All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок 2 года не общается со сверстниками

Как помочь ребёнку, если с ним не дружат

Как помочь ребёнку, если с ним не дружат

Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.

Анастасия Кузнецова,

практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,

тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»

В каком возрасте дети заводят первых друзей

В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.

В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.

Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.

Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.

Почему с ребёнком не хотят дружить

Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.

Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.

К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.

Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.

Отсутствие коммуникативных навыков, которые ребёнок не смог приобрести в детстве, естественным образом затрудняют для подростка поиск друзей и сближение с ровесниками. Другой причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома приводят к тому, что ребёнок пытается проецировать такую же модель отношений на общение с посторонними, которые не готовы принимать такие правила игры. Мешать построить дружеские отношения или общаться с одноклассниками может агрессия, подхваченная ребёнком у родителей, если в семейном общении допускаются насилие, нездоровая коммуникация, оскорбления.

Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.

Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит

Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.

Читайте так же:
2 года наказать ребенка

Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.

Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.

Полезные инструменты для родителей:

  • игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
  • курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
  • книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.

Что делать, если с ребёнком не дружат в школе

Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.

Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.

Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.

Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов

Как научить ребенка общаться и дружить? Опыт родителей

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Читайте так же:
Ребенок 2 года часто моргает глазами когда смотрит телевизор

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

Ребенок не общается со сверстниками: что делать?

В статье расскажем, почему дети избегают общения с ровесниками, как помочь ребенку преодолеть стеснение и как родители могут помочь наладить контакт.

Дети постоянно взаимодействуют друг с другом. Их связывают совместные игры, учебная деятельность, общие интересы. И даже когда дети сидят, уткнувшись в гаджеты, они общаются друг с другом через соцсети или онлайн-игры.

Очевидно, что каждый родитель желает, чтобы ребенок имел друзей, легко сходился с людьми, не затруднялся во взаимодействии. Умение общаться не появляется в одночасье. Коммуникабельность нужно формировать и развивать с детства, и в этом важную роль играют родители.

Проблемы общения

Общение у детей по-прежнему ведущий вид деятельности, просто изменилась его форма. Настала эпоха мессенджеров и соцсетей, дающая более широкие возможности взаимодействия.

Однако есть дети, которые «прячутся» в гаджетах от живого общения. И причина не в существовании смартфонов, а в их психологических потребностях. Проблемы общения детей кроются глубоко внутри них самих.

Особенности развития

Дети развиваются неодинаково. Каждый ребенок уникален и имеет собственную траекторию развития. Дошкольники очень терпимы друг к другу. Плохо развитая речь, нарушения звукопроизношения, разница в возрасте не являются помехой для взаимодействия. Но ближе к школьному возрасту начинает проявляться разница между развитием детей. Активные дети с высоким интеллектом тянутся к таким же сверстникам, так как им интереснее друг с другом. Дошкольники менее активные или отстающие в социальном, умственном и речевом развитии, часто предпочитают играть в одиночестве, чтобы не быть осмеянным сверстниками за шепелявость, заикание или неумение обращаться со смартфоном. Одиночество сначала является защитой от душевной боли, а потом перерастает в привычку и необходимость.

Застенчивость

Застенчивость – это качество человека, характеризующееся робостью, боязливостью, нерешительностью. Не стоит путать застенчивость и скромность. Застенчивому ребенку жить очень трудно: он боится идти к доске, даже если хорошо подготовился к уроку; боится задать вопрос незнакомому человеку, войти в чью-то игру. Любое взаимодействие вызывает у него страх. Даже публичная похвала вызывает у ребенка смущение и дискомфорт. Корни застенчивости в неуверенности в себе. Застенчивый ребенок нуждается в общении, но боится его, ощущая барьер.

Читайте так же:
Спазмы желудка у ребенка 2 года

Интровертность

Люди отличаются друг от друга по разным показателям, в том числе по психологической направленности личности. Большинство людей являются экстравертами: они нуждаются в общении, их энергия направлена на других. Но есть категория, называемая интровертами, чья энергия направлена на себя самого. Им некомфортно в коллективе, они не склонны проявлять эмоции. Такие люди вызывают недоверие окружающих, потому что не понятно, о чем они думают, что чувствуют.

Ошибки воспитания

Большинство родителей не уделяет внимания развитию навыков общения у детей, в итоге дети не знают, как правильно общаться, какие слова нужно использовать. Потребность высказать свое мнение перерастает в громкий монолог, перебивание окружающих, требования и агрессию. Как следствие – у этих детей нет друзей, а окружающие стараются избежать общения с ними.

Учим детей общаться

Если ваш ребенок не стремится к общению с другими детьми, то попытайтесь найти причину. Для начала исключите дефекты речи и психологические проблемы у вашего ребенка, или начните их устранять.

Дошкольный и младший школьный возраст являются сенситивными периодами для развития коммуникабельности. Начните прямо сейчас.

Шаг 1: Уверенно демонстрируйте навыки социального взаимодействия

Дети копируют поведение близких взрослых. Поэтому важно постоянно показывать им пример:

— проявляйте заботу об окружающих;

— показывайте свою заинтересованность в общении с другими людьми;

Шаг 2: Учите детей быть культурными людьми

Изучайте правила вежливости и поведения в общественных местах. Учите детей взаимодействию с окружающими. Навыки культуры формируются в детстве, а остаются всю жизнь.

Шаг 3: Делайте шире круг общения

Знакомьте детей с другими людьми, посещайте новые места.

Шаг 4: Учите детей самостоятельно разрешать конфликты

Дети склонны ссориться, но должны уметь находить выход из ситуации мирным путем. Во время конфликтов не спешите становиться на сторону ребенка, разберитесь в проблеме. Поощряйте проявления дипломатичности в поведении вашего ребенка.

Шаг 5: Учите детей принимать решение

Старайтесь всегда предоставлять ребенку выбор, даже в самых мелочах. При этом он должен осознавать важность собственного решения.

Все мы желаем добра своим детям. Быть успешным — значит уметь взаимодействовать с другими людьми, так как наш успех должен быть принят окружающими. Научите своих детей общаться. Этот монотонный труд принесет свои плоды очень скоро. Вы не раз порадуетесь успехам своих детей.

Дети от 1 до 2 лет: общение со сверстниками

 Умение ребенка общаться со сверстниками — важный этап развития. В каком возрасте у малыша появляется интерес к другим детям и в чем он выражается? Нужно ли учить кроху общаться с ровесниками, и если да, то, как это сделать правильно? Ответим на эти и другие часто задаваемые вопросы родителей.

Особенности навыков общения детей от 1 года до 2 лет

Любопытство по отношению к людям не из числа близкого окружения (то есть к тем, кто не присутствует рядом ежедневно) в той или иной степени демонстрируют даже самые маленькие детки. Совершенно без внимания новое лицо не оставит и грудничок — как минимум, младенец хорошенько рассмотрит гостя, прислушается к его голосу, интонациям. Что уж говорить о детках после года, которые в силу целого ряда приобретенных навыков — ходить, говорить первые слова — испытывают самую настоящую потребность в общении. Пока, правда, в первую очередь, с родителями. Однако если случится встретить сверстников, игнорировать их точно не будут. Как проходит общение малышей? Во многом это зависит от возраста карапузов.

Так, годовалые дети сначала рассматривают друг дружку, затем улыбаются, потом дотрагиваются — до ручки своего визави, его одежды, лица. Безусловно, подобный алгоритм действий работает не всегда, ведь очень многое зависит от особенностей характера ребенка. Например, бойкий от природы малыш первым пойдет изучать ровесника, сопровождая свое приближение радостными звуками и активной мимикой, потрогает и даже попытается обнять нового знакомого, не станет отталкивать ответные прикосновения. Застенчивый ребенок при контакте с незнакомыми нередко льнет к маме, но, выглядывая из-за маминых ног, все равно рассматривает и прислушивается — кто же это?

В любом случае, длительного общения годовалых детей ждать не стоит. Малыши уделят друг другу минут пять-десять, и снова потребуют внимания мамы. Это вполне объяснимо: что делать с другим ребенком — непонятно, это неизведанный мир, иное дело — мама, самая любимая и умеющая придумать столько интересных занятий!

А вот примерно к полутора годам детки уже способны элементарно играть вместе. Теперь малыши не просто наблюдают, но и копируют действия друг друга: если один копает лопаточкой, второй присоединится, если один бежит с игрушкой-каталкой, то эта каталка тут же станет интересна всему двору карапузов. Подчеркнем — именно игрушка-каталка окажется в центре всеобщего внимания, а не ее хозяин. Сейчас детям интересны действия (игра), и каталка (или любая другая занятная вещь) — это то, что позволяет этому действию легко свершиться. Сверстники еще не воспринимаются как лучшие товарищи для игр.

Читайте так же:
Тремор подбородка 2 года ребенку

К слову, об игрушках. Если в год детки достаточно легко делятся своими игрушками, то в 1,5-2 года на подобную «щедрость» способен далеко не каждый малыш. Все дело в том, что в этом возрасте дети переживают «период собственничества», воспринимая игрушки как продолжение самих себя. Это закономерный и очень важный период развития. А потому не стоит наседать на ребенка с призывами делиться. Правила поведения в обществе он обязательно усвоит со временем, а сейчас уважайте его право защищать свою собственность. А заодно и прививайте чаду уважение к чужой: если вашему малышу не уступают игрушку, попробуйте объяснить, что это не ваша игрушка, переключите внимание ребенка на что-то иное или же предложите владельцу понравившейся вашему крохе забавы обмен (может, ему понравится что-то из принесенных вами игрушек, и тогда он даст поиграть свою).

Но вернемся к навыкам общения. Теперь уже двухлеток. В этом возрасте малыши ищут друг в друге поддержку в шалостях и веселье. Они кричат, скачут, играют в «догонялки», с удовольствием бегают наперегонки и …прежде всего, ценят внимание к себе. Ровесники для двухгодовалого ребенка — это, скорее «зеркало», то есть отражение собственных эмоций, действий, настроения. Но и такое общение, безусловно, очень важно. В кругу одногодок дети становятся эмоциональнее, активнее. Что нужно от взрослых? Вовремя подавать идеи для новых занятий и помогать избегать спорных моментов: например, не предлагать вместе поиграть одной игрушкой. К чему может привести подобное развлечение, мы уже оговорили.

В каком возрасте предлагать ребенку общество других детей?

Следует ли, исходя из вышеизложенного, знакомить ребенка со сверстниками лишь ближе к 1,5-2 годам, когда чадо уже будет готово к элементарному взаимодействию с другими детьми. Отнюдь. Как только кроха научится ползать или вставать самостоятельно на ножки, вы уже можете привлекать его к играм, например, в дворовой песочнице. Вовсе необязательно при этом настаивать на том, чтобы малыш непременно играл с другими детками (это ему сейчас и не особенно нужно), однако посидеть и покопать песочек рядышком с ровесниками ребенок может вполне. А компанию ему составите вы. Причем, не только поможете сделать красивые пасочки, но и расскажете обо всем происходящем рядом: «А вот и девочка к нам подошла, давай покажем ей наш замок из песка». Так на подсознательном уровне вы приучите малыша к обществу других детей.

Кроме того, даже находясь рядом с одногодками, ребенок будет замечать и детей постарше, гуляющих и играющих во дворе. Наблюдая за их играми, за тем, как они общаются, ребенок на будущее перенимает основы поведения в детском коллективе. Да, исключительно поверхностно. Но в сознании малыша откладывается тот факт, что дети играют вместе, что это весело и интересно.

Если в вашем кругу есть семьи с детьми-ровесниками вашего ребенка, организовывайте раз или два в неделю совместные прогулки, а если погода не позволяет, приглашайте в гости. Разумеется, первостепенное внимание во время таких визитов уделяется детям: читайте книги, показывайте кукольные спектакли, играйте в ладушки, танцуйте. Многие мамы, практикующие подобные встречи, отмечают, что детки лучше развиваются, становятся более открытыми и активными. А впоследствии не испытывают неловкости при знакомстве с детьми на площадках или в группе детского сада.

Нужно ли учить ребенка общению со сверстниками?

Процесс взаимодействия людей друг с другом вряд ли можно назвать простым. Так или иначе, но общаться мы учимся на протяжении всей жизни: определяем о чем, когда и с кем можно говорить, выстраиваем модели поведения в тех или иных ситуациях, заводим новые знакомства и поддерживаем связь с близкими. Все ли удается идеально? Ответим честно: не всегда. Так это мы, взрослые и умудренные житейским опытом, люди. Что же говорить о малышах, приходящих в мир чистыми листами. Без нашей поддержки в столь важном вопросе, как общение с другими детьми, малышам не обойтись.

Подавайте положительный пример, общаясь со своими друзьями и родителями на детских площадках. Пусть для малыша станет нормой слышать от вас слова приветствия в адрес других (как взрослых, так и детей), слова благодарности за какие-то действия. Маловероятно, что ребенок, еще толком не владеющий речью, будет сходу повторять за вами все эти «здравствуйте», «привет», «спасибо» и «пожалуйста». Но вы приятно удивитесь тому, что эти слова будто бы сами собой окажутся в его лексиконе чуть позже.

Читайте так же:
Если насморк у ребенка 2 года перешел в кашель

Что касается непосредственно знакомств, здесь действовать нужно крайне деликатно. Если вы видите, что сегодня малыш настроен играть только с вами, уступите и не лишайте его своего общества.

Не заставляйте знакомиться сразу со всеми детьми во дворе малыша скромного и застенчивого — для начала достаточно будет того, что кроха просто поиграет рядом со сверстниками, присмотрится к ребятам, послушает, как вы общаетесь с ними и как они реагируют на вас. О каком общении идет речь? Самом простом: «Привет! Как здорово у тебя получается бросать мячик. Миша тоже принес мяч, мы рядом с тобой поиграем. Ты не против?». Этого вполне достаточно. Играйте с вашим малышом. Если в процессе игры, дети заинтересуются друг другом — отлично. Нет — это не повод для расстройств. Рано или поздно, дети, часто гуляющие в одном дворе, познакомятся.

С детьми активными и бойкими в этом плане несколько проще. Они сами бегут общаться буквально ко всем детям: как к маленьким, так и постарше. Задача взрослого — следить за непоседой и тем, чтобы его чрезмерная активность была другим в радость.

Не забывайте рассказывать ребенку о правилах хорошего тона. Например, знакомство нужно начать со слов: «Привет! Меня зовут Оля. Давай играть вместе». Опять-таки между 1 и 2 годами малыш подобную фразу чаще всего не осилит, но знать эту «волшебную формулу» он будет точно. Со временем она пригодится и сослужит хорошую службу.

Вмешиваться ли родителям в детские конфликты?

Увы, конфликтов не избежать даже в столь юном возрасте. Но, по счастью, серьезными их зачастую назвать нельзя. Не поделили игрушку, обсыпали друг друга песком, кто-то кого-то толкнул. Учитывая, что все эти «происшествия» совершаются чаще безо всякого злого умысла, обрушиваться на «виновника» всем авторитетом взрослого вряд ли стоит.

Безусловно, игнорировать и пускать ситуацию на самотек тоже не следует. Если обидели вашего малыша, дайте крохе понять, что вы рядом, что он находится под вашей защитой: вы поднимите и отряхнете, поцелуете, объясните другому ребенку, что этой игрушкой сейчас играет ваш малыш, это его игрушка, а вы можете предложить альтернативу и т.д. Да, конечно, неприятно видеть любимого ребенка огорченным, но не забывайте, что его обидчик — тоже еще несмышленыш, а не ватага хулиганов, и его воспитанием должны заниматься его родители. К слову, адекватные взрослые уже, наверняка, успеют унять свое чадо и принесут вам извинения.

Если зачинщиком конфликта стал ваш ребенок, не забудьте поступить также — извинитесь перед обиженным малышом и его родителями. Как правило, большинство взрослых на детских площадках настроены благожелательно и с пониманием относятся к разного рода «ЧП».

А теперь пришел черед поговорить с малышом и выяснить, что стало причиной его поведения. Желательно, сделать это не при всех. Отведите малыша в сторонку, объясните, что есть недопустимые в обществе вещи, например, причинять боль другим людям или намерено портить их имущество — нехорошо. Разумеется, подобные беседы следует проводить по серьезным поводам: например, ребенок специально ударил другого малыша. Если же вы будете отчитывать кроху за любой, тем более случайный, поступок, ничего, кроме комплексов, неуверенности в себе и недоверия к вам, не добьетесь.

Что делать, если ребенок не хочет общаться со сверстниками?

Самое главное — не волноваться. Ваш ребенок еще не в том возрасте, когда общение с людьми вне семьи занимает весьма значимое место в жизни. По всей видимости, сейчас вашему малышу вполне достаточно общения с вами, в нем он получает все необходимые эмоции.

Напомним, кстати, что в возрасте от 1 до 2 лет детки переживают «кризис 1 года», когда привязанность к маме становится особенно сильной. И если ваш кроха уже вступил в эту фазу взросления, дайте ему то, что сейчас столь необходимо — маму в режиме 24/7. В конце концов, период такой привязанности не будет длиться вечно, рано или поздно у ребенка появятся и другие интересы. Друзья в том числе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию