All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенку 1 год не может уснуть

Ребенку 1 год не может уснуть

Проблемы сна, как и многие поведенческие нарушения, у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна — каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

нарушения засыпания детей

Лечение расстройства, связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание» — это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Бессонница у детей. Что делать?

Количество сна, в котором нуждается ребенок, меняется по мере взросления, изменяются и причины нарушения сна. Проблемы со сном у детей и подростков возникают на разных этапах развития. У младенцев пробуждения связаны с ночными кормлениями, коликами, прорезыванием зубов, осваиванием новых навыков.

В два-три года, ребенок начинает выражать протест при укладывании в кровать, просто потому что может это делать, понимает, что может возразить родителям. Ребенок растет, появляется воображение, которое может привести к развитию ночных страхов. У подростков высокая потребность во сне сохраняется, но появляется школьная активность, дополнительные занятия, социальные мероприятия и электронные устройства. Что же делать, если ребенок с трудом засыпает и плохо спит ночью?

Бессоннице не место в детской спальне

Бессоннице не место в детской спальне

Нарушения сна, на которые не обращают внимание, могут привести к бессоннице у ребенка. Результатом становится сильная сонливость в дневные часы, усталость, капризность и раздражительность, интеллектуальные или поведенческих проблемы (трудности с концентрацией внимания, гиперактивность) и существенные изменения настроения, поведения или успеваемости в школе. Хроническая бессонница может увеличивать риск физических и психических заболеваний.

Читайте так же:
Еда для ребенка 1 год в мультиварке

Вполне очевидно, что бессонница у ребенка или подростка – проблема не только ребенка, но родителей. Если ребенок долго не может заснуть или плохо спит, самое время взрослым включиться и разобраться почему это происходит, а затем и помочь наладить качественный сон.

Как помочь ребенку с нарушениями сна

Учитывая негативное влияние хронического нарушения сна, важно вовремя распознать и решить проблему. Если ребенок трудно засыпает или очень плохо спит ночью нужно пробовать разные методы, чтобы улучшить его сон.

Что можно начать делать уже сейчас для ребенка, которому трудно уснуть.

Постоянство:
перед сном выполняйте одни и те же шаги в одно и то же время, старайтесь не допустить случайного изменения последовательности. Например: ужин за два часа до сна, тихие игры или чтение, теплый душ или ванна, приглушенный свет в спальне, тихий разговор (если возраст позволяет – сказка на ночь), сон. Этот процесс важен, чтобы биологические часы ребенка не сбивались, жизненные ритмы стабилизировались и появился контроль над засыпанием и сном.

Легкий ужин:
приготовьте легкий ужин, который легко усваивается. Старайтесь избегать сахара – он дает заряд быстрой энергии. Напитки не должны содержать кофеин – чай и кофе исключены.

Скажите «нет» энергичным играм и электронным устройствам перед сном:
игры могут перевозбудить ребенка, а синий спектр света от электронных устройств подавляет выработку гормона сна – мелатонина.

Ложитесь спать рано:
дети должны спать от 9 до 10 часов в день, поэтому укладывайте их спать пораньше. 20:00 – хорошее время, чтобы ребенок лежал в постели. Если вы укладываете ребенка значительно позже, двигайте время по 15-20 минут в день, пока не дойдете до оптимального времени.

Положите в кровать то, что нравится ребенку, что может оставаться с ним всю ночь:
любимая мягкая игрушка или небольшая книга, со временем ребенок будет связывать этот предмет со сном.

Посидите рядом:
ребенку может быть комфортно рядом с вами и он скорее успокоится.

Почитайте книгу с включенным приглушенным светом:
при этом ваш голос должен быть спокойным, чтобы ребенок расслабился. Всегда старайтесь избегать чрезмерного возбуждения, например страшные сказки не для вечернего чтения.

Убедитесь, что в комнате темно и тихо:
для борьбы с детской бессонницей комфортная темнота в спальне крайне важна. Условия окружающей среды сильно влияют на биологические часы. Когда темно, мозг говорит, что пора спать, а свет наоборот – не дает спать.

Постарайтесь не злиться и не расстраиваться:
изменения не происходят в один день, особенно, когда это касается улучшения сна ребенка. Все это требует терпения, но важно поддерживать постоянство действий, чтобы ребенок мог научиться засыпать быстро и самостоятельно. Если ребенок встает с постели – помогите ему вернуться обратно без конфликтов, криков и наказаний.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когда простые методы не помогают, можно прибегнуть к когнитивно-поведенческой терапии бессонницы – это безопасный и эффективный метод лечения. Он направлен на оказание помощи детям и подросткам, помогает определить и заменить мысли и действия, которые вызывают или ухудшают проблемы со сном и способствует качественному, здоровому сну. Метод может хорошо подойти подросткам, которых мучает бессонница.

Когнитивная часть терапии – обучение методике успокоения разума в ночное время, это нужно для того, чтобы расслабиться и заснуть. Ребенок учится признавать, изменять или устранять бесполезные и негативные мысли, которые мешают спать. Это относится и к таким малореальным убеждениям: «Я никогда не усну» или «Если я не смогу заснуть, я не смогу вовремя проснуться утром и просплю экзамен».

Поведенческая часть – определение и изменение поведения, которое может мешать хорошему сну. Терапия, с учетом индивидуальных особенностей и возраста ребенка или подростка, это комбинация из разных методов:

Ограничение сна

Временное ограничение общего времени пребывания в постели только сном. Это нужно для того, чтобы уменьшить количество времени, которое ребенок проводит в постели без сна. Чрезмерная сонливость, которая может возникать в первое время, поможет ребенку быстро заснуть. Как только сон улучшится, количество времени, проведенное в постели, постепенно увеличивается, пока не будет достигнуто желаемое время сна.

Читайте так же:
Ребенку 1 год осип голос что

Стимульная регуляция поведения

Стимульная регуляция поведения:

Эта техника предполагает устранение любых действий в постели, которые не способствуют сну. Необходимо для того, чтобы нарушить связь между пребыванием в постели и бодрствованием и укрепить связь между пребыванием в постели и сном.

Инструкции по стимульной регуляции:

  • ложиться в постель только при появлении сонливости,
  • встать с кровати и заняться чем-то спокойным, если сон не наступил в течение 15-20 минут,
  • использовать кровать только для сна как днем, так и ночью (не смотреть телевизор, не играть на электронном устройстве, не делать домашнее задание, не думать о плохом и т.д.).

Гигиена сна

Это создание оптимальной среды для сна, введение подходящего и согласованного времени для сна и пробуждения (независимо от того, сколько ребенок спал прошлой ночью!) установление успокаивающего, последовательного режима сна, снижение отрицательной стимуляции перед сном (кофеин, физическая активность, конфликты и стресс) и, главное, отказ от электронных устройств в спальне.

Обучение релаксации

Повышенная умственная активность ночью (например, беспокойство или неспособность «отключить» активный, занятый ум) или стресс, связанный с невозможностью заснуть, приводит к повышенной напряженности во всем теле, что еще больше мешает расслабиться и заснуть. Методы релаксации – глубокое дыхание, визуальные образы, прогрессивное мышечное расслабление, медитация и осознанность, могут успокоить ум и тело и улучшить сон.

Качественный, продолжительный сон без пробуждений важен в любом возрасте. А для детей и подростков он необходим как воздух и сбалансированное питание. Лечить бессонницу у детей можно и без лекарственных препаратов. Задача родителей – помочь ребенку, который долго не может заснуть и плохо спит ночью. Сохраните для себя эти методы, что бы ваш ребенок достиг максимальных результатов как днем, так и ночью.

СДВГ у детей и расстройства сна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство, которое характеризуется устойчивой недостаточностью внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

  • Нарушение внимания проявляется как сложность в концентрации (сосредоточении) на одном деле, на выполнении монотонной, скучной, долгой деятельности, например, домашней работы или уборки. При этом ребенок легко переключается на что-то яркое, громкое, может надолго увлечься мультфильмом или любимой игрой на компьютере. Следует помнить, что возможности внимания у детей разных возрастов значительно отличаются.
  • Импульсивность проявляется в необдуманном следовании за своими желаниями — импульсами, про таких детей говорят "сначала делает, потом думает". Детям сложно остановиться, рассчитать последствия своих действий, дождаться своей очереди или довести дело до логического конца.
  • Гиперактивность – активность, которая часто носит как бы "избыточный" характер – ребенок суетлив, неусидчив, его тело постоянно находится в движении (он болтает ногами, щелкает ручкой, сгибает страницы книг и т.д.).

СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых. Только взрослый, вероятнее всего, уже подобрал свои способы справиться с симптомами, возможно, столкнулся с осуждением, неприятием, раздражением окружающих, и умерил свой уровень притязаний, отказался от некоторых возможностей. Без соответствующего лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности может создавать серьезные трудности в учебе, работе и повседневной жизни.

Поведение детей с СДВГ зачастую несоответствует ожиданиям родителей, что может приводить к конфликтам и трудностям взаимоотношений в семье. Таким детям труднее чем другим выполнять монотонные и однообразные задания, в том числе школьные, запоминать длинные инструкции. Они могут неожиданно ударить или начать громко кричать, если их расстроили или обидели.

Типы СДВГ у детей

Принято выделять три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от наиболее выраженных особенностей, сильнее всего влияющих на поведение:

  • СДВГ-Н (невнимательность). В большей степени дефицит внимания при неярко выраженной гиперактивности – чаще всего бывает у детей, о которых говорят, что они "задумчивые", медлительные, рассеянные,"как во сне". При достаточных интеллектуальных способностях им нужно больше времени, чтобы понять новый материал в школе. Считается, что данный тип чаще всего встречается среди девочек.
  • СДВГ-ГИ (гиперактивность импульсивность). В большей степени импульсивность и гиперактивность у детей может проявляться в необдуманности, нетерпеливости, вспыльчивости, сложности при выполнении монотонной работы, протестном поведении. Таким детям сложно следовать дисциплине и принимать правила.
  • СДВГ-К (комбинированный). Смешанный или комбинированный тип – встречается чаще всего. При нем меньше всего импульсивности при равно выраженных гиперактивности и невнимательности.
Читайте так же:
Игры с ребенком 1 год и три месяца

СДВГ и нарушение сна

Американский педиатрический институт сообщает о высокой распространенности нарушений сна у детей с СДВГ – от 25 до 50%. При этом часто данные нарушения остаются без внимания и соответствующего лечения.

Расстройства сна влияют на когнитивное, эмоциональное и физическое состояние ребенка, а это может вторично усиливать симптомы основного заболевания.

Иерусалимские исследователи провели опрос среди подростков и выявили, что у подростков с нарушениями сна наблюдается усиление гиперактивности и ухудшение концентрации внимания, появляется дневная сонливость. С помощью психологического тестирования у них были выявлены ухудшения внимания, способности к самоорганизации и снижение эффективности использования информации. Несмотря на достаточные способности, их достижения были ниже, чем у подростков без нарушений сна. Это говорит о том, что они не могли в полной мере их демонстрировать. Они испытывали меньшую удовлетворенность жизнью по сравнению с детьми без нарушений сна, а также сообщали о депрессивных переживаниях, эмоциональных трудностях, повышенной чувствительности.

Формы расстройств сна при СДВГ

При 1-м типе СДВГ у детей чаще бывает дневная сонливость и увеличение времени сна, а для 3 типа в большей степени характерны инсомния (расстройство сна), беспокойство, ночные пробуждения и кошмары, а также чаще проявляется синдром периодического движения конечностей.

По данным опросов родителей, проведенных американским педиатрическим институтом, чаще всего у детей встречаются жалобы на трудности засыпания, удлиненный период отхода ко сну, парасомнии (необычное поведение и действия, возникающие перед засыпанием, во время сна или сразу после пробуждения), частые ночные пробуждения, кошмары, снижение общего времени сна, дневную сонливость, нарушения дыхания во время сна. Жалобы на выраженность этих нарушений были связаны в том числе с силой симптомов СДВГ – недостаточности внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

При наличии у ребенка нарушений сна специалистам также бывает важно изучить особенности детско-родительских отношений и возможные трудности, значимость сна ребенка для родителей, неустойчивость сна ребенка в домашних условиях. Такие темы могут стать повесткой обсуждения и коррекции с психологами отделений во время госпитализации.

Нарушение качества сна и его недостаток могут приводить к дневной сонливости, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания, память, мышление, эмоциональное состояние.

Нарушения сна требуют консультации специалиста в том числе при симптоматике, напоминающей СДВГ. Сходные проблемы с концентрацией внимания, памятью, отвлекаемостью и эмоциональными состояниями могут иметь совершенно разную природу нарушений. Поэтому важно разбираться в первопричине и своевременно обращаться к врачу.

Причины нарушений сна у детей с СДВГ

Причины, которые могут оказывать влияние на качество сна при СДВГ, могут быть разнообразными. Выделим некоторые:

  • Побочные эффекты применяемых препаратов. Чаще всего для снижения выраженности проявлений СДВГ назначают лекарства, у которых есть небольшая вероятность вызвать расстройства сна. По данным исследований, проведенным в одном из институтов в США, это наблюдалось у 15-20% детей. Наличие побочных эффектов ни в коем случае не значит, что нужно менять схему лечения самостоятельно или отказываться от приема лекарств, это может привести к ухудшению состояния! Однако, если вас что-то беспокоит, об этом обязательно должен знать лечащий врач. Врачу важно сообщать о всех применяемых препаратах или альтернативных методах, особенностях жизни. Это поможет ему выстроить схему с учетом ваших привычек и сочетаемости препаратов друг с другом.
  • Сопутствующие расстройства. При СДВГ в нарушения сна могут вносить вклад сопутствующие заболевания и состояния: расстройства настроения (например, депрессия), тревожное расстройство, диссоциальное расстройство, трудности обучения (например, дислексия), тики, синдром Туретта.
  • Симптомы СДВГ сами по себе могут влиять на нарушения сна. Например, дети с СДВГ часто жалуются на большое количество мыслей при засыпании, состояние бодрости и даже возбуждения, ищут занятие, которое их сможет отвлечь, чтобы "скоротать" время до засыпания. Некоторые родители пытаются решить проблему, укладывая ребенка спать раньше. Это ведет к тому, что ребенок дольше лежит в кровати, привыкая себя чем-то занимать, время до засыпания только увеличивается, а эффективность сна снижается.
Лечение СДВГ у детей. Помощь детям с нарушениями сна

Проблемы со сном влияют на выраженность симптомов заболевания у ребенка, а значит, являются фокусом пристального внимания специалистов. Для того, чтобы иметь полную картину особенностей сна специалистам нужна информация о лекарствах, которые принимает ребенок, сопутствующих расстройствах, об отношениях в семье и привычках, связанных со сном. Это включает детальную информацию о времени отхода ко сну и времени пробуждения, возможных ритуалах перед сном (например, чашка молока, прием душа, игра в телефоне), наличии пробуждений ночью или сонливости днем. Специалисту также важно знать о времени начала нарушений сна.

Читайте так же:
Жидкий стул у ребенка 1 год без температуры со слизью чем

Рекомендуем заранее подумать, уточнить информацию, выписать себе основные пункты, чтобы у врача была возможность ознакомиться с полной картиной состояния ребенка. Для этого вы можете вести специальную ежедневную таблицу, разлинованную на 24 часа по столбцам и по строчкам на 14 дней, где будете указывать время укладывания, время подъема, раскрашивать время непосредственного сна, отмечать некоторые привычки, которые, как вы думаете, могут влиять на сон ребенка (например, игра в телефон, прием душа, подвижная игра, прием дополнительного препарата). Эта таблица может быть основой для разговора с врачом и другими специалистами.

Специалист может детальнее расспросить о трудностях укладывания, ночных пробуждениях, чтобы лучше понять причины расстройств. После сбора анамнеза врач может рекомендовать провести дополнительные исследования с помощью актиографии (мониторинг активности сна), полисомнографии (компьютерное исследование сна) и множественного теста латенции сна, а также сдать дополнительные анализы.

СДВГ у детей часто сопровождается трудностями в самоорганизации. Большинство симптомов СДВГ, такие как прокрастинация (откладывание важных и нужных дел "на завтра"), расстройства настроения, проблема распределения энергии и мотивации, могут оказывать влияние на сон. Усиливается вероятность закрепления порочного круга, в котором неэффективный сон влияет на настроение днем, что также может сказываться на ухудшении концентрации внимания и снижении мотивации, что, в свою очередь, может усиливать проблемы со сном, закрепляя снижение продуктивности.

Подход к коррекции нарушений сна требует изучения многих факторов, которые могут относиться к разным "уровням" помощи – от поведенческой коррекции до фармакологической поддержки.

Специалисты могут дать советы по психогигиене сна, например, что следует ограничить возбуждающие стимулы (телевизор, гаджеты, шумные игры и т.д.) заблаговременно до укладывания ребенка, заменив их расслабляющими занятиями и умеренной физической активностью днем. Также может быть полезным ведение дневников, чтобы отслеживать время засыпания и пробуждения.

Для детей с СДВГ в рамках поведенческой и семейной терапии могут быть полезными согласование четкого режима дня, установление семейных правил, с которыми все согласны и четко им следуют. Это значительно поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации, научит самоорганизации. При отходе ко сну для детей важно ввести ритуалы, которые могут давать сигнал организму о приближении сна.

Специалисты Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ всегда готовы прийти на помощь и подробно, понятно разъяснить детали, подобрать варианты, подходящие именно вашему малышу, оказать поддержку в непростом деле по изменению мешающих привычек поведения. При наличии трудностей засыпания от большого количества мыслей для детей и подростков может быть полезной индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия, когда ребенок учится лучше понимать свои мысли и эмоции. Медикаментозное лечение обычно прописывается в случае, если методы психологической коррекции и психогигиены оказались недостаточно действенными.

Укачивание ребенка перед сном

Любой новорожденный кроха, если он находится на руках родителей, испытывает истинное наслаждение. Близость мамы и папы для него – это залог спокойствия и благополучия. Поэтому малыши лучше всего засыпают, если их тихонько покачивают на руках или в люльке, коляске. Монотонный ритм при укачивании малыша перед отходом ко сну напоминают крохе раскачивающиеся движения в утробе, когда мама ходила или занималась своими привычными делами.

Укачивание ребенка перед сном

Но стоит ли практиковать укачивание ребенка перед сном – это вредно или полезно ? Не привыкнет ли кроха к рукам и постоянным движениям, не возникнет ли проблем со сном по мере его взросления? Эти вопросы волнуют многих родителей, поговорим подробнее о том, стоит ли качать детей и как впоследствии отучить ребенка от укачиваний перед сном.

Полезно ли укачивать ребенка?

На протяжении всего внутриутробного периода до момента родов кроха растет и развивается внутри матки. Он окружен околоплодными водами, которые буквально обнимают и обволакивают его, создают ощущение постоянного медленного и плавного укачивания.

После рождения младенцу не так просто перестроиться на новый режим, поэтому ощущение покачивания, плавные движения нужны еще довольно длительное время для успокоения и засыпания. После появления на свет малыш оказывается в незнакомом новом мире, который может пугать и расстраивать кроху. Необходимо время, чтобы он научился засыпать, чувствовать себя спокойно без мамы. Хотя для младенца некомфортно одиночество, оно пугает малыша, он пока не может выразить это словами, поэтому ему нужны близость родителей и укачивания.

Читайте так же:
Температура у ребенка в 1 год норма в подмышечной впадине

img-1

Важно знать:

Процесс укачивания младенца перед отходом ко сну помогает формировать чувство защищенности, может успокоить ребенка и расслабить. За счет ритмичных покачиваний на руках взрослых синхронизируются биоритмы детского мозга, нормализуется работа его внутренних органов, что помогает в обеспечении более крепкого и длительного сна.

За счет легких покачиваний происходит тренировка органа равновесия, формируется координация и ориентирование в пространстве. Это оказывает благотворное влияние на развитие мозжечка и внутреннего уха малыша – основных органов, отвечающих за координацию и равновесие. Есть данные о том, что дети, которых часто укачивали на руках или в коляске в раннем возрасте, в дальнейшем быстрее осваивают двигательные акты.

При укачивании ребенка перед отходом ко сну (будь то дневной или ночной сон), кроха ощущает близость родных людей – мамы или папы (возможно, бабушки, дедушки, старших братьев/сестер). Тепло тела, сердцебиение, запах, исходящий от кожи, голос родных людей помогают нормализовать внутренние процессы и улучшить общее состояние малыша. Ритм сердца крохи плавно замедляется, мышцы расслабляются, что стимулирует наступление сна.

Процесс укачивания крохи перед его отходом ко сну формирует ощущение близости и привязанности не только ребенку. Это не менее важно и для мамы (и других членов семьи). Совсем недавно мать и младенец были одним целым, и процесс укачивания – эти минуты близости возвращают маму в это состояние.

Есть данные о том, что далеко не все матери сразу после родов испытывают к своему малышу всепоглощающую и безумную любовь. Многие женщины начинают отмечать, что безграничная любовь и нежность все сильнее их пленит именно в процессе ухода за крохой, при тесном общении с ним. Немалую роль в формировании привязанности играет ношение младенца на руках и его укачивание перед отходом ко сну.

Может ли укачивание навредить?

img-2

С медицинской точки зрения укачивания не вредят ребенку. Если мама или папа покачивают кроху нежно, плавно и с любовью, обеспечивая полноценную поддержку для спины и шеи, головы, тогда никакого вреда здоровью это не нанесет. Кроме того, можно использовать различные приспособления и устройства – шезлонги, укачивающие кресла, слинги. Все эти устройства облегчают маме или папе задачу, освобождают руки и позволяют заниматься своими делами.

Слинг – это отрез ткани, который наматывается в области груди и плеч, и в него помещается кроха. Мама может выполнять свою работу по дому, а кроха, который находится в слинге рядом с мамой, в это время спокойно спит.

Есть детские кресла, имеющие специальные виброрежимы, которые имитируют процесс укачивания малыша перед сном. Шезлонги начинают раскачиваться от движений самого младенца, помогая не только крохе, но и маме, если у нее после родов есть проблемы со спиной. В шезлонге дети могут не только спать, но и играть с различными погремушками, а также слушать музыку.

Когда малыш начинает засыпать без укачиваний?

Многие родители опасаются, что дети, которых приучили к укачиваниям, в дальнейшем будут ложиться спать только на руках. Но это не так. Многие привычки, которые были у крохи в детстве, постепенно исчезают по мере взросления.

Даже если кроха на первом году жизни спит только при укачивании на руках, постепенно, ближе к году можно обнаружить – малыш может иногда заснуть и сам. Можно положить его рядом с собой, погладить по руке, по спинке или дать с собой любимую игрушку. По мере того, как малыш растет, он все чаще будет засыпать сам и постепенно можно отказаться от укачиваний.

Как отучить ребенка от укачиваний перед сном

Постепенно родители начинают отучать ребенка от укачиваний. Но важно для этого соблюдать ряд условий:

Нужно выстроить правильный и четкий режим дня, который соответствует возрасту. Это помогает нервной системе работать по определенной схеме. Ребенок к определенному времени захочет кушать, играть и засыпать. Это нужно для того, чтобы нервная система не перевозбуждалась, что мешает ребенку успокоиться.

Второе правило отучения от укачиваний – это постепенность. Чтобы отучить кроху от сна на руках при укачивании, нужно несколько недель. Каждый день вы постепенно должны снижать скорость укачивания и их интенсивность. И постепенно вы дойдете до момента, когда малыш сможет заснуть без них.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию