All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенку 2 года не повторяется

Повторила дочери уже 10 раз, а она словно оглохла! Что делать с этим — психолог Леля Тарасевич

У моей пятилетней дочери есть милая привычка временно «глохнуть», то есть вообще никак не реагировать на обращенную к ней речь. Мы даже дошли до лора, со слухом все хорошо. И эта глухота возникает не только по поводу просьб или замечаний, но и если просто что-то говоришь. Что с этим делать? Само пройдет или нет?

Отвечает психолог Леля Тарасевич:

— «Милая привычка глохнуть» возникает у очень большого количества детей в самом разном возрасте по самым разным причинам. И запрос на консультации из серии «говорю-говорю, а ему хоть бы хны» или «пока не наорешь, не услышит» достаточно распространенный. Орать не надо. Разберем, как наших ребят «подлечить» без надрыва голосовых связок.

В первую очередь, действительно, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем со слухом. А также — что очень важно — проблем с обработкой слуховой информации. То есть ухо может работать, звуковая волна влетает внутрь головы, а вот там внутри отдел мозга, отвечающий за то, чтобы расшифровать волну и превратить ее в информацию, может сломаться.

Первым врачом должен стать невролог. Именно он проверит ребенка и направит при необходимости к следующим специалистам: отоларинголог, логопед, сурдолог, психолог, нейропсихолог и так далее.

И вот вы всех обошли, медики подтвердили отсутствие проблем со здоровьем, а воз и ныне там — ребенок «глохнет» в самое неподходящее время.

Вы злитесь, повторяете по 10 раз и тем самым закрепляете модель: маму можно не слушать, она еще повторит.

Тогда вы все же переходите на ультразвук, а именно кричите. Вроде как стал слышать и даже выполнять указания. НО. Увеличивать децибелы придется все чаще и чаще, ибо адаптация человеческого детеныша развивается с фантастической скоростью. Во-вторых, крик вызывает тревожность и резко снижает способность мыслить. То есть чисто механически он за собой посуду, наконец, уберет, но взаимосвязь в мозге «поел-убери» не сформирует. Завтра придется снова кричать. Готовы?

7 советов для общения с дошкольником

До шести-семи, а в некоторых случаях и до десяти лет, дети не умеют концентрироваться на двух и более вещах, имеют одноканальное внимание и вообще часто витают в облаках. Им такое по возрасту положено. Даже если родители и педагоги с этим мнением не согласятся.

Это мама может одновременно мыть раковину, разговаривать с подругой по телефону, прислушиваться, не проснулся ли младшенький, и заглядывать в ежедневник, прикидывая, успеет ли завтра в парикмахерскую. А ребенок — только что-то одно, например, играть с машинкой. И быть искренне увлеченным процессом. Настолько, что не услышит, если мама его позовет. И это нормально.

Как можно улучшить нашу коммуникацию?

  1. Установить зрительный контакт. То есть прямо подойти и посмотреть в глаза. И тогда уже говорить то, что мы хотели сказать.
  2. Установить телесный контакт. Например, он переключился на машинки и сейчас их катает, нас не слышит. Положив руку ему на плечо, мы поможем ему развернуть свой локатор в нашу сторону.
  3. Обратиться по имени. Имя — уникальная штука, по исследованиям ученых, мы подсознательно вычленяем его из миллионов слов и отзываемся положительным импульсом. Даже если вам собственное имя не нравится, мозг среагирует ярко и позитивно, включит внимание и активирует его в сторону обращающегося.
  4. Озвучивать одну просьбу, а не последовательность. «Иди, возьми, подай, вымой и садись ужинать» — слишком сложно для дошкольника, он пропустит что-нибудь одно или «не услышит» все целиком.
  5. Убрать из речи сарказм, метафоры и прочие гиперболы. «Долго ты еще будешь возиться?» не означает для ребенка посыл ускориться. «Ты еще в лужу попой сядь!» может быть расценено как прямое указание. Попробуйте формулировать прямо и доброжелательно: нам необходимо собраться скорее, чем тебе помочь? Давай обойдем лужу, чтобы на празднике ты была такой же красивой, как сейчас.
  6. Тут же обратите внимание на все предложения с частицей «не». «Не бегай», «не балуйся», «не кричи» дает информацию, чего делать не нужно, но абсолютно не создает понимания, что именно делать должно. Вот я не бегаю, не балуюсь, не кричу, в чем смысл? А вот если родитель сказал «идем плавно, как балерины», «разговариваем тихо, как будто в космическую библиотеку зашли», то тут все ясно: я сейчас балерина, а ты — лунатик-книголюб.
  7. Дайте больше времени. Дошкольникам сложно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому мы можем помогать им в освоении этого навыка. Еще три раза с горки — и нам пора домой. Еще одна глава — и мы пойдем спать. Глаза в глаза, рукой на плечо и по имени. Тогда шансы, что вы пойдете домой или ляжете спать, увеличиваются в геометрической прогрессии.
Читайте так же:
Как нарисовать рисунок ребенку 2 года

Я отлично понимаю, что сразу изменить поведение не получится, мы же его не одно десятилетие вырабатывали. И дети сразу не вернутся в наш мир звуков. Но мы можем двигаться друг другу навстречу осторожно, терпеливо, шаг за шагом. И верить в то, что однажды встретимся на этом пути.

3 способа договориться с подростком

Подождите-подождите, скажете вы. А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать?

Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора.

Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям.

Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?

Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени.

Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову.

  1. Доносите свои просьбы до подростков в юмористической форме. Они уже дозрели до метафор, поэтому надпись на двери «просьба закрыть портал на два оборота ключа, чтобы орки не смогли проникнуть на нашу территорию» подействует куда лучше окрика «да когда же ты научишься закрывать двери, бездарь?!»
  2. Снимайте с себя ответственность там, где это возможно. Ничто не учит нас лучше, чем собственные ошибки. Один раз покрасневшие ледяные уши будут эффективнее тысячного напоминания про шапку. Отказ в доступе в школу в связи с отсутствием сменки, бешеный бег домой и объяснения перед всем классом о причинах опоздания прекрасно стимулируют собирать вещи с вечера.
  3. Сходите с пьедестала и не бойтесь признавать свои маленькие слабости. Ненавижу убираться, но обожаю, когда уже убрано. Все детство мечтала есть в постели, а когда выросла — узнала, что крошки потом сильно мешают спать. Согласитесь, включиться в такой разговор приятнее, чем реагировать на эти вечные «уберись в своей комнате» и «не таскай еду на диван».

Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно.

Детская эпилептология (Разина Е.Е.)

Детская эпилептология – это подраздел неврологии, посвященный эпилепсии в юном возрасте. Это заболевание, при котором возникают повторные приступы – пароксизмы. Диагноз может быть поставлен, только если приступов произошло не менее двух, и при этом никакие иные причины, кроме эпилепсии, к ним привести не могли.

Дело в том, что у маленьких детей судороги могут возникать при повышении температуры во время инфекционных заболеваний, интоксикациях, введении определенных лекарственных препаратов, как реакция на прививки. Судорожные припадки могут сопровождать нарушения обмена веществ, например сахарный диабет.

От этой болезни часто страдают дети: статистика говорит, что она возникает у 7 детей из 1000 в возрасте до 16 лет. Кроме того, в детстве заболевание протекает с определенными особенностями. Именно по этой причине была выделена детская эпилептология.

Признаки эпилепсии

Детская эпилептология выделяет следующие основные симптомы заболевания:

  • Большой судорожный припадок. Это главный признак эпилепсии. Он может начинаться внезапно, но чаще ему предшествует «аура» – специфические ощущения, например, ощущение дуновение ветра, искры перед глазами, какой-то неясный звук. После этого больной издает резкий звук, вызванный спазмом голосовой щели, затем у него начинаются судороги, захватывающие все тело, дыхание становится шумным, изо рта идет пена. Приступ завершается самостоятельно, после него больной может уснуть и не вспомнить, что с ним произошло, или остаться в сознании, еще какое-то время пребывая в растерянности. Припадки могут повторяться редко или по несколько раз в день.
  • Малый судорожный припадок. Во время него отсутствуют общие судороги. Больной совершает автоматические движения: повороты головы, жевательные движения и другие автоматизмы. При них наблюдается кратковременное частичное расстройство сознания.
  • Абсанс. Этот симптом чаще всего встречается у детей, причем, у девочек чаще, чем у мальчиков. Он проявляется в том, что ребенок отключается от действительности: перестает говорить и двигаться, замирает, его взгляд фиксируется в одной точке, он не реагирует на внешние раздражители. Судороги в этом случае отсутствуют.
Читайте так же:
Детская спортивная стенка для дома ребенку 2 года

Помимо этих ярких проявлений эпилепсия у детей может сопровождается:

  • снохождением;
  • расстройствами настроения, появлением раздражительности, резкой сменой психического состояния;
  • изменением характера, появлением гипертрофированного педантизма и аккуратности.

Эпилептические приступы могут возникать как в бодрствовании, так и во сне, достаточно часто при засыпании или при просыпании.

Механизм возникновения эпилептического припадка

Первопричина эпилепсии – чрезмерная активность клеток головного мозга. Она возникает обычно в определенном его участке – эпилептическом очаге, в клетках которого видоизменены процессы возбуждения.

Причины эпилепсии у детей

Мнение о том, что эпилепсия – исключительно наследственное заболевание, современными врачами не поддерживается. Некоторые ее формы не наследуются, некоторые являются следствием структурного поражения головного мозга (фокальные корковые дисплазии, врожденные аномалии развития головного мозга, туберозный склероз, ганглиомы и др.). Также нельзя однозначно утверждать, что к эпилепсии приводят какие-либо перенесенные человеком заболевания, однако они могут ускорить наступление болезни. Таковыми факторами являются:

  • родовые травмы, возникновение кислородной недостаточности при рождении;
  • черепно-мозговые травмы;
  • кровоизлияния в мозг;
  • новообразования в головном мозге (кисты, гематомы, опухоли);
  • абсцесс мозга;
  • инфекционные, паразитарные, вирусные заболевания;
  • менингит, энцефалит.

Чем опасна эпилепсия у детей

  • Во время приступа ребенок может получить серьезную травму, задохнуться рвотными массами, прикусить язык или щеку.
  • Кроме этого, у детей бывают частые и тяжелые приступы с малым интервалом, когда они попросту не могут прийти в себя.
  • Из-за постоянных приступов может сформироваться хроническая пневмония, развиться умственная отсталость.

Диагностика эпилепсии

  • Прежде чем поставить диагноз «эпилепсия», специалист в детской эпилептологии выясняет все нюансы протекания приступов: их частоту, что им предшествовало. Беседа с родителями, которые могут детально описать судорожный припадок своего ребенка, – это один из ключевых моментов в диагностике эпилепсии.
  • Чтобы исключить любые другие причины возникновения судорог, назначаются лабораторные и инструментальные обследования, а также консультации узкопрофильных специалистов – кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога и других.
  • Для уточнения диагноза проводится электроэнцефалография (ЭЭГ). С ее помощью оценивается биоэлектрическая активность мозга, определяется участок повышенной возбудимости.
  • Также применяется такое исследование, как Видео-ЭЭГ мониторинг, при котором одновременно с показаниями приборов на видеокамеру записывается поведение, пароксизмы, которые описывали родители пациента.
  • Могут быть назначены, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение эпилепсии

Сейчас для лечения эпилепсии широко применяют противосудорожные препараты. Их назначают в малых дозах, постепенно доводя до концентрации, достаточной для прекращения приступов. Препарат отменяют в случае, когда приступы не повторяются более 4-ех лет при нормальных показателях ЭЭГ. Иногда лекарства приходится принимать пожизненно, сочетать два и более препаратов, однако это оправдывается существенным повышением качества жизни больного.

Если было выявлено, что причиной судорожных припадков являются новообразования в мозгу, проводится хирургическое лечение.

В клинике «Семейный доктор» предоставляют все необходимое для диагностики этого опасного заболевания:

  • консультацию профессионального невролога-эпилептолога;
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ) бодрствования и дневного сна;
  • видео-ЭЭГ мониторинг дневного сна (ВЭЭГМ);
  • ультразвуковое обследование;
  • лабораторные анализы;
  • дополнительную консультацию специалистов для уточнения причины возникновения судорожных припадков (психолога и психиатра, кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога и других).

ЭЭГ и ВЭЭГМ могут быть проведены в один и тот же день. В этот же день можно записаться на консультацию эпилептолога.

Не откладывайте визит к врачу, диагностику необходимо проводить после первого же приступа! Чем раньше начато лечение, тем больше вероятность, что ваш ребенок сможет излечиться.

В клинике «Семейный доктор» прием ведет опытный эпилептолог – врач-невролог, специалист, способный вовремя распознать судорожный припадок и назначить эффективное лечение. Он знаком с особенностями протекания заболевания у детей самого раннего возраста.

Записаться на прием в отделение детской эпилептологии можно по телефону контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , либо через форму онлайн записи

Безнаказанные

— Да его невозможно приучить к порядку! Поиграет — на место ничего не уберет, одежду бросает, где снял, на столе вечный бардак! — жаловалась мне мама пятилетнего Сережи.- Уж я его и порола, и игрушки все на балкон выносила, и мультиков он у меня практически не смотрит — все бесполезно. На пару дней его хватает — а потом все по новой.

Взрослые создают запреты и правила, а дети, иногда кажется, просто созданы для того, чтобы нарушать их. Дети не всегда бывают послушны, а родители не всегда справедливы. Бывает, шлепок по попе оказывается единственным методом выхода из кризисной ситуации. Правильно ли вы наказываете? Идет ли наказание, которое вы применили к ребенку, на пользу ему?

Малыш, нечаянно пробегая по комнате, задел ногой этажерку и разбил любимый горшок с цветами. Боже, что с нами вдруг начинает происходить! Мы словно теряем рассудок: трясем детей за шиворот, оскорбляем их, кричим и бьем их. Когда же вспышка ярости проходит, осознаем свою вину и торжественно обещаем, что это больше не повторится. Но вскоре гнев вспыхивает снова, и наших хороших намерений как не бывало.

Понятно, что в реальной жизни мы не можем и не должны быть равнодушны к тому, что ребенок нарушает установленные нами правила. В этот момент ему надо сказать резкое и решительное "нет", а в случае повторения проступка — наказать. Но только вот как? Тут нет готовых рецептов. Единственное, что можно посоветовать — быть осторожным с психикой ребенка, не нарушить своей зачастую неадекватной реакцией его доверие к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими — особое мастерство. Каким бы ни было наказание, оно не должно унижать растущего человека.

Разумеется, ребенок не должен испытывать страх за каждое свое самовольное, нечаянное движение. Он должен иметь в голове определенные правила поведения и всякий раз "получать" за нарушение их. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем само наказание, ошибаются.

Воспитание — не дрессура

Итак, без наказания в воспитании ребенка не обойтись. Но как сделать это правильно и наиболее "безболезненно" для любимого малыша?

Конечно же, самое правильное, гуманное и полезное с воспитательной точки зрения наказание — это то, которое малыш организует для себя сам. Поэтому оно и называется — "естественное". От взрослого здесь требуется изрядное хладнокровие, и потому этот способ мы бы назвали и самым трудным. Впрочем, если вы по-настоящему любите своего ребенка, то ничего трудного тут нет.

Естественное наказание срабатывает само собой.

"Осторожно! Разольешь!" — а он себе продолжает возить туда-сюда по столу стакан с соком. И вот неизбежное происходит: стакан падает со стола, разбивается, ваш сын весь в соке.

Ваша первая реакция — подхватить, наподдать, сунуть под воду, бросить чуть ли не в лицо чистую одежду — ведь так? И потом затянуть лекцию о пользе послушания и осторожности с неизменными "ведь я же тебе говорила".

А теперь представьте себе ощущения человека в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное "преступлению" и, главное, напрямую из него вытекающее. Но ваша работа только начинается: "Облился-таки? А теперь бери, пожалуйста, тряпку и вытри пол, пока сок не высох. А уж переодевайся сам — мне некогда". Ребенок мгновенно увидел последствия своего поступка, теперь уже вряд ли будет так легкомыслен в обращении с посудой, наводя порядок в кухне и в одежде, увидит, что за свои дела надо отвечать. Дать ребенку понять, что так поступать плохо — это ли не главная цель, которую вы ставите перед собой, наказывая его?

Но, конечно, все мы обычные живые люди и не всегда можем контролировать свои эмоции. Так что если ребенок довел-таки вас "до точки кипения", если ваша бурная реакция вызвана именно его возмутительным поведением (а не вашими личными проблемами) — честное слово, вы имеете право накричать на него и даже шлепнуть. Если ребенку попадает за дело, он не обидится (точнее, обидится лишь в момент наказания, но не затаит обиды надолго). Если дочку шлепнул отец, который в принципе никогда не поднимает на нее руки, это тем более окажется для ребенка очень громким сигналом о том, что на сей раз он преступил границы дозволенного. Если на ребенка кричат редко, он обычно хорошо запоминает, чего именно ему не следует делать. Повседневный же крик по любому поводу он со временем просто перестает замечать.

Если, подняв на ребенка руку, вы позже почувствуете себя виноватым за несдержанность, ничто не мешает вам, успокоившись, попросить у ребенка прощения, но при этом объяснить, почему вам на сей раз не хватило терпения. Это не только не унизит вас в глазах малыша, но, напротив, покажет ему, что вы его любите и просто хотите видеть его лучше, чем он был до сих пор.

В наказании важно вовремя остановиться. Эмоциональный взрыв — не преступление, но и не норма поведения. Регулярная порка к воспитанию никакого отношения не имеет. Это, скорее, унизительная, ломающая волю дрессировка. Ребенок, возможно, и перестанет безобразничать (чаще всего — на время, как описанный выше Сережа, которого невозможно приучить к порядку), но не потому, что так делать нельзя, а просто потому, что будет вас бояться.

Впрочем, это еще не самое худшее для ребенка. Страшнее атомной войны для него — это когда в наказание родители словно перестают его замечать, причем ледяное молчание у некоторых "воспитателей" может длиться по нескольку дней. Родители, которые практикуют такой метод, должны знать, что ребенок в этот момент уверен, что остался один на всем белом свете, что его все бросили и он никому не нужен. Как вы думаете, что эти чувства могут воспитать в нем?

Запрещать разъясняя

Мы наказываем наших детей не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Поэтому, применяя меры к своему ребенку, родители должны иметь в виду несколько простых правил.

1 Необходимо заранее предупредить ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. Ваш малыш должен знать о вашем отношении к его поведению и о том наказании, которое за этим последует.

2 Устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть. У ребенка же не должно возникать сомнений в неотвратимости наказания.

3 Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это неприятно. Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать, то есть ребенку одинаково нужны строгость, дисциплина и любовь.

4 Запрещая что-то ребенку, вы должны объяснить причину своего запрета. Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом, как правильно себя вести — ребенок просто не будет знать, как ему быть.

5 Вы должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, позволяют это себе.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

когда он болеет;

перед сном и сразу после сна;

во время еды (в этот момент ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

во время работы и игры;

непосредственно после душевной или физической травмы;

когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

А теперь о том, чего родители не должны делать, наказывая ребенка.

Оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Наказанию должен подлежать только конкретный его проступок.

Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия.

Припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило "наказан — прощен — забыто".

Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.

Унижать. Презрительные выражения, насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность ребенка.

Дискалькулия: как помочь ребенку, который путается в цифрах

Дискалькулия: как помочь ребенку, который путается в цифрах - слайд

Все мы знаем, что у некоторых детей бывают трудности в обучении. И они могут возникнуть не из-за того, что детям не хватает мотивации или родители мало занимаются ими дома. Иногда причина — это врожденные особенности развития.

Уже довольно известна стала дислексия (то есть сложности с чтением и письмом), но помимо нее существует также и менее известная дискалькулия (то есть путаница в цифрах и выполнении простейших арифметических задач). Разбираемся в том, что это такое и как можно помочь ребенку с такой проблемой.

В чем причина?

Исследователи считают, что дискалькулия может быть диагностирована примерно у трех-семи процентов населения, и ее распространенность не зависит от половой принадлежности ребенка. Как и в случае с дислексией, эта особенность передается на генном уровне. Это значит, что у человека больше шансов иметь дискалькулию, если в семье уже были такие случаи. Часто дислексия и дискалькулия идут в «одном пакете».

Пока что было проведено не очень много исследований о дискалькулии, и чаще всего на взрослых респондентах с различными трудностями в запоминании цифр, определении количества предметов, а также в решении простейших арифметических задач. Поэтому с уверенностью сказать, какая именно часть мозга ответственна за это нарушение у детей, пока нельзя.

Когда и как понять, что у ребенка дискалькулия?

На данный момент считается, что первые арифметические способности — умение различать, где собрано большее количество предметов, а где меньшее — появляется у детей еще в возрасте 4–6 месяцев. Этот навык достался нам, скорее всего, от животных: ведь в природе важно уметь быстро сориентироваться, на каком кусте больше спелых ягод, чтобы не остаться голодным.

К шести годам — то есть к тому моменту, когда в большинстве стран начинается школьное обучение — дети обычно уже умеют считать и могут выполнять некоторые математические действия (сложение и вычитание). Но иногда даже с этими простыми заданиями могут возникать трудности.

По каким параметрам можно понять, что у ребенка в возрасте около шести лет дискалькулия?

Ребенок не может на глаз распознать количество предметов в небольшой группе (например, на столе стоят три одинаковых чашки, но он не сможет назвать их число).

Ребенку в этом возрасте тяжело писать цифры, он путает 3 и 8, 9 и 6, ребенок часто пишет цифры вверх ногами.

Ребенок часто путает похожие по звучанию цифры (например, «шесть» и «семь», «двенадцать» и «тринадцать»).

Ребенок пропускает некоторые цифры, когда его просят посчитать от одного до двадцати.

Ребенку трудно решить простейшие математические задачи. Например: «Сколько чашек останется на столе, если одну из трех чашек убрать?»

Ребенку трудно указать место определенного числа на числовой линейке. То есть он с трудом может ответить на такой вопрос: «Какая цифра стоит между цифрами восемь и десять?»

В начальной школе добавляются следующие признаки:

Ребенок путает знаки сложения и вычитания.

Ребенок может решать математические примеры, только помогая себе считать на пальцах.

Ребенок не справляется с заданиями на сравнение количества предметов.

При этом дискалькулия может иметь и другие особенности, связанные с каналами восприятия информации: кому-то из детей особенно тяжело воспринимать математические задания на слух, но эти школьники могут успешно решать примеры в письменной форме. Кому-то трудно понять, в чем смысл задания, если предполагается, что ребенок должен самостоятельно его прочитать и с ним разобраться.

Если оставить дискалькулию без внимания, то в дальнейшем она может привести к серьезным проблемам в обучении: у ребенка не будет позитивного опыта на уроках математики, его мотивация к обучению будет падать.

По некоторым исследованиям, во взрослом возрасте люди с дискалькулией меньше зарабатывают и хуже распоряжаются своими деньги, они чаще сталкиваются с бытовыми трудностями в расчетах. А ряд специалистов и подавно считает, что дискалькулия населения даже снижает ВВП страны.

Что важно понимать:

Дискалькулия не зависит от уровня интеллекта, упрямства или желания человека в чем-то разбираться.

Если вы заметили, что ваш ребенок путается в цифрах, значит нужно направить усилия на то, чтобы улучшить ситуацию.

Чем можно помочь?

Не вините себя и не стыдите ребенка

Обязательно напоминайте ему, что у него много других талантов, что многие другие вещи у него получаются хорошо. И мотивируйте его — ведь если вооружиться терпением, то трудности с математикой частично можно будет преодолеть.

Покажите ребенку, что вы понимаете, что это та область знания, которая ему пока что дается с трудом. Расскажите ему о том, с каким предметами вам самому было непросто справляться в школе.

Используйте знания в жизни

Берите ребенка с собой в продуктовый магазин и давайте ему задания: например, положить в корзину четыре яблока, пять огурцов, восемь помидоров. Спрашивайте его, какой йогурт выгоднее купить — за 35 или за 47 рублей?

Чаще обращайте внимание ребенка на часы

Например, вы можете попросить его быть ответственным за то, чтобы вся семья в семь часов вечера собиралась на ужин или в пять часов — на чай.

Больше играйте с ребенком в игры, где нужно распознавать количество объектов

Отличный пример — это домино, классическая игра с простым арифметическим принципом, которая учит на глаз определять, сколько точек на ваших костяшках. Но играть не обязательно дома.

Во время прогулок вы можете считать красные машины. Или считать ступеньки, поднимаясь на свой этаж. Или на площадке вы можете вместе считать, сколько раз ваш ребенок прыгнул через скакалку — в общем, старайтесь ненавязчиво интегрировать счет в игру.

Например, купите кухонные весы и привлекайте ребенка к процессу готовки — пусть взвешивает разные ингредиенты по вашему заданию.

Не запрещайте ребенку использовать пальцы для счета, если ему пока совсем трудно считать в уме

Пальцы — это действительно наш первый и важнейший калькулятор (и как символично, что пальцев на руках у нас десять — не из-за этого ли возникла десятичная система исчисления?).

Используйте специальные программы

В коррекции дискалькулии могут помочь специальные обучающие компьютерные программы, например The number Race, Number Bonds.

Положительное подкрепление важно

Хвалите ребенка даже за маленькие математические успехи.

Здраво оценивайте возможности

Постарайтесь не давать ребенку слишком сложных заданий, чтобы не разрушить детскую мотивацию. Не ругайте за промахи.

Не ждите полного избавления от дискалькулии

Некоторые проблемы при вычислении в уме у ребенка могут остаться даже после всех занятий. Но важно, чтобы сложности в обучении не разбили ваши детско-родительские отношения, не стали центральной битвой. Все дети разные и у каждого есть свои сильные и слабые стороны, не забывайте об этом.

Обязательно попробуйте поговорить со школьным учителем о трудностях в обучении вашего ребенка. Некоторые учителя еще не очень хорошо осведомлены в таких понятиях, как дислексия и дискалькулия. Но если этот преподаватель услышит одно из этих слов от вас, то, возможно, это заставит его сильнее углубиться в тему. Система образования обязательно изменится, давайте поможем изменить ее вместе с учителями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию