзя более позволяет использовать максимум возможностей для развития и воспитания детей.

Анализ образовательных потребностей и запросов детей и родителей, потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу нашего детского сада и социальными партнёрами, имеющими свои интересы в сфере образования.

Цель взаимодействия: Расширение социокультурного пространства деятельности дошкольника в решении образовательных задач.

Задачи:

  • Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленной на активное освоение мира
  • Расширение творческого взаимодействия детского сада с социальными партнёрами для создания единой социокультурной системы;
  • Формирование способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Создание условий для развития индивидуальных особенностей и самостоятельности у ребенка-дошкольника, готовности к сотрудничеству и самореализации.
  • Развитие социально-нравственных качеств личности, формирование духовной культуры и нравственных ценностей.

Педагогические условия эффективного взаимодействия:

  • выделение (определение) объектов социума, совместно с которыми решаются задачи;
  • подготовка педагогов к образовательной деятельности во взаимодействии с социумом;
  • тесное взаимодействие с семьей;
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы.

Алгоритм организации совместной деятельности с социальными партнерами:

  • заключение договора о совместной работе
  • составление плана совместной работы
  • информирование родителей о проводимых мероприятиях
  • Привлечение всех субъектов образовательного процесса к участию в мероприятиях.
  • Анализ проведенной работы, определение результативности
  • Прогнозирование дальнейшего сотрудничества.

Методическое сопровождение работы по воспитанию дошкольников во взаимодействии с социумом заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательной и воспитательной деятельности детского сада.

Направлено на формирование у педагогов следующих компетенций:

  • проектирование образовательного процесса исходя из поставленных целей и учета образовательных и воспитательных ресурсов социальных партнеров;
  • владение методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  • умение прогнозировать результаты партнерства для развития ДОО, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности).

Основные направления методического сопровождения педагогов:

  • Обеспечение педагогов информацией о новинках литературы; об основных направлениях развития, современных разработках в данном направлении
  • Формирование банка данных о методической работе педагогов, их профессиональных качествах, педагогическом опыте;
  • Изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • Прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание методической помощи педагогам.
  • Создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;
  • Методическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • Организация повышения квалификации педагогов, обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально- дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетенции;
  • Выявление, систематизация, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта.

В методической работе с кадрами используем разнообразные формы:

  • коллективные: семинары «Изучаем и работаем по ФГОС ДО», «Социально-коммуникативное развитие дошкольника», деловая игра «Лестница личностного роста», круглый стол «Взаимодействие с социумом как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»;
  • групповые: интерактивные методы обучения: ролевые и имитационные игры, мозговой штурм, анализ проблемных педагогических ситуаций, групповые дискуссии «Вертушка общения», поисково-творческие задания, тренинг «Секреты успешного взаимодействия», творческие группы «Знакомим дошкольников с родным краем», «Приобщение детей к художественной литературе», викторина, подготовленная совместно с сотрудниками музея «Родной край люби и знай!», конкурс профессионального мастерства помощников воспитателей, и др.
  • индивидуально-консультативная помощь.

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения Социальными партнерами детского сада являются:

  • Территориальное отделение Мурманского областного краеведческого музея (далее — краеведческий музей)
  • Детская районная библиотека
  • Детская школа искусств
  • Центр детского творчества
  • Дом культуры

Конечно, в социальное окружение детского сада входит гораздо больше объектов, но эти мы выделяем особо именно в контексте творческой самореализации субъектов образовательного процесса ДОУ.

Особое внимание в образовательном процессе уделяем региональному компоненту — знакомству детей с родным краем, с традициями поморской культуры, промыслами. Для организации эффективной работы организовали сотрудничество с краеведческим музеем, музеем «Петроглифы Канозера». Педагогами детского сада совместно с сотрудниками музея была разработана программа «Юные краеведы», которая реализуется в течение уже нескольких лет. Задачи программы:

  • Формировать чувства причастности к культурному наследию своего народа.
  • Знакомить детей с исчезнувшими предметами быта, погрузить в атмосферу жизни ушедших поколений.
  • Знакомить детей с устным народным творчеством поморов, их обычаями и традициями, праздниками и играми, песнями.
  • Формировать чувства любви к малой родине на основе изучения культурных национальных традиций.

Программа включает в себя следующие направления:

  • Познавательно-речевое
  • творческое
  • социально-коммуникативное

Наряду с познавательными экскурсиями детей привлекает практическая деятельность — под руководством поморских мастериц дети лепят козули, мастерят куклу-кувадку, куклу-постригушку, отгадывают загадки, разучивают поморские заклички, пословицы. С желанием участвуют в организованных праздниках — Красная горка, Святки, Масленица.

В те поморские игры, с которыми познакомились в музее, дети с удовольствием играют в детском саду, включают их в досуги, праздники.

В процессе работы был создан свой музей в ДОУ, где собрали предметы утвари поморов, оформили тематические экспозиции.

В ходе сотрудничества с музеем у детей сформировались представления о культуре Терского края, расширились знания об обычаях, традициях поморов, поморском ремесле, народных праздниках. Дети знают много поморских игр, поговорок, пословиц, загадок.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с детской районной библиотекой.

Разработана Программа совместной работы «Росточек» Реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. По этой программе мы работаем в течение нескольких лет, ежегодно план мероприятий программы изменяется в соответствии с литературными датами и событиями социальной жизни. Используются различные формы работы: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко-часы, игровые программы, викторины и др. Дети являются не только слушателями, но и сами принимают активное участие: рассказывают стихи, рисуют, инсценируют отрывки из произведений, участвуют в конкурсах, в том числе проводимых в дистанционном формате.

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства в сотрудничестве с Детской школой искусств и Домом культуры.

Задачи: способствовать созданию образовательной системы с учреждениями культуры для приобщения к культурным ценностям, развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию