All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка с умственной отсталостью игры

Развитие ребенка с умственной отсталостью игры

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Статья:

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнка, следует, прежде всего, выделить главную — недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально — деловым общением со взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлении дошкольник — олигофрен получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.

Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам — животным умственно отсталый дошкольник также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных, умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части умственно отсталых детей на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов — заместителей никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

Замечено, что в процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.

Перед учителем- дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.

Читайте так же:
Развитие грудного ребенка по месяцам вес

Кроме сюжетно- ролевой игры умственно отсталые обучаются дидактическим и подвижным играм.

Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр. Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно — ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первому направлению проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим — в основном (на специальных занятиях) воспитателям.

4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т.е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой (1992), нравственные привычки, сформированные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволяет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место.
При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр.
Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:
— содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
— подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
— содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
— в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
В экспериментальном исследовании О.А. Шпитальной (2000), проведенном на школьниках 8—11 лет с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, воспитывающихся в детском доме, апробировано около 150 подвижных игр, рекомендованных в литературе для здоровых учащихся того же возраста. Установлено, что только треть этих игр подходит детям с умственной отсталостью, 2/3 игр оказались слишком сложными для запоминания и воспроизведения, отдельные игры были непонятны и не вызывали интереса В итоге отобрано 52 подвижных игры (10 из них для зимних условий), которые проводились во внеучебное время как рекреативные игровые занятия по 1 часу 3 раза в неделю. Установлены специфические особенности игровой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта.
1. Среди участвующих в эксперименте не было ни одного ребенка, отказавшегося от игр Не подтвердилось мнение дефектологов о том, что у детей данной нозологической группы неразвиты навыки игровой деятельности. Способность к игре развивается.
2. Процесс освоения игровой деятельности достаточно длительный. На освоение 52 подвижных игр потребовалось 2 года, но это свидетельствует о потенциальных возможностях детей.
3. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содержанию игры, соответствующие играм здоровых детей дошкольного возраста. Отмечено, что в полюбившиеся игры дети играют самостоятельно в свободное время.
4. В игре отчетливо проявляются недостатки психического развития ребенка (отвлекаемость, неустойчивость эмоций, нежелание осваивать новое, быстрая утомляемость), которые можно частично нивелировать методическими приемами: сменой подвижных игр по направленности, продолжительности, сложности, эмоциональной напряженности и др., позволяющими сосредоточить внимание детей на игре и поддерживать интерес.
5. Адекватными возрасту, особенностями психики, состоянию физической подготовленности являются 40—60-минутные рекреативные занятия, в содержании которых входит от 10 до 20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 3—5 мин.
Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвижных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позволила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и физических способностей Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенного синтеза, элементарных математических представлений. Существенно улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве приседаний за 30 с, беге на 20 м, быстроте локальных движений В наиболее отстающем звене — координационных способностях — существенные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристики движения, усвоении заданного ритма движений, координации мимических мышц, двигательной памяти.
Ниже приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова JI.B., 2001).

Читайте так же:
Что такое гендерное развитие ребенка

Коррекционно-развивающие подвижные игры

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развиваюгцих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Использование игровых технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в развитии

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с тяжелой степенью умственной отсталости выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Внимание у детей с тяжелой степенью умственной отсталости всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей с тяжелой степенью умственной отсталости характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость обобщений.

Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.

Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети с тяжелой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.

Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Читайте так же:
Развитие ребенка 3 месяца жизни занятия

Игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Цель использования технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.

Результат использования технологии: Преодоление трудностей в усвоении знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса к предмету, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.

Особенности игровых технологий.

Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического характера. Коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности умений продуктивно сотрудничать.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную:освоение диалектики общения;
самореализациив игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую:выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функциюкоррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Виды игр:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Действуя с предметами и познавая через игру обучающиеся учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Школьники знакомятся со свойствами предметов, решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения учениками новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: они упражняются в определении предмета по какому — либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

Формирование эмоционального контакта со взрослым

Развитие внимания, подражания

Усвоение действий по образцу

Развитие ручной моторики

Игры и упражнения по сенсорному воспитанию

Восприятие пространства и ориентировка в нем

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Развитие слухового восприятия

Игры и упражнения направленные на развитие мышления

Игры и упражнения по развитию речи

В процессе игр с природным материалом формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры — способствуют упорядочению деятельности, стимулируют формирование мышления, внимания, работоспособности, развивают память.

Словесные игры учат играющих опираясь на имеющиеся представления о предметах, использовать приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, алогизмы и суждения. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легче.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя с игрушкой, ребенок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.

У ребенка оказываются несформированными:

потребностно-мотивационный компонент игры, то есть он не обнаруживает потребности в игре. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребенок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается.

целевой компонент, поэтому действия ребенка не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Действия с игрушками производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических.

Сами по себе игрушки не стимулируют ребенка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеются разнообразные нарушения двигательной сферы, в частности, у них плохо развита координация движений и зрительно-двигательная координация. Это затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Поэтому, прежде чем осуществить какое-либо игровое действие, взрослый должен научить ребенка выполнять необходимые движения для последующего адекватного действия с игрушкой.

Читайте так же:
Содержание карты индивидуального развития ребенка

Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью делать или изображать. Взрослому необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. Каждая новая игрушка, которая предлагается ребенку для игр, должна быть обязательно обыграна.

Без соответствующего обучения дети просто кидают, кусают или рвут и ломают игрушки. При специальном обучении у детей формируются действия с игрушками по подражанию, по образцу, понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.

При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на следующие принципы.

Доступность содержания детям с нарушением интеллекта.

Познавательная значимость игры.

Возможность формирования на их основе коммуникативных навыков.

Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития очень важен эмоциональный отклик на игру. Предмет, с которым предлагается поиграть может вызвать страх или неприятные ощущения у ребенка. В таком случае, игрушку лучше заменить.

Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся игры на поддержание устойчивости внимания. Много внимания уделяется играм на развитие и коррекцию нарушений памяти. Умственно отсталый ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление.

На индивидуальных занятиях с детьми с умственной отсталостью эффективно использовать развивающие игры на песке, то есть песочную терапию. Песочная терапия – это сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).

Песок развивает мелкую моторику, заземляет негативную психическую энергию, снимает агрессию, напряжение, успокаивает, расслабляет. Человек получает новый заряд бодрости, становится строителем, имеющим свободу выбора. Песочница является контейнером, куда ребенок помещает свои эмоции и страхи. Прикосновения к песку наполняют воспоминаниями, мечтами, покоем, ощущением легкости, будоражат воображение, вызывая разнообразные ассоциации. Когда ребенок строит что-либо из песка, он символически структурирует свой внутренний мир, а если разрушает – то снимает напряжение и агрессию.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Список литературы:

Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий формирования умственных действий –М.,1988.

Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. — №1. -24с.

Петрова О.В. Применение игровых технологий на уроках, как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей. — г. Уфа

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя .––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с.

Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. — М.: РПА, 1996.- С.80.

Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.

Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе:/ А. Б. Плешакова// Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Т. вып. 3

О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. Пособие. – М.: Сфера, 2003

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cборник включает в себя коррекционно — развивающие и дидактические игры, которые могут быть включены педагогом в структуру любого урока/ коррекционно-развивающего занятия, а так же в режиме работы группы продленного дня.

Просмотр содержимого документа
«СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

«Играй и развивайся»

Сборник игр «Играй и развивайся.»/сост. Н.В. Пиканова. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. – с.29

Данный сборник включает в себя коррекционно — развивающие и дидактические игры, которые могут быть включены педагогом в структуру любого урока/ коррекционно-развивающего занятия, а так же в режиме работы группы продленного дня. Может использоваться педагогами ОУ в работе с обучающимися, имеющими нарушения интеллектуального развития (легкой и средней степенью умственной отсталости), а так же студентами и родителями для занятий с детьми.

Читайте так же:
Как развивать ребенка в 5 месяцев - варианты занятий с детьми

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Раздел I. Игры, направленные на развитие у младших школьников

умения классифицировать объекты и предметы………………….……8

Раздел II . Игры, направленные на развитие у младших школьников

умения обобщать объекты и предметы……………………………. 15

Раздел III. Игры, направленные на развитие у младших школьников

умения сравнивать объекты и предметы……..………………………20

Пояснительная записка

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющий диффузный, т.е. «разлитой», характер.

Все это обуславливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической и познавательной деятельности.

Согласно «Википедии». Умственная отсталость — это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Умственная отсталость классифицируется по различным основаниям, отражающим этиологию и патогенез этого заболевания.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на три степени:

1) дебильность ( легкая степень умственной отсталости);

2) имбецильность (средняя степень умственной отсталости);

3) идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и может самостоятельно трудиться на производстве.

Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.

Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У детей данной категории нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Лица с глубокой умственной отсталостью весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. У них не развиты внимание, восприятие, память. Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления.

Данный сборник направлен на работу с детьми легкой и средней степени умственного развития.

У детей с интеллектуальными нарушениями легкой и средней степени умственного развития страдает не только мелкая моторика, но и проявляются стойкие нарушения познавательной деятельности, возникающие вследствие органического поражения головного мозга. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей строится с учётом ведущего вида деятельности, игрой.

В психологическом словаре дается определение понятию «Игра» — это активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

К выбору игр для детей с нарушением интеллекта легкой и средней степени умственной отсталости, следует подходить с особым вниманием. Так как, отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод «проб и ошибок», но почти у всех наблюдаются рассогласование между движением и его словесным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле. Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей.

Все это позволяет говорить о том, что (дидактические) игры предоставляют большие возможности для умственного развития детей младшего школьного возраста.

Несмотря на отклонения, дети с легкой и средней степенью умственной отсталости, способны к обучению и развитию.

Целью данного сборника: подобрать и пробировать игры направленные на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников.

Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации; развития мыслительных процессов.

Игры, в данном сборнике рекомендованы для младших школьников с нормой интеллекта, а также для детей с нарушением интеллектуального развития. Могут использоваться учителями коррекционных классов, начальных классов, студентами. Данные игры рекомендовано проводить в учебное время и во второй половине дня, включать их в коррекционные занятия; перемены, в организации детей, для создания мотивации. Длительность игр и упражнений – до 20 минут.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию