All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок с ранним развитием как называется

Ребенок с ранним развитием как называется

«Зачем маленькому ребенку знать буквы?»: Педиатр – о раннем развитии

Педиатр и автор книги «Федиатрия. Нетревожный подход к ребёнку» Фёдор Катасонов рассказал изданию «Бумага», нужно ли заниматься с детьми ранним развитием, чем опасно центральное отопление и давать ли маленькому ребёнку смартфон.

Советы по воспитанию ребёнка

В первую очередь я бы посоветовал ориентироваться на собственные представления. Они могут быть ошибочны, но, по крайней мере, вам будет комфортно.

С точки зрения доказательной медицины всегда имеет смысл спрашивать, почему. Почему надо поступать именно так? Где подтверждения? Имеет смысл основываться на советах, которые подтверждаются доказательствами. Для этого можно найти адекватную литературу или авторитеты, которым вы доверяете и которые независимо друг от друга говорят одинаковые вещи.

Важно также не попадать в ловушку, когда мы продолжаем что-то делать, потому что уже начали. Полезно иногда проводить проверку, действительно ли совет помогает. То есть не просто следовать рекомендациям, а постоянно оценивать, к чему они приводят. Если в какой-то момент уверения, к примеру, доктора расходятся с объективной реальностью, возможно, стоит поменять доктора.

Гиперопека в попытке уберечь от болезней приведёт к обратному результату

Если постоянно заставлять ребёнка спать в шапке, не трогать дверные ручки и подобное, то, скорее всего, это приведёт к тому, что ребенок будет только больше болеть. Он постоянно находится в стрессе, потому что весь мир полон опасностей. А стресс, особенно длительный, подавляет иммунитет.

Почему это неэффективно? Человек постоянно испытывает на себе действие бактерий, грибов, вирусов. Мы с ним прекрасно справляемся, иммунитет таким образом тренируется. Избегание этой нагрузки приводит к тому, что иммунитет становится менее тренированным. Когда человек живет в стерильном пузыре, любой контакт с внешним миром для него опасен, потому что организм не знает, как с этим работать.

При этом, в аэропорт или на вокзал лучше взять с собой антисептик.

Дело в том, что в аэропортах, на вокзалах, автобусных станциях бывает множество людей из разных мест. Из-за этого антигенная нагрузка может быть слишком нестандартной для ребенка. Мы привыкаем к тем видам микробов, которые нас окружают. Любая зараза, привезенная из другого места, гораздо опаснее. Этим обусловлена, например, диарея путешественников. В разных частях света в кишечниках людей живут немного разные кишечные палочки. Когда мы переезжаем в другое место, кишечная палочка для нас непривычна. Поскольку она присутствует в воде и еде, у путешественника начинается понос.

По возможности с маленьким ребенком лучше избегать таких мест. Но это не значит, что вокруг этого надо строить свою жизнь. Я, к примеру, против того, чтобы прививки были поводом для откладывания летнего отпуска. Езжайте в свой отпуск, когда вам удобно. Ничего страшного, сделаете прививку на две недели позже.

Не стоит переезжать из мегаполиса за город, чтобы ребёнок меньше болел

Не стоит руководствоваться соображениями здоровья при строительстве жизненных планов. Да, ребенок болеет, но выживает же. Всё равно ему дальше в этом мегаполисе жить. Поэтому, может быть, полезнее приучать к таким условиям с детства.

Скопление людей, обилие приезжих, которые привозят свои болезни, ухудшение экологии. Очень часто ребенок начинает прекрасно спать, когда мы вывозим его куда-нибудь за город. Взрослые не очень ощущают уровень шумового и светового загрязнения, который есть в городе.

Чудовищная история — центральное отопление. Оно антифизиологично. Отопление пересушивает воздух, делает его слишком жарким. В результате пересушиваются слизистые, из-за чего они не могут нормально противостоять микробам. Физиологичное носовое дыхание меняется на ротовое, не имеющее, в отличие от носового, никакой защиты. Всё, что ты вдохнул, сразу оказывается в бронхах и легких.

Увлажнитель воздуха отчасти решит эту проблему, но если не решить проблему с температурой, то проблема с влажностью тоже не решится. Если в квартире 25–26 градусов тепла, то очень трудно достичь необходимой влажности. Нужно по возможности выключить батареи и чаще проветривать.

При этом опасность переохладить ребёнка гораздо меньше, чем перегреть.

Холод является стрессом для того, кто к нему не приучен. Поэтому к холоду лучше приучать с рождения. У нас есть внутренние ресурсы, чтобы существовать в достаточно холодных условиях.

Не надо укутывать детей. Здоровый доношенный ребенок уже в 18 градусов тепла может быть вообще без одежды.

Чтобы дети даже в мегаполисе меньше болели, можно сделать следующее.

Нужны здоровый регулярный сон в достаточном количестве, нормальный рацион с достаточным количеством белка, физическая активность, частые прогулки на свежем воздухе, минимизация стресса и ликвидация всяческих дефицитов. У нас самый распространенный дефицит — витамина D, он есть почти у всех. Если есть дефициты других элементов, то это тоже может привести к снижению иммунитета.

Детский сад и болезни

Не обязательно ребёнок будет постоянно болеть, если идёт в детский сад. Бывают дети, которые почти не болеют, такой у них иммунитет. Кто-то болеет 1–2 раза в год, кто-то 10–12 раз. И то, и другое — вариант нормы.

Читайте так же:
Отрицательная оценка уровня развития ребенка

Я считаю, что полезно отдавать ребёнка в сад, но вопрос в том, какой это детский сад. Я очень активно выступаю за альтернативные варианты, в частности сады Монтессори. Старорежимный же детский сад скорее является источником стресса, потому что редко учитывает формирование адекватной привязанности. Когда ребенок, которому необходим значимый взрослый, вдруг оказывается среди сверстников и непонятных тетушек, он испытывает стресс. Часто даже не может попросить сходить в туалет, не чувствуя в воспитателе человека, к которому он может обратиться.

Если говорить о старорежимных детсадах, то я считаю, что детей туда нужно отдавать не раньше трех лет. Если нужно раньше, то это надо делать строго через психолога, который подскажет, как правильно адаптировать ребенка. В Монтессори-садик можно ходить с 8 месяцев вместе с родителями.

При этом всегда должен быть плавный переход. Если адаптация к детскому саду идет долго, и мама успевает делегировать функцию значимого взрослого воспитателю, детский сад проходит с меньшей тревогой.

В целом детский сад играет позитивную роль — из-за социализации и того, что ребенок чаще болеет, тренируя иммунитет перед школой.

Не надо заниматься развитием

Важно понимать цель конкретного действия. Если родитель не реализовал собственные амбиции и хочет вырастить олимпийского чемпиона, конечно, придется развивать. Но, с моей точки зрения, это будет несчастливый ребенок. Человек, которому не дали детства и навесили собственные представления, не спросив его самого. Скорее всего, это будет многолетний клиент психотерапевта.

Если родители хотят вырастить счастливого самостоятельного человека, то это развитие не имеет никакого смысла. Ребенок всё равно развивается сам по себе. Мы просто должны предоставлять ему условия для развития и давать выбор. Ребенок сам будет брать то, что ему интересно.

У нас же обычно происходит так: «Сейчас ты будешь считать палочки». Но ребенок не хочет считать палочки, он хочет рисовать. Его можно надрессировать и выучить считать палочки — но через подавление собственных интересов. Это у нас и называется развитием: родители не дают ребенку познавать мир в игре, а требуют от него результатов и дрючат.

Зачем маленькому ребенку знать буквы? Хорошо, когда он сам проявит к ним интерес — когда придет время. Будет читать все надписи на вывесках, вы его не оторвете. Если вы делаете это несвоевременно, то человека эти буквы только задалбывают. Он не понимает, зачем ему это надо.

Можно заставить ребенка научиться читать очень рано, когнитивных способностей на это хватит. Но это приведет к потере какого-то куска детства. Я считаю, что надо наблюдать за ребенком и давать ему возможности, соответствующие его возрасту. А не требовать, чтобы он выучил что-то сейчас, потому что в какой-нибудь книжке написано, что в этом возрасте он может это сделать. Ребенок должен сам решать, чем сейчас будет заниматься и в том темпе, в котором ему нравится.

При этом участие родителя не очень важно в детской игре. Когда ребенок просит помощи, надо всегда помочь. Можно предложить помощь, но всегда руководствоваться его ответом. Насильно помогать или просто брать и делать за ребенка не надо. Если ребенку никто не нужен, он сам сидит играет, зачем к нему лезть? Можно один раз показать, как что-то делается, а дальше оставить в покое.

Игры на телефоне

Телефоны и планшеты можно давать детям. Они будут жить в окружении интерфейсов. И полезно с детства научиться с ними взаимодействовать. Я очень за то, чтобы дети всем этим пользовались.

По-настоящему научных данных о том, насколько что вредно, нет и быть не может, потому что слишком рано. Пытаются изучать, но появляются всякие спекулятивные результаты вроде того, что у детей, которые часто смотрят мультики, ухудшается фантазия и они рисуют более бедные рисунки. Я бы пока этому особо не верил.

Нет конкретного возраста, с которого можно давать ребёнку планшет, они сами его заберут. Грудные дети, не понимая пока ничего, уже тянутся к телефону. Думаю, они просто следят за взрослыми и копируют нас. Запрещать не имеет смысла, потому что тогда это станет только еще более желанным.

Ограничивать время стоит, если вы видите негативный эффект. Например, если ребенок пересмотрит чего-то, а потом перевозбуждается и хуже засыпает. С точки зрения глаз — главное, чтобы экран был побольше. Планшет лучше телефона, а телевизор лучше планшета. Если смотреть что-то, то лучше на большом экране.

Как сообщалось ранее, педиатр Екатерина Грязнова рассказала о главных мифах при лечении простуды и гриппа у подростков и маленьких детей. Подробнее читайте: Педиатр – о мифах в лечении детской простуды и гриппа.

Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики.
статья

Нойсс Виктория Леоновна

Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).

Социальная ситуация развития— это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Ребенок становится самостоятельнее в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Читайте так же:
Дошкольный центр развития ребенка 544 непоседы

Скачать:

ВложениеРазмер
ranniy_i_doshkolnyy_vozrast.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики.

Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).

Социальная ситуация развития— это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Ребенок становится самостоятельнее в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Основными достижениями (центральные новообразования) раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом (прямохлждение), речью, развитие предметной деятельности.

Прямохождение и овладение телом позволяют расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь, которая становится средством общения.

Развитие речи связано с общением со взрослым и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Развиваются коммуникативная, обобщающая функции речи и регулирующая функция, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого. На третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка.

Среди всех психических функций доминирует восприятие, остальные находятся в определенной зависимости от него. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания (один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, замещение предмета знаком). Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Память развивается интенсивно и проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Предпосылками воображения выступают представления, появляющиеся на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре. Оно функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

Внимание развивается в результате освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Развитие самосознания связано с отделением себя от предмета, себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

Изменяется общение со взрослыми — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. Наблюдается стремление к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества и демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка от 3 (кризис 3 лет) до 6-7 лет (кризис 7 лет).

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития связана с изменением места ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – игра. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Игра способствует становлению общения со сверстниками и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) — Жан Пиаже. Дошкольник еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В конце дошкольного возраста происходит переход к контекстной речи. Он может пересказать сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте:
• значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
• внимание становится опосредованным;
• внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
• появляются элементы послепроизвольного внимания.

Наиболее благоприятный период для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает, что расширяет сферу познавательной деятельности. Учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память становится ведущей функцией.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение становится управляемым. Формируются действия воображения:
• замысел в форме наглядной модели;
• образ воображаемого объекта;
• образ действия с объектом.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов, с которым связывают начало становления его личности. В младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора, не реагировать на привлекательный предмет. Такое возможно благодаря более сильным мотивам — «ограничителям». Наиболее сильный мотив — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (или исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник усваивает этические нормы и оценивает поступки соответственно свои поступки, подчиняя свое поведение этим нормам. Младший дошкольник не может оценивать свои поступки, не осознает причины своего отношения к к-л, оценивает других глобально: плохой или хороший, а также их действия.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию и считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами или не вписывается в систему отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
• интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
• личностная (в том числе мотивационная);
• социально-психологическая готовность;
• готовность эмоционально-волевой сферы.

Статья на тему «Ранний возраст — раннее развитие»

Раннее развитие — это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Раннему развитию всегда уделялось много внимания за рубежом.

Основатель Ассоциации раннего развития в Японии Масару Ибука говорил о том, что в возрасте с рождения и до трех лет ребёнок легко «запечатлевает» все, чему его обучают, и сохраняет полученные знания в памяти на всю жизнь. Но начиная с трёх лет, эта способность стремительно угасает.

Мария Монтессори отмечала, что период до трёх лет, это период «впитывающего разума».

Глен Доман утверждал: «Не упустите время, пока растёт мозг». Взгляды зарубежных учёных полностью поддерживают и российские специалисты в области раннего развития психологии и педагоги: Борис и Елена Никитины, Андрей Маниченко, Николай Зайцев. Все они в один голос призывают нас взрослых задуматься о том огромном потенциале, который заложен в их ребёнке и требует развития уже в первые месяцы жизни. Новая информация для ребенка — это не желание, и даже не возможность. Для него это — необходимость.

Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития ребенка мозг требует не только питания, но и стимуляции. Всем известен тот факт, что дети начинают учиться сразу же после рождения, и установлено, что возраст от рождения до 6 лет — решающий для всего будущего развития ребенка.

Ранний возраст является начальным этапом сенситивного периода для развития психических процессов.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Память ребенка всегда связана с его активным восприятием, узнаванием предметов, а под влиянием восприятия развивается мышление. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Также, одним из важнейших новообразований раннего возраста является речевая деятельность (Г.А. Урунтаева, И.И. Мамайчук, М.В. Ермолаева, Л.Н. Павлова и др.). Л.С. Выготский указывал на то, что «ранний возраст и есть та стадия, когда возникает смысловое системное строение сознания, когда происходит возникновение исторического сознания человека, существующего для других, а значит и для самого ребенка».

У каждого малыша свои сроки развития, только следуя за его познавательными потребностями и физическими возможностями можно извлечь пользу из такого обучения. Нельзя также не учитывать тесной связи между типом личности ребенка, проявляющимся уже с первых дней жизни, и его способностями. В раннем детстве ребенка обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Ранний возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития. Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Ибука считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши.

Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что отказываясь удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родители хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Чтобы предопределить познавательное развитие детей нашей группы мы провели диагностическое обследование по методике Е.А. Стребелевой.

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способа выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим всех детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова далее в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование этих детей. Во вторую группу (13- 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.) Для детей, показавших 1 и 2 группу, групповые учебные занятия в дошкольном учреждении вообще не могут быть развивающими. Учитывая психологические особенности детей, разрабатываются пути и средства индивидуальных коррекционных занятий. Третью группу (24-33 баллов) составляют дети, которые с интересом сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.п. Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию