All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка от 3 до 4 лет лепка

Уроки лепки из пластилина с фото для детей 3–4 лет: как научить малыша лепить?

Современные психологи предлагают множество методов раннего развития детей. Лепка из пластилина – наиболее популярный из них. Большинство специалистов считают, что возраст 3–4 лет лучший для освоения этого вида творчества и развития. В этот период у детей появляются физические и умственные возможности для работы с пластичным материалом. Как научить малыша работать с пластилином? Какие фигурки можно слепить?

Какие умения и навыки формируются у ребенка на занятиях по лепке из пластилина?

В 3–4 года у детей активно развивается речевой аппарат (рекомендуем прочитать: речевое развитие детей 3-4 лет). В их лексиконе появляется множество новых слов, речь становится связной и осознанной. Согласно многим медицинским исследованиям, на развитие речи ребенка благоприятно влияет развитие мелкой моторики. Нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, передают импульсы в отдел головного мозга, который связан с речевым центром.

Чем чаще ребенок работает пальчиками, тем быстрее развивается его речь. Работа с пластилином требует активных действий кистями рук, что ускоряет развитие мелкой моторики и речевых способностей. Помимо этого, лепка формирует другие умения и навыки:

  • Воображение. Ребенок может придумывать образы, которые хочет воспроизвести, или создавать новые способы соединения деталей.
  • Память. К 3 годам малыш знает, каковы на ощупь предметы. Пластилин дает возможность воссоздать знакомые объекты. Также при лепке ребенок запоминает, как соединять части поделки, и повторяет эти действия при создании новых элементов.
  • Терпение и усидчивость. В процессе лепки ребенок вынужден сидеть на одном месте и повторять одни и те же действия. Со временем малыш понимает, что для достижения желаемого результата не нужно спешить. Иногда требуется потратить больше времени, чем этого хотелось бы.
  • Труд. Разминая пластилин, ребенок прилагает физические усилия. Также после работы с материалом следует убирать рабочее место. К этому малыша приучают родители.
  • Внимание. Для воссоздания предмета ребенок следит за действиями взрослого. От его внимательности зависит результат.
  • Уверенность в себе, умение преодолевать трудности (рекомендуем прочитать: как развить ребенку уверенность в себе?). Первые поделки у детей, как правило, с первого раза не удаются, поэтому они расстраиваются и не хотят продолжать работу. Однако, показывая малышу как исправить творение, родители способствуют развитию в ребенке уверенности, что неудачу можно преодолеть. После получения желаемого результата маленький скульптор понимает, что нет трудностей, которые ему не преодолеть.

Как научить малыша лепить?

Проводить с ребенком занятия лепкой нужно тогда, когда он находится в хорошем настроении. Специалисты рекомендуют планировать занятия на вечер, незадолго до отхода ко сну. Спокойное времяпрепровождение будет способствовать быстрому засыпанию. Для первых уроков нужно выбирать простые фигуры. К сложным объектам нужно переходить после освоения основных элементов.

Основы работы с пластилином

Для творчества малышей 3–4 лет используют классический пластилин. Детям более младшего возраста размять пластичную массу тяжело, но к трем годам детские ручки достаточно окрепшие, чтобы совладать с жестким материалом. Родители не особенно любят пластилин из-за того, что его тяжело убрать с ковров и мебели. Работа принесет радость взрослому и малышу при соблюдении основных правил творчества с пластилином:

  • При лепке рядом с детьми должен находиться родитель. Он не только должен присутствовать при процессе, но и принимать в нем активное участие. Взрослый будет помогать ребенку, следить за его безопасностью, убирать упавшие со стола кусочки.
  • Для занятий нужно приготовить рабочее место. Желательно, чтобы возле него не находились предметы или вещи, с которых нельзя устранить пластилин.
  • Первые уроки нужно проводить с использованием базового набора цветов. Не нужно покупать коробку с множеством оттенков, которые будут рассеивать внимание начинающего скульптора.
  • Перед началом работы нужно объяснить малышу, для чего предназначен пластилин. Дети стараются изучать незнакомые предметы всеми доступными способами: трогать, стучать по ним, пробовать на вкус. Во избежание опасности необходимо рассказать будущему скульптору, что можно и чего нельзя делать с материалом.

Учимся делать заготовки: как слепить шар, «колбаску»

Прежде чем приступать к лепке, нужно научить малыша разминать материал: дать ему небольшой кусочек, показать, что он размягчается и меняет форму. Нужно научить ребенка разделять пластилин на куски. На первом занятии следует предложить ему отрывать маленькие кусочки от целой пластины и приклеивать их друг к другу. После освоения этого навыка нужно показать малышу, как пользоваться стекой.

На следующих занятия необходимо обучить ребенка делать основные заготовки для будущих поделок: шар и «колбаску». Рассмотрим пошагово, как надо действовать при изготовлении шарика:

  • отделить от массы небольшой кусочек пластилина;
  • размять его в руках;
  • поместить между ладонями;
  • раскатывать пластичную массу до образования круглого элемента.

Для подготовки «колбаски» необходимо размягченный в руках материал положить на дощечку и катать пластилин движениями вперед-назад. Все действия нужно производить синхронно с ребенком. Если у малыша не получается, следует повторить процесс, направляя его движения своими ладонями.

Работа с мелкими деталями: ушки, глазки, хвостики

Многим детям сложно дается изготовление мелких деталей, поэтому малышу необходимо показать, что маленькие элементы делают поделку интересной и красивой. Для этого можно продемонстрировать начинающему скульптору заранее подготовленную поделку, например зверька, без глазок, а потом приделать недостающие детали. Ребенок увидит изменения и захочет попробовать повторить действия.

При изготовлении небольших элементов основные действия производятся пальцами. Глазки для животных делают из маленьких кусочков пластилина, разминая их между пальчиками. Для того чтобы малышу было легче работать, следует предварительно хорошо размягчить пластичную массу руками.

Ушки лепят из небольших шариков, которые впоследствии разравниваются на дощечке. Способ подготовки элемента зависит от желаемой формы:

  • части тела для мышки делают посредством сплющивания на дощечке небольших шариков;
  • заостренные ушки после сплющивания сминают с одной стороны большим и указательным пальцами.
Читайте так же:
Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Процесс лепки хвостиков похож на изготовление «колбаски». Однако заготовку нужно сделать более тонкой и заостренной с одного края. Для этого нужно дольше раскатывать пластилин на дощечке, делая с одной стороны более сильный нажим рукой.

Примеры фигурок из пластилина для занятий с детьми: лепка по шагам

На первых уроках нужно лепить поделки из простых элементов. Малышам можно предложить слепить снеговика, улитку, гусеницу.

Для изготовления снеговика нужно подготовить шары разного размера. Далее нужно их соединить, как показано на фото. Нижний шарик – самый крупный, на нем располагается элемент среднего размера, на который крепится наименьший шар. Для придания снеговику привлекательности следует слепить с ребенком 2 глазика, нос и рот:

  • глаза делают из черного пластилина, скатывая маленькие шарики;
  • для носа из оранжевого материала лепится элемент, напоминающий короткий хвостик;
  • рот изготавливается из миниатюрной красной «колбаски».

Основные элементы для улитки – тонкие «колбаски». Необходимо изготовить из пластилина 2 продолговатые части из материала разного цвета среднего размера и 2 подобных маленьких элемента, 1 небольшой шарик, глазки для моллюска. Методика изготовления:

  • одну «колбаску» свернуть, как показано на фото;
  • один конец продолговатого элемента примять, чтобы получился острый краешек, а второй слегка приподнять;
  • первый элемент прикрепить ко второму;
  • на приподнятый край основы моллюска прилепить шарик-голову;
  • прикрепить к голове улитки глазки и маленькие «колбаски», чтобы получились рожки.

Гусеница изготавливается из одинаковых шариков. Их нужно сделать из пластилина одного или разных оттенков и скрепить между собой. Для придания реалистичности на последний шарик крепятся глазки.

Основы пластилинографии

Пластилинография – это создание картин при помощи пластилина. Нужно подготовить схему творческого объекта и шарики пластилина разных оттенков. Основа – распечатанная на бумаге картинка.

Маленькому ребенку подходит простой способ создания объекта пластилинографии – размазывание. Для создания картины нужно растянуть помещенный на бумагу кусочек пластилина от одного края контура до другого. Во время “рисования” должны быть задействованы кончики пальцев.

При помощи пластилина малыш может нарисовать цветик-семицветик. Для занятия пластилинографией нужно распечатать на листе формата А4 цветок с семью лепестками. В центр необходимо положить кусочек пластилина желтого цвета, в основе лепестков – куски материала разных расцветок.

Во время создания объекта пластилинографии взрослый может помогать ребенку, направляя его движения. На пластилин, помещенный у основания контуров лепестка, необходимо плавно надавливать пальчиком, подтягивая материал к контурам рисунка.

Как хранить пластилиновые шедевры?

Для хранения пластилиновых поделок подготавливают: бумагу, просторный контейнер с ячейками, полочку в застекленном шкафу. Сохранность объектов зависит от температуры хранения. При высокой температуре пластилиновые фигурки прилипают к поверхностям и слипаются друг с другом. В связи с этим лучше хранить каждую поделку в отдельной пластмассовой или картонной ячейке.

Если есть возможность, можно размещать объекты детского творчества на застекленных полках. Однако ставить их нужно не ближе 1–2 см друг от друга. Однако не рекомендуется размещать поделки на стекле. К таким поверхностям пластилин быстро прилипает, а отлепить поделку без повреждения достаточно сложно.

Рисунки из пластилина можно складывать один на другой, предварительно завернув их в бумагу. Лучше всего для этой цели подойдет кулинарный пергамент. Он впитает пластилиновый жир и не даст поделкам склеиться.

Поэтапная лепка фигурок из пластилина для детей 3-4 лет

Поэтапная лепка фигурок из пластилина для детей 3-4 лет

Вспомните ваше детство. Одним из самых любимых занятий у многих из вас была лепка из пластилина. Все помнят, как этот материал выглядел, как плохо разминался, многие наверняка раскладывали его по батареям, чтобы стал мягким, и получали за это нагоняй от взрослых. Технологии сегодняшнего дня позволяют создавать различные виды пластилина разной плотности и качества, предназначенного для разных целей.

Давайте разберемся, какой бывает пластилин, чем полезно такое занятие, и рассмотрим идеи, как сделать процесс лепки из пластилина для детей 3-4 лет безопасным для вашей мебели, ковров и домашних животных.

Польза лепки из пластилина для детей

Всем молодым мамам педиатры стараются намертво вложить в головы понятие о том, что лепка из пластилина для детей 3-4 лет чрезвычайно полезна, а педагоги в садиках им активно в этом помогают. Так ли это важно на самом деле? Да, это правда важное и даже необходимое занятие.

А нужно оно вот для чего:

  • Развитие мелкой моторики рук. Все дело в том, что часть коры головного мозга, отвечающей за речевой аппарат, находится рядом с частью, отвечающей за мелкую моторику рук. Стимуляция этого участка приводит к стимуляции соседнего, речевого, и у деток, которые много всего трогают, делают и мнут ручками, проблем с речью намного меньше.
  • Развитие осязания и тактильной памяти. Ребенок к 3-4 годам уже достаточно всего натрогался. Теперь пришло время воссоздавать по тактильным ощущениям формы и текстуры разных предметов. Это тот навык, благодаря которому вы на ощупь находите в шкафу нужную вам вещь. В последующей жизни эта чувствительность незаменима во многих профессиях.
  • Развитие воображения и памяти. Ребенок уже видел достаточное количество вещей, теперь пришло время воссоздать некоторые из них. Лепка «по памяти» намного полезнее, развивает воображение и помогает формированию установки нейронных процессов в головном мозге. Так малыш не будет забывать элементарных вещей во взрослой жизни – его память уже тренируется.
  • Усидчивость. Слепить что-то из пластилина – не такой простой процесс, но увлекает ребенка, обучая его усидчивости. Позже это поможет ему в школе и университете на занятиях.
  • Терпение и труд. Они все перетрут. Терпеливо создавая фигурки, ребенок учится работать пальчиками, приучается к порядку, убирая свое «рабочее» место.
  • Внимательность. Тут поможет именно лепка по шаблонам. Ребенок научится изучать предмет, который нужно воссоздать, и будет его копировать, развивая внимание к отдельным деталям. Поэтому лепку начинают с простых объектов, постепенно усложняя их мелкими частичками вроде чешуи на рыбке или шерстинок на котике.
  • Умение преодолевать трудности. Если не заложить его при помощи пластилина – у вас вырастет нытик и неудачник. Если малыш бросает занятие лепкой потому, что «нос к голове не прилепляется» или «лапки у мишки все равно отваливаются», ваша роль в этой ситуации ключевая. Покажите ребенку другие способы достичь желаемого. Так человек с малых лет будет привыкать к тому, что безвыходных ситуаций не бывает, главное – не опускать руки и продолжать искать пути решения проблемы.
Читайте так же:
Презентация физическое воспитание и развитие ребенка

Отличное занятие для детей 3-4 лет это-лепка из пластилина

Подготовка

Что нам нужно для того, чтоб заняться лепкой с малышом? Разберемся по порядку:

  • место для работы;
  • идеи.
  • желание;
  • пластилин;

Относительно желания – разберетесь сами. К примеру, можно предложить ребенку поиграть в игру самодельными игрушками.

С пластилином все сложнее. Это у нас с вами он был только одного вида и одинаковых цветов. Сейчас пластилина – тьма! Бывает он разный:

  • Классический. «Луч» и «Гамма» не сдают своих позиций. Дешево, сердито (цветовая палитра почти не изменилась с нашего с вами детства), относительно безвредно – его делают в основном из глины. Такой пластилин можно использовать для лепки с детьми 4 лет, он довольно жесткий (такой же, как в вашем детстве, вы только вспомните).
  • Восковый. Этот знаком молоденьким мамочкам – «Пчелка» из их детства. Им могут баловаться дети от года, он легко разминается даже в неокрепших ручонках. Да и детали из него прекрасно лепятся друг к другу, что тоже немаловажно для малышей.
  • На растительной основе. Это уже не просто пластилин, а настоящая паста для лепки и моделирования. Не затвердевает, имеет мягкую структуру, прекрасно смешивается и имеет богатую палитру, что очень важно для маленьких скульпторов. Подходит даже для —лепки с детьми 1-3 лет—. Но детали из него соединяются трудно.
  • Шариковый. Это ноу-хау в мире пластилина. Лепится легко, детали пристают на раз-два, а за 24 часа на свежем воздухе превращается в монолит, фигурки из него можно долго хранить. Но играть ими нельзя – после застывания они становятся очень хрупкими.

Лепим из пластилина с детьми начиная с 3-4 лет.

А еще есть инновационные виды пластилина:

  • Жвачка. Это пластилин-полимер. Он вообще не липнет к рукам. А еще он волшебный. Если скатать шарик и оставить на столе – он станет лужицей, а если шарик кинуть о пол – попрыгунчиком. А есть виды, которые меняют цвет на солнце, магнитятся или светятся в темноте.
  • Ластик. Если из такого пластилина слепить фигурку и сварить ее в кипятке согласно приложенной инструкции – у ребенка будет самый настоящий ластик, сделанный его руками!
  • Пластилиновое мыло. Лепите фигурку из такого чуда, и отправляете малыша мыть руки – он действительно мылится под воздействием воды. Очередной способ привить маленькой неряхе полезные гигиенические привычки.

Все виды пластилина изготавливаются для детей и, по идее, безопасны. Но старайтесь выбирать пластилин без резкого химического запаха и в натуральных тонах. Если совершенно не доверяете производителям, можно лепить с детьми фигурки —из теста—, или самодельного пластилина.

Когда выберете пластилин, не забудьте купить досточку (берите пластиковую, за ней легче ухаживать) и ножик (специальный). Еще можно накупить формочек, стеков, но это уже по желанию.

Поверьте опыту многих поколений мам – морозилки и кислоты не помогают. Так что место для лепки лучше организовывать там, где меньше таких покрытий. Идеальное место – рабочий уголок ребенка без ковров, подушек и стульев с матерчатым покрытием.

На рабочий стол надо положить доску для работы, пластилин, принадлежности, основу для будущих фигурок и тряпку или старое полотенце – вытирать ручки.

Как научить детей лепить

Как правило, детки в возрасте 3-4 лет уже овладели базовыми навыками лепки. Но если с этим трудности – можно научить малыша простым манипуляциям на собственном примере:

Лепка из пластилина с ребенком

  • скатывание шариков и мячиков круговыми движениями рук;
  • раскатывание столбиков и колбасок прямыми движениями рук по доске;
  • надавливание шариков пальцами (горошинки, точки на божьей коровке);
  • растягивание надавленных шариков в звездочки при помощи пальцев;
  • прищипывание краев формы для создания клювов птички или краев тарелки;
  • сплющивание шариков между ладошками или пальцами для создания тарелок или блинчиков;
  • сглаживание поверхности на стыках деталей пальцами;
  • нанесение пластилина на картон внутри контура (размазывание по поверхности);
  • вытягивание отдельных частей фигурки от основы.

Освоив такие приемы, ребенок готов к созданию полноценных скульптур. Возникают вопросы: что можно лепить с трёхлетним ребенком? Как занять четырёхлетнего малыша?

Идеи лепки по образцу

Вот несколько идей с пошаговыми картинками:

  • собака;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-собака

  • слоник;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-слон

  • Дед Мороз;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-дед мороз

  • овечка.

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-овечка.

Идеи рисования пластилином по картинкам-шаблонам

Таких шаблонов существует великое множество. Начинайте с простых:

  • улитка.

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон улитка

Затем попробуйте знакомые малышу, но немного усложненные шаблоны:

  • улитка;
  • бабочка.

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон посложнее.

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон бабочки.

Со временем можно попробовать создавать полноценные картинки:

  • инопланетянин;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон инопланетянин

  • цветы в вазе;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон ваза с цветами.

  • фруктовый натюрморт;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон корзина.

  • машины;

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон машины

  • лисенок.

Вариант для лепки пластилином детям 3-4 лет-шаблон лис

Со временем ваш малыш научится создавать настоящие шедевры, которые захочется сохранить на память.

Как хранить поделки из пластилина

С пластилиновыми картинами все просто – их достаточно перекладывать бумагой и складывать в объемную папку или коробку. В хранении фигурок возникают некоторые сложности. Желательно разместить их в картонные ячейки, каждую отдельно, и положить в прохладном месте.

Так они не помнутся, не растают, не припадут пылью, и вы сможете показать их ребенку много лет спустя, когда он будет совсем взрослым. Не хотите прятать их в коробки – подойдет и застекленная полка, так они всегда будут радовать глаз.

Видео про лепку из пластилина для детей

На этом видео показан мастер-класс по лепке овощей из пластилина. Под роликом есть перечень всего необходимого для выполнения таких фигурок. Мастер лепит морковь, свеклу, горох, тыкву, огурец, помидор, сладкий перец.

Лепка из пластилина с детьми 3-4 лет – полезное и увлекательное занятие для мам и пап. Развивающие функции пластилина трудно игнорировать, а поделки из этого материала станут прекрасными сувенирами для бабушек и дедушек. Многообразие материалов для лепки и существующие эскизы и схемы позволят создавать малышу настоящие шедевры с вашей помощью!

Читайте так же:
Агрессия у ребенка 7 лет - советы психолога, как преодолеть непростой период

Есть еще много развивающих игр, активных и спокойных, с участием родителей или нескольких детей.

Лепка с детьми 3 4 лет. Конспекты занятий

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина — Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий 1

Годовое тематическое планирование занятий по лепке 2

Конспекты занятий 2

Тема недели «Игрушки» 2

Тема недели «Овощи» 2

Тема недели «Фрукты» 2

Тема недели «Ягоды» 2

Тема недели «Грибы» 3

Тема недели «Осенние деревья и кусты» 3

Тема недели «Осень» 3

Тема недели «В лесу» 3

Тема «Одежда и обувь» 3

Тема недели «Мебель» 3

Тема недели «Посуда» 3

Тема недели «Продукты питания» 4

Тема недели «В гостях у сказки» 4

Тема недели «Зима» 4

Тема недели «Зимние забавы» 4

Тема недели «Новогодний праздник» 4

Тема недели «Домашние животные» 4

Тема недели «Дикие животные» 4

Тема недели «Рыбы» 5

Тема недели «Части тела и лица» 5

Тема недели «Моя семья» 5

Тема недели «Мой дом» 5

Тема недели «День защитника Отечества» 5

Тема недели «Транспорт» 5

Тема недели «Профессии» 5

Тема недели «Праздник мам» 6

Тема недели «Комнатные растения» 6

Тема недели «Весна» 6

Тема недели «Домашние птицы» 6

Тема недели «Дикие птицы» 6

Тема недели «Растения» 6

Тема недели «Пасха» 6

Тема недели «Работа в огороде и в саду» 7

Тема недели «День рождения куклы Даши» 7

Тема недели «Насекомые» 7

Тема недели «Скоро лето» 7

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).

Читайте так же:
Развитие я образа ребенка

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Лепка из пластилина для детей 3-4 лет

Лепка из пластилина для детей 3-4 лет

Развитие мелкой моторики очень важно для формирования речевого аппарата у ребенка. Недаром педиатры рекомендуют давать детям трогать предметы различной текстуры. Вначале малыши играют тряпичными куклами, учатся рисовать пальчиковыми красками, а затем осваивают и другие приемы и способы развития мелкой моторики. Одним из таких является лепка из пластилина.

На этом польза этого вида деятельности не заканчивается. Занимаясь лепкой, ребенок учится усидчивости, внимательности. Занятия помогают развивать память малыша, концентрировать внимание на мелких деталях, цвете и форме тех или иных предметов, а также способствуют развитию воображения. Ребенок не просто творит, делает из пластилина различные поделки, но и дает возможность ставить небольшие спектакли или просто играть с получившимися игрушками. Кроме этого подобные занятия помогают малышу бороться с проявлением агрессивных эмоций, сосредотачиваться на работе и успокаиваться.

Часто некоторые мамы запрещают детям играть с пластилином. Это объясняется тем, что потом очень сложно навести порядок в квартире, ребенок разбрасывает мелкие пластилиновые шарики по полу, бегая по квартире, втаптывает их в ковер и вытащить пластилин оттуда не представляется возможным. Чтобы такого не случалось и домашнее имущество не «страдало» от детского творчества, нужно организовать ребенку место для лепки, снабдить его необходимым инвентарем и следить за малышом во время его занятий.

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Педагоги дошкольных учреждений рекомендуют занимать детей лепкой еще и потому, что такие занятия способствуют укреплению мышц кистей рук. Навыки письма можно приобрести во время рисования и во время работы в тетрадях с печатной основой, но лепка из пластилина не может сравниться с этими занятиями по своей комплексной полезности. Разминая большой кусок затвердевшего пластилина, у ребенка работают все группы мышц кисти, а это положительно влияет на подготовку руки к письму.

Таким образом, мы видим, что польза от занятий пластилином с детьми колоссальна:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование образного мышления и развитие воображения;
  • развитие синхронности движений правой и левой руки;
  • развитие сенсорной чувствительности (осознание формы, веса, размера предметов);
  • развитие аккуратности, усидчивости, целеустремленности;
  • формирование умений планировать свою деятельность.

Все эти навыки очень важны для развития ребенка и формирования у него навыков к дальнейшей учебе.

Основным свойством пластилина является его пластичность, поэтому следует выбирать качественные материалы, в противном случае пластилин не будет лепиться, а только раскрошится в руках у ребенка и не принесет ему никакого удовольствия.

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Немаловажным фактором при выборе является и возраст ребенка, поскольку среди многообразия видов пластилина можно выбрать такой. С которым ребенку будет работать неудобно и не интересно в силу того, что он еще попросту не дорос до такого вида.

На сегодняшний день насчитывается около десятка различных видов пластилина для творчества детей. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Обыкновенный пластилин

Этот вид пластилина представляет собой мягкий по консистенции материал, в который добавляются красители для придания массе различной цветовой гаммы. Для изготовления обыкновенного пластилина используется смесь глиняного порошка и жира, воска или церезина. При использовании пропитанной водой глины и минерального воска получают восково-глиняный пластилин. Он является наиболее подходящим материалом для детского творчества, отличается мягкостью и хорошей пластичностью. При добавлении в смесь серы, воска и канифоли получают восково-жировой пластилин, который также имеет хорошие пластичные свойства. Этот вид материала для лепки получается более мягким, детям легче разминать массу.

Шариковый пластилин

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Многие родители видели в продаже прозрачные баночки с мелкими цветными шариками. Это шариковый пластилин, состоящий из пенопластовых мелких шариков, связующим звеном которых являются тонкие клеевые нити. Шариковый пластилин безопасен для детского творчества, мягкий и приятный в работе. Хранить его нужно в плотно закрытых баночках или прочих контейнерах, так как на открытом воздухе от имеет свойство застывать и сохранять ту форму, которую ему придали. Этот вид материала для лепки хорош и тем, что во время работы мелкие шарики массируют кончики пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики.

Застывающий пластилин

Застывающий пластилин застывает на открытом воздухе в течение суток. Он имеет яркие цвета, а при смешивании можно получить огромное разнообразие оттенков. Из такого пластилина можно делать статуэтки, игрушки или елочные украшения.

Арт-пластилин

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Арт-пластилин подходит для работы детям школьного возраста, а вот малышам с таким материалом еще работать рановато, так как он требует уверенной последовательности действий и определенного опыта. Арт-пластилин изготавливают двух видов: твердый (для объемных и выпуклых фигур) и мягкий (для аппликаций и плоских фигур).

Читайте так же:
Как держать новорожденного при купании и как правильно купать грудничка

Скульптурный пластилин

Этот вид пластилина используется в профессиональной сфере и детям работать с ним будет не особо интересно. Чаще его применяют в специальных художественных школах. В основе материала – воск, что делает пластилин твердым и эластичным, позволяет хорошо держать приданную ему форму.

Парафиновый пластилин

Этот вид материала для лепки достаточно доступен по цене, в его основе содержится смесь мела и парафина. Большинство видов отечественного пластилина изготавливается именно так.

Плавающий пластилин

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Этот вид материала для лепки отличается своей легкостью, поэтому все вылепленные поделки не тонут в воде. Дети и особенно малыши будут в полном восторге, если вылепленный кораблик сможет плавать в ванной или тазу с водой.

Пластилин на растительной основе

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Растительные компоненты, входящие в состав такого пластилина, делают его безопасным и очень популярным среди мам маленьких детей. Дети даже могут попробовать вылепленные произведения на вкус, к тому же растительный пластилин намного мягче, чем другие виды, поэтому с ним легко работать даже маленьким детям, у которых еще мышцы кистей слабы.

«Умный» пластилин

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Этот вид подходит для всех возрастов, он может тянуться, лепиться, рваться и намагничиваться. Он принимает любую форму, цвет и структуру.

Что нужно ребенку для лепки из пластилина

Чтобы работа с пластилином была в удовольствие ребенку и не доставляла лишних хлопот маме, следует заранее организовать рабочее место малышу. Кроме самого пластилина понадобятся и другие предметы.

Доска для работы с пластилином, пожалуй, один из самых важных аксессуаров. В основе пластилина содержатся жиры, воск и другие маслянистые вещества, поэтому оставленный на бумаге или мебели материал обязательно оставит жирные следы, которые потом будет очень сложно отмыть.

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Досточки для лепки бывают двух видов: деревянные и пластиковые. Какую выбрать – решение родителей, но пластиковые доски легче чистить после использования, чем деревянные, поэтому при выборе доски этот факт нужно учитывать.

Специальный нож для работы с пластилином обычно идет в комплекте в коробке. Для скульптурных работ придется купить другой нож, предназначенный именно для этих целей. Малышам можно предложить пластиковые формочки, которые облегчат вырезание фигурок для лепки. К тому же дети приобретут полезные навыки.

Примеры изготовления фигур

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, что вроде и пластилин купили самый лучший, и место для работы ребенку организовали, соблюдая все правила и требования, но потом процесс стопорится. И вся загвоздка состоит в том, что как лепить из пластилина, родители забыли. Попробуем немного помочь родителям в этом непростом занятии.

Плоские поделки

Плоские поделки – оптимальный вариант для творчества детей 3-4 лет. Для этого кроме пластилина и вспомогательных предметов в виде досточки и ножа понадобится альбомный лист плотной бумаги, фломастеры и пластиковые формочки. lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Земляничная поляна

Помогите ребенку нарисовать на альбомном листе картинку, например, листья, стебли и ягоды. Важно, чтобы поделка не имела много мелких деталей, в этом возрасте малышам еще сложно выполнять работы такой сложности.

Разомните с ребенком кусочек зеленого пластилина, раскатайте его в плоскую деталь и ножом вырежьте листья, аналогичные тем, которые вы нарисовали. Наложите листья на картинку и осторожно прижмите, чтобы они не отвалились.

То же самое проделайте с красным пластилином, вырезая ягоды земляники. Когда наклеите ягоды на нужные места картинки, можно сделать палочкой точечки-зернышки на ягодах. Стебли можно нарисовать или скрутить тонкие полоски из зеленого пластилина.

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Подобные картинки можно делать с другими сюжетами: ромашковое поле, кораблик на море, бабочка и прочее. Еще существует другой вариант изготовления таких поделок. Элементы можно не вырезать из плоской детали, а формировать из маленьких, скатанных шариков.

Лепка отдельный фигур

При работе с пластилином у детей формируется понятие геометрических фигур, развивается фантазия и мышление. Начинать лепку с детьми 3-4 лет следует с простых фигур: шариков, трубочек, овалов, колец и прочего.

Гусеница из шариков

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Приготовьте все необходимое для лепки с ребенком. Отщипывайте с ребенком небольшие кусочки пластилина различных цветов, тщательно разминайте, чтобы пластилин стал мягким и пластичным и скатайте его в шарики. Полученные шарики соедините вместе в линию, получилось туловище гусеницы.

Возьмите кусочек пластилина немного больший по размеру, чем предыдущие. Разомните и скатайте в шарик – это голова гусеницы. Добавьте к нему тонкие трубочки-рожки. Палочкой или из крохотных точечек из черного пластилина сделайте глазки. Соедините все фигуры воедино, получилась веселая гусеница из шариков.

Придумайте сказку или веселую историю с участием нового персонажа, это положительно скажется на развитии мышления ребенка. Подобным образом можно сделать пирамидку из колец, грибочки или орешки. Задавайте вопросы ребенку в процессе работы, это позволит раскрыться его фантазии.

Лепка игрушек

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

Игрушки из пластилина дают неограниченный простор для развития воображения у детей, логического мышления, моторики пальцев и понятий геометрических фигур.

Рыбка

Приготовьте все необходимое для лепки. Отщипните небольшой кусочек пластилина, разомните его и скатайте из него сначала шарик, а потом сделайте из него овал. Овал можно слегка сплюснуть, придавая ему более плоскую форму, как туловище рыбки.

Из другого кусочка пластилина сделайте треугольники прикрепите его к овалу. Получится хвостик рыбки. Место стыка хорошо разравняйте. Палочкой или крохотными шариками черного цвета обозначьте глазки.

lepka-iz-plastilina-dlya-detej-3-4-let.jpg

По желанию туловище рыбки можно украсить либо имитацией чешуи (мелкие шарики сплюскивать пальцами и накладывать на туловище), либо из плоских лент пластилина.

Подобным образом можно делать фигурки животных, птиц и других мультипликационных персонажей. Если вы используете пластилин, который на открытом воздухе застывает, то потом их можно раскрасить красками или фломастерами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию