All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок отстает в речевом развитии лечение

Задержка речевого развития. ЗРР. Запуск речи.

Задержка речевого развития относится к «дизонтогенезу по типу задержанного развития, что характеризуется замедленным темпом формирования вербальной речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах».

(Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Астапов В.М., М.:1994г.)

«Развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. Характер использования грамматических структур детьми с ЗРР соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. Дети с ЗРР способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с ОНР».

(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. 1998г.)

«В анамнезе детей с ЗРР не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

У детей с ЗРР характер речевых ошибок менее специфичен, чем при ОНР. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу».

(Логопедия. под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.)

«Вопросы отграничения ОНР от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Однако диалектический подход к проблеме речевых нарушений у детей делает необходимым разграничение различных нарушений речевого развития, прежде всего в зависимости от динамики их проявления и преодоления. Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имевших в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, продолжают иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения. Вероятно, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности не одинаковы у детей, имевших в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты, но различную динамику последующего формирования речи.

Необходимость отграничения ОНР от ЗРР возникает в младшем дошкольном возрасте, когда отмечаются позднее начало речи и замедленный темп ее развития. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка. На 1 уровне речевого развития ребенок с ОНР почти полностью не понимает грамматических изменений слов. При ЗРР ребенок часто достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание. В ходе становления речи при ЗРР отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм, столь характерные и стойкие как у детей с ОНР».
(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда. 1998г.)

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при задержке речевого развития.

Читайте так же:
Методы и приемы для развития памяти ребенка

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы. Формулировка «задержка речевого развития речи» или сокращенно «ЗРР» подразумевает широкий спектр расстройств развития речи, возникающих по разным причинам. Однако, этот диагноз – не самостоятельное заболевание, он предполагает дисфункцию определенных структур мозга или их асинхронное развитие, а так же парциальную несформированность отдельных компонентов познавательной деятельности, в частности, речи. Например, у половины детей с данным диагнозом наблюдаются клинические симптомы, свидетельствующие о незрелости подкорковых структур мозга.

Заключение о данном речевом расстройстве может быть вынесено нейропсихологом или логопедом до 3-4 лет, а далее считается неправомерным и переформулируется в более конкретный диагноз: речевой (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и т.д.) или связанный, в первую очередь, с нарушением неречевых функций (РАС, СДВГ, ММД и т.д.).

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии познавательных процессов и высших психических функций (пространственного восприятия, зрительного, слухового, внимания, памяти, особенностях мышления), по этой причине ЗРР и ЗПР (задержка психического развития) часто сочетаются у детей и называются ЗПРР (задержкой психо-речевого развития).

Задержка речевого развития характеризуется отставанием развития всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, лексического и грамматического строя речи, фразовой речи к 2 годам и связной речи – к 3.

Узнайте, как справиться с ЗРР

Диагностика логопеда в ЦНС

от 15 лет опыта

Специалисты ЦНС

Признаки явной задержки развития речи у ребенка

  • неактивное гуление и однотипный лепет, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
  • отсутствие комплекса оживления;
  • отсутствующая реакция на звуки и речь у младенца; ребенок не реагирует на обращение к нему взрослых, а их внимание привлекает к себе только плачем;
  • постепенное угасание лепета у младенца;
  • ребенок не пытается повторить чужие слова в возрасте 11 мес-1,5 лет;
  • существуют проблемы с пониманием и выполнением простых инструкций и команд от родителя в 1,5-2 года;
  • отсутствуют самостоятельные слова в 1,5-2 года;
  • нет фразовой речи в возрасте 2-2,5 года;
  • ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
  • задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
  • ребенок не использует мимику и жесты или же, наоборот, использует их преимущественно над речью;
  • дети 4 лет с задержкой речевого развития не используют грамматически правильно построенные фразы, не употребляют все части речи, не умеют объединять в группы предметы и классифицировать их, не строят сложные предложения.

Нормы развития речи

Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:

  • Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
  • В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
  • 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
  • 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
  • После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
  • С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
  • В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
  • Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
  • 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
  • 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.
Читайте так же:
Центр развития ребенка завьялово

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

Запуск речи у детей при ЗРР и алалии

Задержка речевого развития (ЗРР) как состояние или подтвержденный диагноз отмечается у детей с раннего возраста. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников.

В возрасте двух лет разница несущественна, но очевидна. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится все более явным.

Причины задержки речи

Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным диагнозом. Данное состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также побочным действием существующих заболеваний.

Внутриутробное развитие

Отставанию в речевом развитии в большей степени способствуют внутриутробные процессы и течение родов. Нейроинфекции матери во время беременности (герпес, ЦМВ, токсоплазмоз, краснуха и др.), ангина, грипп, роды с любыми видами осложнений (срочные либо затяжные роды) — часто становятся причиной нарушения развития у детей.

Негативное влияние оказывают также и токсикозы в первой половине беременности, влияющие на подкорковую деятельность формирующегося малыша. Большой процент детей с последующими затруднениями в общении наблюдается среди недоношенных младенцев.

Младенческие заболевания

Помимо указанных причин на будущие особенности детского организма могут повлиять заболевания и травмы, пережитые в младенчестве. Особенно это характерно для сложных инфекций, травматичных и инфекционных повреждений головного мозга.

Наследственность

Имеет место также и наследственный фактор (неврологические и речевые проблемы у родителей), следствием которого может быть алалия у ребенка. Специалисты отмечают, что, как правило, мальчики больше подвержены алалии, чем девочки. Дети, отстающие в моторном развитии, отстают и в речевом.

Читайте так же:
Во сколько можно сажать девочек в ходунки и как их выбрать?

Важно понимать, что нарушения речевого развития обычно сопровождаются или становятся как следствиями, так и причинами отставаний умственного развития. Две этих функции тесно связаны, и промедление крайне нежелательно.

Желательно обратиться за лечением к специалисту при первых симптомах алалии, ведь если не заняться запуском речи своевременно, то можно ухудшить развитие умственных способностей ребенка.

Помощь неговорящим детям осуществляют специалисты логопеды, задача которых установить точную причину отставания в развитии конкретного малыша. Далее разрабатывается индивидуальная программа по развитию с целью развития нормальных речевых процессов.

Особенности диагностики и коррекционных занятий для речи при ЗРР

Лечение алалии и коррекция любых форм речевой задержки начинается после диагностики специалиста, по итогам которой уточняется диагноз, дифференцируется форма задержки речевого развития, учитывается уровень развития высших психических функций у ребенка и определяются возможные прочие факторы, повлиявшие на настоящее состояние. Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции речи при ЗРР.

В определенных случаях (чаще всего с детьми дошкольного возраста) рекомендуется сначала пройти курс коррекционных занятий у нейропсихолога для последующей эффективной работы с логопедом.

Дети до 3-х лет

Важно понимать, что если неговорящему ребенку до 3-х лет , то после диагностического обследования малыша и беседы с родителями по данным анамнеза, логопед сразу способен дать заключение о задержке речевого развития и объяснить родителям как будет проводиться запуск речи у неговорящих детей.

Дети старше 3 лет

Если проблемы с речью встречаются у ребенка старше 3-х лет , то может иметь место более серьезное нарушение речи такое, как алалия, соответственно, требующее диагноза от врача-невропатолога. В этих случаях свое заключение логопед сможет дать не раньше, чем через 3 недели после начала коррекционной работы с ребенком (5-6 занятий).

За это время дети «раскрываются», адаптируются и привыкают к логопедическим занятиям, поэтому специалист имеет возможность дать верное заключение по наличию алалии, обособить от других во многом схожих речевых нарушений.

Методика коррекции и запуска речи для детей выбирается у логопеда индивидуально для каждого ребенка согласно показаниям. Важным фактором является организация общения в семье, поэтому логопед обязательно дает соответствующие рекомендации родителям и надеется на тесное сотрудничество с ними.

Взаимосвязь специалиста с родителями – это необходимая составляющая успешного лечения.

При правильной диагностике и верно подобранной коррекционной стратегии начинают говорить даже неговорящие дети, если причина молчания подлежит корректировке. Одна из особенностей запуска речи у детей в нашем Центре состоит в том, что во время занятий логопед-дефектолог одновременно уделяет внимание развитию высших психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления).

Способы коррекции

Задержка речевого развития и алалия у ребенка являются комплексными проблемами, поэтому коррекция данных состояний требует системного подхода в лечении, в ходе которого ребенок не только обретает речь, но и развивается как личность. В подходе к коррекции от логопеда требуется продуманная методика и поэтапное построение работы с детьми.

На начальном этапе коррекционных занятий логопед-дефектолог:

  • опирается на сохранные функции ребенка, то есть выявленные на диагностике нервно-психического развития базовые составляющие речи, зрения, слуха, сенсорного развития, а также мелкой и общей моторики;
  • уравновешивает процессы возбуждения-торможения, упорядочивает активность (устанавливает контактность и очередность в действиях; играет с ним в игры на удержание и переключение внимания, на слухоречевое внимание);
  • обучает выполнению инструкций или просьб, поскольку это является базой ко всей последующей коррекционной деятельности. Чаще это происходит в игровой форме, через приучение к игре по правилам и вовлечение в сюжетные игры.
  • стимулирует элементарную подражательную деятельность, ведя ребенка от неречевой к речевой активности (ручное подражание, телесное подражание, ассиметричное подражание; подражания ротовым действиям; отработка 5-6 гласных; дифференцировка согласных; повторение слогов и т.д.);
  • учит ориентироваться в пространстве и ритмическим видам деятельности (игры с обручем, мячами, с лентой, с водой, с колокольчиком и т.д.), а также работает с мелкой моторикой (функция кистей рук и пальцев).
  • способствует расширению активного и накоплению пассивного словаря;
  • в конце начального этапа работы вводит работу с зеркалом и артикуляционную гимнастику (простейшие упражнения).
Читайте так же:
Ребенок сосет нижнюю губу - норма или вредная привычка?

После завершения формирования психофизиологической основы речи у ребенка, логопед-дефектолог переходит к следующим этапам лечения, включающим в себя формирование фразовой речи и усложнение словаря. Ребенка обучают произносить более распространенные, грамматически выстроенные предложения, вести небольшие диалоги и делать описательные рассказы.

В конце коррекционной работы с логопедом неговорящие дети учатся более сложной коммуникативной деятельности и умениям, формирующим связную речь.

Стоимость услуг логопеда-дефектолога:

УслугаСтоимость (руб)
Первичный платный прием у детского логопеда (диагностика и консультация)2 500
Занятие с ребенком у логопеда-дефектолога2 200 (40 мин.)
Занятие в комплексе с Forbrain2 500 (40 мин.)

Специалист логопед-дефектолог оказывает платные услуги в каждом из четырех отделений нашего Центра в Москве, цены указаны выше. Ежедневно с 10-00 до 18-30.

Преимущества нашего центра:

  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 20 лет успешной помощи детям

Что такое задержка речевого развития у детей ? Что это за диагноз?

Отставание ребенка в освоении речевых навыков по сравнению с большинством сверстников должно вызывать беспокойство родителей, поскольку это может свидетельствовать о наличии патологий нервной системы и психики. Но даже если причины отсутствия связной речи у трехлетнего малыша безобидны и не связаны с органическими поражениями головного мозга и нервов, необходимо «разговорить» его как можно скорее. Ведь с помощью речи малыш познает мир и развивается интеллектуально, а задержка речевого развития у детей неизбежно влечет за собой отставание в умственном и психическом развитии.

Симптомы ЗРР

Чтобы понять, имеет ли место задержка речи у ребенка, нужно знать возрастные нормы. Они таковы:

  1. Уже начиная с полутора–двух месяцев, младенец должен гулить — издавать негромкие протяжные звуки, отличные от плача.
  2. Примерно в 4–5 месяцев гуление сменяется лепетом — вначале однообразными, а затем и различными повторяемыми слогами, которыми младенец выражает свои желания и эмоции, «общается» со взрослыми.
  3. В возрасте 7–8 месяцев лепет оформляется в лепетные слова, которыми младенец называет различные предметы, людей, действия. Часть из них — правильные, например, «ма-ма», «дай», а другие свойственны только для речи маленьких детей — «ам-ам», «ту-ту» и т. п.
  4. С девятимесячного до годовалого возраста в лексиконе малыша уже должны появиться первые простые слова «мама», «папа», «ляля», «киса» и т. д. Обычно у девочек они появляются на 1–2 месяца раньше, чем у мальчиков.
  5. В один год нормально развивающийся малыш понимает обращенный к нему разговор, знает названия окружающих предметов и может их указать (импрессивная речь), произносит около 10 простых слов.
  6. В возрасте 18–20 месяцев обычно происходит «лексический взрыв» — словарный запас малыша резко возрастает, он начинает произносить слова, которые понимал, но не мог воспроизвести. Если этого не происходит, то это говорит о задержке экспрессивной речи.
  7. В 2–2,5 года у малыша должна сформироваться фразовая речь, он должен говорить предложениями из 3–4 слов.
  8. К трехлетнему возрасту детишки должны иметь в словарном запасе 500–800 слов и самостоятельно строить из них фразы. Часто в этом возрасте малыши придумывают собственные слова по законам своего языка — «пальчатки» вместо перчатки, «крутилятор» вместо вентилятор и т. п.
  9. Дети без задержки развития речи в 4 года обычно используют в разговоре не менее 1–1,5 тысячи слов.
Читайте так же:
Оригами для развития ребенка

Задержка речевого развития — это отставание от верхних границ вышеперечисленных норм не менее чем на 4 месяцев — для мальчиков и 2 месяца — для девочек.

Причины ЗРР у детей

Отставание в речевом развитии может быть обусловлено целым рядом причин, которые можно разделить на две категории:

  • медицинские причины ЗРР у ребенка, связанные с патологиями головного мозга и другими заболеваниями, например, плохим слухом;
  • социальные причины, связанные с недостатком общения.

Патологии развития головного мозга появляются вследствие:

  • генетических факторов;
  • пороков внутриутробного развития, вызванных инфекциями, стрессами и приемом лекарственных препаратов беременной;
  • родовых травм;
  • перенесенных в младенчестве инфекционных заболеваний.

Если малыш имеет проблемы со слухом, то это является серьезным препятствием к освоению речи, ведь она формируется посредством подражания. Важно выявить эту патологию как можно раньше, чтобы скорректировать слух или принять другие меры для обеспечения возможности нормального развития речи.

Симптомы ЗРР у детей, вызванные социальными факторами, бывают обусловлены:

  1. Педагогической запущенностью, когда социальные контакты резко ограничены и развитием ребенка никто не занимается. Крайним проявлением педагогической запущенности являются дети-«маугли».
  2. Сменой языковой среды, когда вокруг малыша общаются на разных языках. Такие ситуации требуют от родителей особого внимания к речевому развитию их сына или дочери.
  3. Гиперопекой, предвосхищающей все потребности малыша. В таких условиях стимул осваивать речь просто отсутствует.

К критическим периодам, когда диагноз ЗРР ставится чаще всего, относятся:

  • возраст от одного до двух лет, когда у малыша может быть диагностирована алалия (речь отсутствует или сильно недоразвита);
  • трехлетний возраст, для которого характерны такие нарушения, как отказ говорить — мутизм, а также появление заикания;
  • возраст 6–7 лет, когда повышен риск развития афазии — частичной или полной потери речевых навыков вследствие осложнений на мозг после перенесенных инфекционных заболеваний.

Какие бы причины ни вызвали ЗРР у детей, важно, чтобы они как можно раньше были выявлены. Чем скорее речевым развитием ребенка займутся специалисты, тем проще достичь хороших результатов в освоении импрессивной и экспрессивной речи.

Диагностика

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится комплексная диагностика нарушений речи у детей, включающая обследование у таких специалистов, как невролог, логопед, нейропсихолог. При наличии показаний маленькие пациенты проходят УЗИ и ЭЭГ, которые в совокупности с другими диагностическими методами позволяют поставить точный диагноз.

Обследование поможет развеять страхи родителей относительно умственной неполноценности ребенка или наличия тяжелых нервно-психических заболеваний. А если они все же будут выявлены, то ранняя диагностика позволит своевременно назначить лечение, что значительно повышает шансы на благоприятный исход.

Но чаще всего причины ЗРР легко поддаются коррекции, и после проведения терапии и курса физиотерапевтических процедур, а также систематических занятий с логопедом, психологом и родителями детишки в развитии речи быстро догоняют своих сверстников.

Лечение ЗРР у детей

После установления диагноза для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения, который может включать в себя такие эффективные методики, как:

  • мануальная терапия;
  • массаж;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Эти процедуры позволяют активизировать участки мозга, отвечающие за речевое развитие, благодаря чему обучающие занятия, которые проходят в игровой форме, дают гораздо более ощутимые результаты. Специалисты нашего Центра помогут установить, есть ли ЗРР у ребенка, определят ее причины и сделают все возможное для овладения малышом связной и правильной речи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию