All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие личности ребенка в процессе общения

Развитие личности дошкольника в процессе общения

Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности в целом. Общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из основных видов деятельности человека.

Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки и стимулирует развитие дошкольника.

В процессе эффективного общения воспитателя с детьми возникает понимание друг друга, затем соответственно принятие и признание. Как следствие диалога воспитателя и ребенка в качестве равных собеседников, ребенок становится уважающим себя и других, свободным, активным, открытым, инициативным и независимым.

Так же в процессе общения воспитателя и детей также осуществляется организованная форма обучения, которая заключает в себе беседы, развивающие и дидактические игры, упражнения, этюды, импровизации, рассказ педагога и рассказы детей. Благодаря всем вышеперечисленным формам занятий происходит обобщение детьми представлений о себе и окружающем мире, тем самым развивая личность воспитанников.

Процесс общения активно используется в ходе самостоятельной деятельности детей. В этот момент формируются коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п.

Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения.

Проведение досугов и праздников

Проводимая работа по привлечению родителей в совместную деятельность с детьми показала свою эффективность. Я убедилась, что такие мероприятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, в эти моменты активно происходит развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников и соответственно развитие личности дошкольника в целом.

Предметно-развивающая среда

Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, мы, воспитатели не только предоставляем пищу детскому воображению, развиваем малышей, но и приучаем их к общению в процессе совместной деятельности.

В каждом ребенке существует свои мир чудес. Мы взрослые, должны его хранить бережно и свято, помнить, что наше будущее – в наших детях.

Все вышеперечисленные условиях организации общения детей, считаю, что создают полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

Развитие личности дошкольника в процессе общения

Развитие личности дошкольника, как индивидуальности Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированной технологии И. С. Якиманской, попробуем разобраться с понятием технология. Педагогическая.

Развитие творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с бумагой Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности.

Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация по теме: «Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника»Трудовое.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Презентация опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Психологическая игра-тренинг «Основы конструктивного общения. Развитие навыков конструктивного общения у детей» Основы конструктивного общения Гораздо проще стало бы людям достигать их разноплановых целей, если бы они научились общаться конструктивно.

Развитие общения и взаимодействие детей друг с другом в процессе дидактических игр Сообщение воспитателя подготовительной к школе группы №5 Кузнецовой Т. Н. Игра с правилами «характеризуется наличием четкой системы правил,.

Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность «Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит.

Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника» «Центр развития ребёнка — детский сад «Калинка» СТАТЬЯ Тема: «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника».

Формирование этнотолерантной личности дошкольника В наше непростое время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью.

Развитие личности ребенка в процессе общения

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Публикации
  • Дошкольное образование. Разное
  • Влияние общения на развитие личности ребенка

Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Влияние общения на развитие личности ребенка

  • Печать
  • E-mail

Влияние общения на развитие личности ребенка

Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга

Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.

Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.

Читайте так же:
Все о развитии ребенка до года по месяцам

Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими;

— умение организовывать общение;

— знание норм и правил.

Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.

В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов

Читайте так же:
Презентация последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,

Список использованной литературы:

1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000

Развитие личности ребенка в процессе общения

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги «Формирование личности ребенка в общении» Лисина М.И. — Издательство: Питер, 2009 г.

Общение и самопознание тесно связаны друг с другом. Общение – наилучший путь для того, чтобы познать себя. А правильное представление о себе, конечно, в свою очередь, влияет на общение, помогая его углублению и упрочнению.

Собственно дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – важный этап в формировании человека. Ребенок уже относительно самостоятелен, он многое умеет делать и активно переходит от одного занятия к другому: рассматривает, рисует, строит, помогает старшим, играет с друзьями. Значит, у него много возможностей, чтобы проверить, насколько он ловок, смел, как он умеет ладить с товарищами, чтобы узнать себя по своим делам. Дошкольник, кроме того, тесно связан с окружающими людьми – взрослыми и ровесниками. Благодаря этому он располагает опытом общения, позволяющим ему сопоставить себя со сверстниками, услышать мнение о себе родных и посторонних людей и узнать себя по оценкам окружающих.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова –Славская // Проблема общения…, 1981).

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Мы полностью согласны с утверждением о том, что общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Уже В. Н. Мясищевым личность была раскрыта как сложная система отношений, развивающаяся в процессе ее деятельности и общения с другими людьми (1960). Нельзя не согласиться с тем, что «вряд ли можно понять процесс формирования и развития личности без анализа тех реальных связей с другими людьми, в которых этот процесс только и может осуществляться.

Из сказанного выше следует, что личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними функционирует этот, по меткому замечанию Э. В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности» (1979. С. 200). По–видимому, есть известная доля правды и в том, что становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением. Но наиболее существенным в указанном отношении нам представляется тезис Л. С. Выготского о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта.

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания.

Читайте так же:
Паспорт развития ребенка форма 112

Сказанное дает нам право утверждать, что общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга.

На наш взгляд, потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное, это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. А кто является тем зеркалом, в которое ты смотришься, определяет только, как именно можно использовать партнера для целей самопознания и самооценки.

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Анализируя результаты экспериментальных работ, мы пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: 1) потребностью во впечатлениях; 2) потребностью в активной деятельности; 3) потребностью в признании и поддержке.

В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные.

Познавательные мотивы заставляют детей задавать взрослым десятки вопросов на самые разнообразные темы – от причин поломки игрушек до тайн мироздания. Маленькие «почемучки» сначала почти не слушают ответы взрослых – им важно высказать свое недоумение, они не замечают противоречий в словах взрослого (З. М. Богуславская // Развитие общения…, 1974). Но постепенно стремление спрашивать сменяется стремлением узнавать, и тут дети могут вступать со взрослыми в спор, многократно переспрашивать их, проверяя уверенность и надежность сообщаемых ими знаний (Е. О. Смирнова, 1980).

В дошкольном возрасте главное значение среди всех видов активности ребенка приобретает игра. Специальные исследования показали, что на начальных этапах развития игры дети пытаются в ходе ее отразить по преимуществу внешний, «вещный» аспект деятельности взрослых, которую они прорабатывают путем обыгрывания (Д. Б. Эльконин, 1978а; М. И. Лисина, 1978). Поэтому они придают большое значение использованию разных предметов –заменителей, символизирующих «взрослое» оборудование, профодежду и характерные атрибуты. Кстати, подыскивание подходящих «заместителей» позволяет ребенку лучше осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры и тоже питает его жадную любознательность. Так познавательное общение тесно переплетается с игрой детей.

Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П. В. Симонова и кандидата искусствоведения П. М. Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К. С. Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.

В пособии «Развитие личности в обучении» Шиянов Е.Н., Котова И. Б. представлены современные теоретические подходы к процессу обучения, в том числе концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения. Основное внимание авторы уделяют гуманистически ориентированному подходу, цель которого — гармоничное развитие личности. Авторами представлены сущность, природа, закономерности, принципы и концепции личностноразвивающего обучения. Рассматриваются формы, методы и технологии обучения, стимулирующие развитие личности.

«Мотивация поведения и формирование личности» Асеев В.Г. — книга представляет собой теоретическое исследование структуры мотивации человека. В ней анализируются особенности развития, основные движущие противоречия мотивации (между желательным и действительным, возможным и необходимым, положительным и отрицательным, истоки формирования специфически человеческих побуждений: обсуждаются вопросы специфики мотивационного отражения действительности: рассматриваются прикладные проблемы мотивации, связанные с практикой воспитания, руководства коллективами.

В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ильиничны Божович: монография «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968) и цикл статей «Этапы формирования личности в онтогенезе» (1978, 1979). Завершает книгу последняя работа автора — доклад, подготовленный к конференции, посвященной Л. С. Выготскому, учителю и многолетнему соратнику Л. И. Божович. Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, позволяет не только увидеть фактуру психологических исследований личности детей различных возрастов, условия и закономерности ее формирования, но и проследить логику развития идей Л. И. Божович.

Издание адресовано психологам, педагогам, студентам психологических и педагогических специальностей и всем, кто интересуется проблемами развития личности.

Содержание

Вступительное слово 9

Предисловие от автора 33

Часть I. Личность и ее формирование в детском возрасте

Раздел I. Психологические исследования личности и их значение для педагогики 36

Глава 1. Актуальные проблемы воспитания и место психологии в их решении 36

1.1. Значение психологических исследований для педагогики 36

1.2. Роль психологии в конкретизации целей воспитания 37

1.3. Роль психологии в разработке методов воспитания 45

Читайте так же:
Диагностические методики для диагностики познавательного развития ребенка

1.4. Роль психологии в определении системы воспитательных воздействий 49

1.5. Роль психологии в учете результатов воспитательных воздействий 51

Глава 2. Борьба за конкретную психологию и целостное изучение личности 54

2.1. Возникновение педагогической психологии и ее кризис 54

2.2. Подход к изучению личности в общей и индивидуальной психологии 58

2.3. Психология как «наука о духе» и ее подход к изучению личности 63

2.4. Подход З. Фрейда к психологии личности 68

Глава 3. Состояние исследований личности в современной психологии 80

3.1. Подход к пониманию личности в новых теориях психоанализа 80

3.2. Механицизм и интеллектуализм в критике психоанализа 89

3.3. Теория личности К. Роджерса 92 3.4. Теория личности К. Левина 97

3.5. Поиски целостного подхода к изучению личности и их значение для педагогики 101

3.6. Исследования по проблемам «социализации» и их значение для воспитания 104

3.7. «Роль» как механизм усвоения социального опыта 107

3.8. Попытки создать общую теорию личности в зарубежной психологии 110

3.9. Понимание личности и подход к ее изучению в советской психологии 114

Раздел II. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка 127

Глава 4. Социальная ситуация развития ребенка 127

4.1. Различные подходы к характеристике возраста и понятие социальной ситуации развития 127

4.2. Переживание и его функция в психическом развитии ребенка 133

Глава 5. Характеристика первичных потребностей ребенка как движущих сил его развития 151

5.1. Биологизаторский подход в понимании психического развития ребенка 151

5.2. Потребность во впечатлениях как ведущая в психическом развитии ребенка 156

5.3. Потребность во впечатлениях и возникновение индивидуальной психической жизни 161

5.4. Потребность во впечатлениях как база для развития других социальных потребностей ребенка 165

Раздел III. Возрастные закономерности формирования личности школьника 169

Глава 6. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 169

6.1. Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению 169

6.2. Готовность ребенка к школьному обучению в области познавательной деятельности 170

6.3. Готовность ребенка к социальной позиции младшего школьника 175

6.4. Процесс формирования готовности ребенка к школьному обучению 179

6.5. Возникновение к концу дошкольного возраста так называемых «моральных инстанций» 191

Глава 7. Формирование личности в младшем школьном возрасте 196

7.1. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте 196

7.2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у младших школьников 200

7.3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности 204

7.4. Формирование произвольности поведения и деятельности у младших школьников 213

7.5. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе 220

Глава 8. Формирование личности ребенка в среднем школьном возрасте 226

8.1. Социальная ситуация развития в среднем школьном возрасте 226

8.2. Усвоение знаний и формирование у подростков познавательного отношения к окружающему 229

8.3. Значение коллектива для подростков и их стремление найти в нем свое место 242

8.4. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте 245 8.5. Формирование общественной направленности личности подростка 253

8.6. Формирование у детей подросткового возраста нового уровня самосознания 261

8.7. Влияние самосознания подростка на другие особенности его личности 265

8.8. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка 271

Глава 9. Формирование личности в старшем школьном возрасте 275

9.1. Необходимость определить свое место в жизни как основной компонент социальной ситуации развития старшего школьника 275

9.2. Характеристика внутренней позиции старших школьников 281

9.3. Формирование мировоззрения в старшем школьном возрасте и его влияние на познавательную деятельность школьника 285

9.4. Влияние мировоззрения на самосознание и мироощущение старших школьников 289

9.5. Мировоззрение и особенности морального сознания в старшем школьном возрасте 294

9.6. Мировоззрение и его влияние на структуру мотивационной сферы старшего школьника 304

Часть II. Проблемы формирования личности

Раздел I. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе 312

Раздел II. Этапы формирования личности в онтогенезе (I) 321

Раздел III. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) 334

Раздел IV. Этапы формирования личности в онтогенезе (III) 345

Раздел V. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности 357

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Статьи, книги />
  • Формирование личности ребенка в общении

ГЛАВА 1

Некоторые результаты наших исследований влияния общения на развитие ребенка представлены в различных сборниках научных трудов (Общение и его влияние., 1974; Исследование по проблемам., 1980). Коротко резюмируя описанные в них факты, можно сделать следующие выводы.

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.

Читайте так же:
Центр развития ребенка управления делами

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Так, в своей работе (Лисина М. И. Развитие общения…, 1974) мы сопоставляли особенности любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесников контрольной группы (К–группы), не получавших такой «добавки». Наши занятия длились по 7–8 мин. в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает со своим малышом очень любящая мать в минуты особой нежности. Мы отметили, что внимание взрослого и его обращения к ребенку вызывали у детей бурную радость: дети смеялись, тянули ко взрослому ручки, в восторге вскрикивали или певуче гулили, их глаза сияли и лучились. Они демонстрировали все восхищение, на которое способен ребенок 2–4 мес. (а таков был возраст наших маленьких испытуемых). После 2–3 занятий дети уже с нетерпением ждали экспериментатора; завидев его издали, оживлялись и призывно вокализировали. Тщательная проверка показала, что в экспериментальной (Э) группе дети не только интенсивно общались со взрослым – у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребенка уже не было. Статистически надежные различия касались следующих особенностей поведения детей:

1) в Э–группе дети дольше занимались игрушками;

2) они совершали при этом больше разнообразных действий;

3) дети чаще радовались впечатлениям от игрушек и испытывали более глубокое удовольствие от них и от своих действий с ними;

4) они исследовали игрушки полнее, чем их товарищи из К–группы, и использовали при этом более разнообразные средства: рассматривали предметы, ощупывали их, обследовали губами, слушали, какой они издают звук, и т. д.;

5) у них было больше сложных и меньше примитивных действий.

Если вспомнить, что на занятиях мы не трогали с детьми игрушки, становится ясно, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула детей, позволив им значительно обогнать своих ровесников.

Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Так, широко известно, что в детских учреждениях закрытого типа у маленьких детей очень отстает развитие речи (Г. М. Лямина, 1960; М. И. Попова, 1968). В. В. Ветрова (1973) попыталась облегчить формирование у детей пассивной и активной речи. Систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие, но только при соблюдении двух условий: если у ребенка была создана потребность в понимании речи взрослых и если, слушая магнитофон, он одновременно видел взрослого, который вместе с ним воспринимал звуки разговора. Другими словами, обогащение опыта детей прослушиванием речи помогает детям преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни и ликвидирует их отставание только в том случае, если занятия включены в живое общение ребенка с окружающими людьми.

Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Так, Т. М. Сорокина (1978) сумела преодолеть у детей раннего возраста конфликтное состояние, выражающееся в постоянной робости, смущении и беспокойстве малышей в присутствии новых взрослых. Видя интерес этих детей к людям, она предположила, что в семье у них не были воспитаны средства для адекватного контакта с ними. На занятиях дети 2–го года жизни с ее помощью овладели способами «делового» общения с посторонними людьми, и их конфликт был разрешен. Одновременно они стали активнее, смелее также и в своих отношениях с товарищами, успешнее овладевали навыками практического использования предметов, у них сформировалось более точное представление о себе и своих возможностях.

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:

1) в самой области общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);

2) в области любознательности детей (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);

3) в сфере их эмоциональных переживаний (С. Ю. Мещерякова // Общение и его влияние., 1974);

4) при формировании любви ко взрослому (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);

5) в сфере овладения речью (М. Г. Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская // Общение и его влияние., 1974);

6) в сфере личности и самосознания детей (Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).

Мы не станем останавливаться здесь подробнее на этих работах, потому что в последующих главах о них еще будет идти речь. Пока достаточно указать, что влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Сказанное дает нам право утверждать, что общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию