All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка

Какова роль школы в воспитании детей?

фото 1

Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

фото 2

На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

фото 3

В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.
Читайте так же:
Для развития ребенка монтессори

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

Конкурсная статья "Роль семьи и школы в воспитании ребёнка"

Воспитание, возникнув из потребности общества в передаче знаний и опыта старших поколений младшим, стало постоянным спутником человеческого общества. Именно поэтому, воспитание является одной из давних, имеющих огромное значение, областей деятельности человека. Великий знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в книге «Планета людей» описывая тех людей, кого уважал и кем восхищался, справедливо заметил, что «восхищения достойна, прежде всего, почва, их взрастившая». Далеко недостаточно того, чтобы подарить человеку жизнь, нужно ещё и научить его использовать этот бесценный дар. Ведь, в отличие от животных, механизмы жизнедеятельности не заложены в человеке при рождении. Каждый человек проходит длительный путь подготовки и самосовершенствования, прежде чем стать полноправным членом общества.

Влияние воспитания на развитие детей во многом зависит и от обстановки, в которой оно осуществляется. Обстановка в семье, школе – своеобразный микроклимат, в котором живёт и формируется воспитанник. Обстановка воспитания создаётся взрослыми.

Дети — радость нашей жизни. Мы живём и трудимся во имя счастья наших чад. Но любой из нас воспитывает своего ребёнка так, как считает нужным. Семья в воспитании ребёнка играет огромную роль.

С самого рождения формируется будущий характер и поведение ребёнка. Известно, что центральная нервная система ребёнка и его мозг обладает огромной пластичностью. Благодаря этому закрепление и формирование у детей привычек и навыков происходит успешнее, чем в старшем возрасте.
Если родители в детстве учат своего ребёнка обманывать старших, друзей, то он и в старшем возрасте будет лживым. Если родители не приучают ребёнка к порядку, то он и, став взрослым, не будет соблюдать порядок.

Однажды великого педагога В.А. Сухомлинского спросили: «Моему сыну 3 месяца. Когда начинать его воспитывать»? Он ответил: «Вы опоздали ровно на 3 месяца».

Начиная с первых лет жизни, детей нужно учить быть честными, справедливыми, приучать относиться с уважением к старшим, приучать к труду. В воспитании нужно всегда учитывать возраст ребёнка. Подростки нуждаются в большем внимании, чуткости, педагогическом такте, чем дети младшего возраста. Подростков раздражает, если родители обращаются с ними в приказном тоне. Они переживают, что самые родные им люди не уважают их. Такие дети становятся настырными, стараются сделать всё наперекор родителям. Дети любят, когда с ними обращаются на равных, как с полноправными членами семьи, когда обсуждают с ними семейные проблемы, обращаются к ним за советом или с просьбой. Такое доверие к детям порождает у детей чувство нужности, и они отвечают им любовью и относятся к ним с уважением.

В семье ребёнок проходит первую школу морали. Родители влияют на них, начиная с первых дней их жизни. Они должны воспитывать их не только словом, но и своим поведением. Однажды великий мыслитель И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно семья обеспечивает ребёнку тепло и комфорт или порождает чувство одиночества. Очень часто дети у родителей отодвигаются на второй план, так как их внимание сосредоточивается на друзьях.

Семейное воспитание — это любовь и уважение, постоянное общение, проведение совместного досуга и совместные домашние дела, а не постоянные нотации . В семье воспитывают даже молчанием, мимикой, взглядом, шуткой и грустью, а самое главное — личным примером. Грош цена отцу и матери, которые говорят сыну или дочери о вреде курения и алкоголя, а сами приходят домой, едва держась на ногах и с сигаретой в зубах, а из уст несётся матерная брань.

Читайте так же:
Развитие ребенка четвертого месяца

Несдержанность родителей, недостойное поведение, ссоры в семье, пьянство родителей калечат ребёнка. Нельзя при детях быть раздражительными, ругаться, сплетничать, обсуждать других и поступать вразрез со своими словами. Ребёнок всё это заметит и будет поступать также. Ещё хуже, если ребёнок видит, как его родители обижают своих родителей. Важно запомнить простую истину: ваши дети, когда вырастут, будут относиться к вам так же, как вы сейчас относитесь к своим родителям. Ребёнка воспитывают в каждый момент своей жизни. Как родители разговаривают с другими людьми и как к ним относятся, как общаются со своими друзьями или врагами, как одеваются, как трудятся – всё имеет огромное значение. Недостойное поведение родителей имеет печальные последствия.

Далеко не все родители соблюдают в присутствии детей правила приличия и часто совершают недостойные поступки. Не следует забывать, что дети очень наблюдательны и впечатлительны.

Внимательное, чуткое руководство детьми, высокий моральный облик родителей помогает завоевать настоящий авторитет.

Ошибкой семейного воспитания часто является отсутствие единого требования со стороны родителей. Часто бывает, что между родителями идёт спор, что и как нужно сделать по отношению к дочери или сыну, и этот спор происходит в присутствии ребёнка, чего нельзя ни в коем случае делать. По-разному родители оценивают и поступки детей – один осыпает ласками, другой наказывает, один что-то разрешает, другой запрещает. В такой системе ребёнок стремится вырваться из-под контроля одного и ищет защиты у другого. Авторитет одного из родителей падает.

Часто ребёнок предоставлен сам себе, отсутствует контроль над ним. Родители сетуют на то, что заняты работой и отстраняются от воспитания детей. Как бы ни были заняты родители, они не должны забывать о своих обязанностях. Безнадзорный ребёнок вырастает недисциплинированным, грубым, таящим чувства зависти, ненависти к тем, кого щедро одаряют лаской и любовью.

По данным социологического опроса на воспитание детей у родителей уходит всего 17 минут в день. Но учёные-педагоги спорят с социологами. Так, доктор педагогических наук А.П. Ситник доказывает, что раньше никогда не отводили на воспитание детей специального времени. В семье воспитывали детей всем образом жизни и не только во время своего присутствия, но и во время своего отсутствия. Огромное значение имеет причина отсутствия. Например, если мать или отец задерживается на работе, то возникает гордость за родителей, что у них важная, престижная и ответственная работа. Если же родители проводят время в компании друзей — бездельников за рюмкой водки, то возникает обида на них, что променяли семью и детей на друзей и рюмку.
Постоянная опека — тоже плохо. Она порождает неверие в свои силы, потребность в опоре. Изнеживающее воспитание наносит огромный вред – оно воспитывает эгоизм. Чем щедрее сыплются поцелуи, ласки, тем всё больше растут потребности подростка. Всё должно быть в меру. А. С.Макаренко считал, что «любовь и уважение к ребёнку надо сочетать с высокой требовательностью к нему». Слишком суровое, жёсткое воспитание подавляет и ожесточает. Такие подростки становятся грубыми, недисциплинированными, хулиганами.

Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их интересы, их друзей, их неудачи, неприятности, огорчения, где и с кем ребёнок проводит свой досуг. Зная это, правильно используя возрастные особенности ребёнка, можно предупредить деформацию личности и поведения.

Дети — это наше будущее, поэтому государство проявляет неустанную заботу о воспитании молодого поколения.

Все учебные заведения вооружают своих питомцев глубокими знаниями. Наряду с этим школа формирует в детях моральные качества. Роль школы в воспитании ребёнка неоспоримо велика.

Школа после семьи занимает второе место в воспитании детей. Невозможно представить полноценное развитие ребёнка без школы. Школа оказывает помощь ученикам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку. Школа должна консультировать родителей по вопросам воспитания ребёнка.

Каждый год школа принимает новых учащихся, и каждый год её стены покидают сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут её питомцы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут людьми – это во многом зависит от учителей.

Особое место в воспитании ребёнка занимает учитель начальных классов. Он работает с классом один. От него зависит, будут ли созданы условия для проявления познавательной активности, разносторонних интересов, творческого отношения к учёбе с первых лет обучения. Эта обстановка определяет отношение младшего школьника к учителю и его требованиям, к одноклассникам. Характер этих отношений формирует личность ученика. Учитель начальных классов первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, становится авторитетной фигурой для детей. Он формирует человека. А для первоклассника начало обучения вносит коренные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство закончилось. В жизнь шестилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение, которое является обязательным, требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с учителями, родителями и своими одноклассниками. От учителя начальных классов, а в дальнейшем от классного руководителя, зависит, комфортно или нет ребёнку в стенах школы и в классном коллективе. На плечи этих людей ложатся все заботы. Взаимоотношения между учениками класса, усвоение учебного материала, успехи и неудачи, взаимоотношения с учителями — предметниками, взаимоотношения с родителями — должно находиться в поле зрения учителя.

Читайте так же:
Аномалия развития кишечника у ребенка

Эффективность процесса воспитания и обучения будет достигнута быстрее, когда удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Самая важная задача школы – непрерывная связь с родителями.

В школе ученики и учителя проводят большую часть дня, и именно эта среда влияет на ребёнка. Многие дети впервые в школе попадают в большой коллектив, а роль коллектива огромна. Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что он видит и слышит. Из этой среды он получает знания, приобретает новые привычки и черты характера.

Уроки нравственности, которые проводятся в школе, предусматривают научить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, уметь давать им оценку. Такие уроки должны помочь детям осознать всю сложность человеческих отношений.

С каждым годом роль школы в воспитании детей увеличивается. Воспитательные функции стали едва ли не важнее, чем образовательные. Только никакой школе не под силу воспитать ребёнка, если в этом не будет участвовать семья. Часто от родителей можно слышать такие слова: «Мы их отправили в школу, вот пусть учителя и воспитывают». Такие нерадивые родители очень редко появляются в школе, не посещают родительские собрания, не интересуются, как живёт их ребёнок в стенах школы.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые – родители и педагоги.

Важно каждому запомнить простые, но вечные истины, которые делают из ребёнка человека:

Роль сотрудничества школы и семьи в воспитании детей

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложили и на них ответственность за качество образования своих детей. Действительно, педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, и те и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или давать распоряжения друг другу. Их отношения должны строиться на принципе равенства, на принципе взаимопомощи в воспитании детей.

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова. Она существует столько времени, сколько существует и само обучение. В течение многих лет обязательным элементом плана классного руководителя была работа с родителями. Сейчас можно найти много литературы, посвященной этому вопросу. Директора школ и классные руководители предлагают проводить тематические родительские собрания, анкетирование родителей, научно-практические конференции с участием родителей, выставки творческих работ учащихся, подготовленные совместно с родителями, деловые игры, круглые столы и многое другое. И опять эта работа ложится в основном на плечи учителей.

Я же привожу пример совместной работы классного руководителя и родителей в 3 классе, где учится мой сын.

Бокситогорский район – один из крупнейших и самых отдаленных от центра районов Ленинградской области. Сам город небольшой, всего 17 тысяч населения, но в этом есть свои плюсы. В таких небольших провинциальных городах созданы все условия, чтобы человек жил и рос в гармонии с природой и самим собой. В отличие от огромных мегаполисов, здесь каждый ребенок на виду, каждый представляет собой неповторимую личность (индивидуальность), проявляет искренность, открытость, непосредственность.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бокситогорская гимназия» существует с 1932 года (до 1999 года — Бокситогорская средняя школа №1). В гимназии создана сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.

В центре всей воспитательной работы гимназии поставлена личность ребенка. Через систему внеклассных занятий, кружков, факультативов ребята находят дело по душе.
Работа целенаправленно осуществляется по шести направлениям: здоровье, интеллект, отцы и дети, труд и творчество, природа и наш край, красота и радость. Главное достоинство всех этих программ в том, что их основа – это общечеловеческие ценности, именно они лежат в основе воспитательного процесса. Работа классного руководителя также осуществляется по этим направлениям, с учетом индивидуальных особенностей класса и каждого ученика в отдельности.
Каждый год в нашем классе выбирается родительский комитет, который совместно с учителем и детьми планирует воспитательную работу класса.
Родители нашего класса не только организаторы многих мероприятий, но и их участники. Совместно с родителями проводятся классные часы, дни творчества детей и родителей, внеклассные мероприятия, экскурсии, походы. Эти совместные дела способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга.

Читайте так же:
Роль семьи в развитии самооценки ребенка

Результатами такого плодотворного сотрудничества родителей и классного руководителя является повышение уровня гуманного отношения к окружающим, вежливости, трудолюбия, бережливости, честности, любознательности, дисциплинированности и т.д.

В 2006 году Елена Георгиевна Мулькова, классный руководитель нашего класса, стала победителем районного конкурса «Классный самый «классный», в подготовке и проведении выступления активно участвовали родители и дети. В течение всего года родители проводили экскурсии на предприятия, где они трудятся. В этом же году наш класс занял первое место по школе в конкурсе «Класс года». В 2007 году класс занял первое место по школе в конкурсе «Лучший класс».

Закономерными оказались результаты моего небольшого исследования.

Детям и родителям была предложена анкета, с одинаковыми вопросами, которые позволяют определить причины конфликтов между родителями и детьми. Несовпадение их взглядов и мнений может привести к серьезным проблемам в воспитании ребенка.

Вопросы детям:
1. Школа для меня – это
2. Класс, в котором я учусь, — это
3. Учителя для меня – это люди, которые
4. Уроки для меня – это
5. Предметы, которые мне нравятся
6. Предметы, которые мне не нравятся
Вопросы родителям:
1. Школа, в которой учится мой ребенок — это
2. Класс, в котором учится мой ребенок – это
3. Одноклассники моего ребенка – это
4. Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это
5. Предметы, которые нравятся моему ребенку — это
6. Предметы, которые не нравятся моему ребенку – это

Результаты анкетирования представлены в таблицах:

№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Мой второй дом 47
Дом знаний 38
Интересная, увлекательная жизнь 15
2 Моя вторая семья 57
Мои друзья 28
Знания 15
3 Дают знания 71
Заботливые, добрые, интересные люди 29
4 Получение знаний 100
5 Все предметы нравятся 57
6 1 предмет 28
2 предмета 14

№ п/п Варианты ответов Количество, %
1 Школа, в которой учились сами 23
Самая лучшая в городе 34
Получают знания 9
Школа, статус которой «Гимназия» 34
2 3 А класс 9,4
Мне нравится 4,6
Сплоченный коллектив 86
3 Друзья моего ребенка 76
Хорошие дети 24
4 Ответственное занятие 28
Выполняется в школе полностью 10
Закрепление пройденного материала 43
Разное 19
5 Все 52
6 Английский язык 28
1-2 предмета 19

Из таблиц видно, что большая часть ответов детей и родителей (в целом по классу) совпадает. И родители, и дети считают школу и класс вторым домом, второй семьей. Ребята называют своих одноклассников друзьями, самым лучшим классом. Очень часто в ответах родителей встречаются такие слова: одноклассники моего ребенка – это «друзья, которые помогают друг другу», «сопереживают и помогают друг другу», «дружный и сплоченный коллектив под чутким руководством нашего классного руководителя», «самые талантливые ребята» и т.д.

Ребятам нравятся практически все предметы, и с ними согласна большая часть родителей. Одним из предметов, который вызывает трудности у большинства ребят (с ними согласны и родители) – это английский язык. Но это объясняется тем, что в нашей школе этот предмет изучается углубленно и не все родители могут помочь своим детям.

На уроке рисования Елена Георгиевна предложила нарисовать рисунки по теме «Выходной день в моей семье». Практически все рисунки показывают на совместный отдых детей и родителей в выходной день. Это прогулка в парке, катание на лыжах, коньках или просто вечер в кругу семьи.

Для сравнения результатов такое же небольшое исследование провели в другой школе в 3 классе.

70 % детей ответили, что школа- это место, где нас учат.
80 % детей ответили, что класс – это помещение.
95 % детей ответили, учителя – это те люди, которые меня учат.

Ответы детей и родителей также не отличаются друг от друга, но самое страшное – это то, что для родителей: школа – это только номер школы, класс – это только номер класса, одноклассники – это только ребята, с которыми учится его ребенок.

Результаты этого исследования говорят о том, что благодаря активному участию семьи в школьной жизни детей, родителям легче понять своего ребенка и избежать многих проблем в воспитании. Да, конечно, от школы должна идти инициатива. Школа должна привлекать родителей, используя разные формы – встречи, беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместная деятельность по усовершенствованию школьной жизни. Но все старания наших учителей будут тщетны, если мы, родители, не будем помогать школе в воспитании детей.

Роль семьи и школы в воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы и проблемы воспитания детей являются актуальным на протяжении многих тысячелетий. Из поколения в поколение переходят накопленный жизненный опыт, навыки трудовые и навыки общения. Именно семья была и остается тем механизмом, который закладывает основу физического, нравственного развития ребенка с раннего возраста.

Читайте так же:
Значение интеллекта в развитии ребенка

Но, сколько существует понятие «семья», столько возникают противоречия у отцов и детей. Какими бы устойчивыми ни были представления о жизни у взрослого поколения, юные создания всегда имеют свою точку зрения. «Бунтарство» и протест свойственны всем молодым во все времена. Задача старшего поколения – набраться терпения и суметь повлиять на сознание детей, убедить в правильности.

Взаимоотношения отцов и детей можно сопоставить с отношениями семьи и школы. Известно, что в школе работают опытные педагоги, которые в силу своей профессии хорошо знают, как правильно воспитывать детей, умеют находить точки соприкосновения с разнохарактерными учениками. По мнению многих родителей, школа обязана заниматься воспитанием детей. Именно поэтому довольно долгое время задачи воспитания были возложены на российские детские учреждения. Семья поставляла «материал», то есть доверяла своих детей школе: «Лепите, творите», учите и воспитывайте. А через десять лет получала «готового» гражданина, образованного, всесторонне развитого, культурного. Школа всегда пыталась объяснить родителям, что семью не заменит ни одно детское учреждение, что воспитание должно быть совместным.

Тем не менее, до сегодняшнего дня школа и учитель являются главными ответчиками за все издержки воспитания.

Так как современные условия жизни диктуют свои правила, каждый член общества приспосабливается к ним по-своему, выбирая для себя наиболее удобный и выгодный способ. «Лихие» 90-е годы перевернули сложившиеся устои, исчезли кумиры, поменялись авторитеты. Именно новое время положило началу новой, современной школы. Все ринулись менять свою жизнь, искать источники дохода. И тут возникает вопрос: «А кто же будет и должен заниматься воспитанием детей?» Школа? Но школа учит детей, дает образование. Семья? Но родители заняты добывание средств к существованию. Многие мамы и папы вынуждены жить раздельно, так как работы на местах нет, приходится устраиваться в других городах. Бабушки-дедушки не берут на себя обязанности воспитания внуков, как это было раньше.

Но школа, как и во все времена, не оставила эту проблему без внимания. Ведь главный человек, ради которого создается будущее – ребенок – не должен оставаться в стороне, без участия взрослых в его жизни. Безусловно, преобразования в стране и обществе привели к тому, что мы получили поколение невоспитанных людей, не готовых преодолевать трудности и брать на себя ответственность за свои действия, слова и поступки.

И сейчас современная школа переживает нелегкие времена. Изменились ценности, поменялись условия. Но школа всегда была и остается на стороне ребенка, живет его проблемами, старается помочь в преодолении трудностей. Конечно, не стоит забывать и современным родителям о значимости семьи. Ведь, как говорится «Что посеешь, то и пожнешь». Родители, семья являются первыми учителями в жизни своих детей. Вместе с тем, школа все-таки является важным этапом развития и становления личности. Именно школа объединяет детей. Здесь они проводят много времени, здесь они получают не только учебные знания, но и учатся взаимоотношениям со сверстниками, старшими и младшими школьниками, получают опыт партнерских отношений. Разумеется, школа не должна, да и не может заменить ребенку семью. Но всегда необходимо помнить, что ребенок – отражение своей семьи.

Большая ответственность лежит на плечах педагогов. Ведь именно учителя организуют работу с родителями, систематично и квалифицированно помогают им решать проблемы развития личности школьника. А иногда приходится учить самих родителей быть родителями. Каждый классный руководитель изучает семьи, в которых проживают их подопечные, условия и микроклимат семей. Исходя из этих данных, выстраивает свою работу.

Зачастую приходится сталкиваться с непониманием со стороны родителей. Школе предъявляются завышенные требования. При этом родители даже не предпринимают никаких действий, чтобы обеспечить положительную направленность в обучении или воспитании. Очень важно донести до родителей замечательную мысль великого педагога К.Д. Ушинского: «Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, чего они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой, — от своих детей».

Конечно, неоспорим тот факт, что успешное образование и воспитание возможно только при условии совместной работы школы и семьи. Лишь обоюдная заинтересованность учителей, родителей и самих детей в получении хорошего конечного результата приведет к успешности. Поэтому для современной школы вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс стало первоочередной задачей. А учитель, как опытный и квалифицированный наставник, всегда будет рядом и с учеником, и с его родителями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию