All4children.ru

On-line жуpнaл o мaмax и дeтяx
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальное развитие ребенка в онтогенезе

Развитие материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе

Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А,Н, Васина.- М.:Изд-во УРАО, 2005. — 328с. — С. 66–71
Филиппова Г.Г.
доктор психологических наук, профессор

Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: в изучении роли матери в формировании ранних структур личности и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка. В современных исследованиях материнство рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода.

Кросскультурные исследования, в первую очередь Маргарет Мид, а также более поздние (Lamb et al., Me Cartney and Phillips, Liberman and Liberman и др.) показали, что материнское поведение и содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли весьма различны в разных культурах и зависят от конкретно-культурной модели материнства и детства. В этих исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства, обеспечивающих развитие ребенка как представителя человеческого рода, и о конкретно-культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества.

Эти и многие другие исследования свидетельствуют о том, что содержание и развитие материнства должны изучаться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для развития ребенка и как это представлено в субъективной сфере самой матери.

С эволюционной точки зрения материнство является вариантом родительской сферы поведения, присущим женскому полу, приобретающим самостоятельную специфику у млекопитающих. Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью. Родительская сфера поведения сама является составной частью репродуктивной сферы (вместе с половой сферой). Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационую сферу поведения (МПМСП). Ее эволюционным назначением является обеспечение со стороны матери адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ребенком и общению с ним. Все эти функции матери обеспечены структурой и содержанием ее собственной МПМСП.

На субъективном уровне для самой матери обеспечение такой заботы достигается за счет наличия у матери соответствующих потребностей. Формирование этих потребностей и способов их удовлетворения имеет сложный путь в онтогенезе. Анализ имеющихся в литературе и собственных данных автора, полученных в результате многолетней работы с высшими млекопитающими, в первую очередь антропоидами, а также с беременными женщинами, матерями с младенцами и детьми дошкольного возраста, позволил выделить базовую потребность МПМСП — потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов — гештальта младенчества. В гештальте младенчества можно выделить три компонента (три группы качеств): физические (внешний вид, запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результаты жизнедеятельности, движений, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери.

Изучение феноменологии и онтогенеза МПМСП на предчеловеческой и человеческой стадиях развития позволили выделить шесть этапов ее становления в онтогенезе.

1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. У антропоидов и человека включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития, где осуществляется взаимодействие с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций). У человека это практически вся жизнь субъекта. На этом этапе происходит формирование и развитие эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и элементы операционального состава МПМСП (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе на дочеловеческой стадии развития формируются и развиваются неспецифические для МПМСП мотивационные основы (в сфере общения, социально-комфортной, мотивационное обеспечение целедейственного звена структуры деятельности, отработка в игровой деятельности объекта цели как объекта охраны и т.п.). Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, в дочки-матери, в семью) основных компонентов МПМСП.

3. Этап нянченья. На этом этапе происходит формирование и развитие значения детеныша (ребенка) как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы третьей потребности — «потребности в материнстве», как потребности иметь для себя специфические переживания, получаемые в процессе удовлетворения первых двух потребностей. Эта потребность нуждается в рефлексии своих состояний, соотнесении на сознательном уровне объекта деятельности, предмета потребности и предмета деятельности и в полноценном виде представлена только у человека. Однако некоторые элементы, в форме антиципации своих состояний в условиях определенного контекста деятельности, появляются уже у высших млекопитающих. Этап нянченья включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов МПМСП как на предчеловеческой, так и на человеческой стадии развития.

4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской и (в данном случае — материнской) потребностно-мотивационных сфер поведения. В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ обеих сфер поведения. Для МПМСП у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке — как объекте деятельности — до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности МПМСП в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа — кожа, субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенеза имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и самостоятельную специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской потребностно-мотивационных сфер поведения и конкретно-культурных моделей полового и материнского поведения.

5. Этап конкретизации онтогенетического развития МПМСП в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов, в некоторых из них выделены подпериоды: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития МПМСП, основанный на динамике третьего компонента гештальта младенчества. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в беременности отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества. В раннем постнатальном периоде возможно возникновение послеродовой депрессии, биологическим содержанием которой является необходимость устранения потомка при различного рода нарушениях ситуации материнско-детского взаимодействия и самой МПМСП матери с целью сохранения репродуктивно зрелой особи (матери) для более успешного удовлетворения «потребности вида» в воспроизводстве.

Читайте так же:
Центр развития ребенка речной вокзал

6. Последний, шестой этап развития МПМСП в онтогенезе характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению.

Это происходит на основе динамики эмоционального реагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальта младенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. Этот этап полноценно представлен у человека, но имеет некоторую преддиспозицию у приматов, особенно у высших: существование пожизненных эмоциональных связей и внутрисемейных самковых линий, обеспечивающих взаимопомощь и удовлетворение потребности в эмоциональном контакте, что в литературе рассматривается как гоминоидная стратегия (Н.А. Тих, R.Foley, Дж. ван Лавик Гудолл и др.).

На основе всех этих данных можно дать характеристику содержания всех блоков МПМСП.

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.

Развитие потребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности — как носителя гештальта младенчества, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, приобретение ею статуса функциональной потребности, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих состояний и осознания связей между предметом потребности, объектом деятельности и предметом деятельности.

Операционный блок. Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции общения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, ответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализаций и мимики.

Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Последнее также включает в себя соответствующую внешнюю модель. Ценность материнства связана с рефлексией своих состояний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании соответствующей потребности потребностно-эмоционального блока.

Видотипичным отличием МПМСП на человеческой стадии развития психики является не фиксированное эволюционно, открытое содержание ценностно-смыслового блока и некоторых содержаний потребностно-эмоционального блока, связанное с обеспечением соответствия МПМСП конкретно-культурному варианту развития личности ребенка. Это, в свою очередь, определяет открытое содержание некоторых элементов операционного блока, в том числе и операций общения. Таким образом, можно говорить о существовании конкретно-культурного содержания материнских функций, обеспечивающих адекватное воспитание ребенка как члена конкретного общества в процессе материнско-детского взаимодействия.

Конкретно-культурная модель материнства — как содержание всех блоков МПМСП женщины — ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого содержания МПМСП обеспечено различными средствами в каждой культуре и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие как видотипичных, так и конкретно-культурных материнских функций без осознания матерью самих этих функций и их роли в развитии ребенка. Ситуация в современном евро-американском обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели» МПМСП, сочетающаяся с расширением и появлением открытого содержания самой модели личности взрослого субъекта. В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к модели» МПМСП, основанная на осознании как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это выражается в повышении запроса родителей в квалифицированной психолого-педагогической помощи в освоении своих родительских, и в частности материнских, функций. Подобная помощь в нашей стране пока еще не имеет полноценного и повсеместного научного, методического и практического обеспечения.

Сборник материалов конференции по перинатальной психологии
«Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»,
Санкт-Петербург, 1999 г.

Раннее детство как важнейший период онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафарян Арсен Михайлович, Ревякина Ольга Михайловна

В статье характеризуется главное содержание одного из периодов онтогенеза раннее детство. Раскрывается вся важность данного возрастного этапа с точки зрения генезиса психики. Выделяются ключеые условия воспитания детей раннего возраста на основе учета гендерных различий , раскрывается роль родителей и семейного воспитания в развитии детей.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафарян Арсен Михайлович, Ревякина Ольга Михайловна

EARLY CHILDHOOD AS THE MOST IMPORTANT PERIOD OF ONTOGENESIS

The article describes the main content of one of the periods of ontogeny early childhood. The whole importance of this age stage is revealed from the point of view of the genesis of the psyche. The key conditions for the education of young children are highlighted on the basis of gender differences , the role of parents and family education in the development of children is disclosed.

Текст научной работы на тему «Раннее детство как важнейший период онтогенеза»

Сафарян Арсен Михайлович,

студент АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: safaryan-king@rambler.ru Ревякина Ольга Михайловна, студентка АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: Olgarev@mail.ru

РАННЕЕ ДЕТСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗА

Аннотация: В статье характеризуется главное содержание одного из периодов онтогенеза — раннее детство. Раскрывается вся важность данного возрастного этапа с точки зрения генезиса психики. Выделяются ключеые условия воспитания детей раннего возраста на основе учета гендерных различий, раскрывается роль родителей и семейного воспитания в развитии детей.

Ключевые слова: психическое развитие, онтогенез, ранний возраст, гендерные различия.

Safaryan Arsen Michailovich,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

e-mail: safaryan-king@ramble.ru Revyakina Olga Michailovna,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

EARLY CHILDHOOD AS THE MOST IMPORTANT PERIOD OF

Abstract: The article describes the main content of one of the periods of ontogeny — early childhood. The whole importance of this age stage is revealed from the point of view of the genesis of the psyche. The key conditions for the education of young children are highlighted on the basis of gender differences, the role of parents and family education in the development of children is disclosed.

Key words: mental development, ontogeny, early age, gender differences.

Раннее детство — период в жизни человека, длящийся с первого по третий год жизни. В этот период личность проходит невероятно важный путь от почти что беспомощного существа до достаточно адаптированного, способного в достаточной мере брать на себя ответственность за большинство своих поступков индивида. Франсуаза Дольто[5] отмечает, что без детства у человека не может быть и зрелости. За время первых десяти лет жизни психика ребенка проходит такое расстояние, которое не сравниться с влиянием никакого последующего возраста, однако самые главные из этих десяти лет именно первые 3 года жизни. Именно в раннем детстве происходят такие важнейшие этапы развития личности, как: начальная социализация, осознания себя личностью, и, более того, личностью уникальной, а также первые проявления своей уникальности.

Читайте так же:
Диагностика развития ребенка инвалида

Не стоит также забывать, что в основе любого индивидуального поведения лежит опыт, подчерпнутый из коллективного поведения. Л.С. Выготский [2] указывал, что любая высшая психическая активность проявляется в первую очередь как интерпсихическая категория, то есть форма коллективного взаимодействия и сотрудничества, а затем как интрапсихологическая категория, включающая в себя внутренний процесс поведения и личное поведения ребенка. Примером может послужить начало логического размышления у ребенка, которое не появится до тех пор, пока в детском коллективе не возникнет спор, речь становиться способом внутреннего мышления с тех пор, как начинает играть роль межличностного общения.

Любая высшая психическая функция имеет под собой социальные предпосылки в первую очередь, и лишь затем является плодом эволюционного развития. Это означает, что пока человек не начал трудиться, пока у него не возникла необходимость в коллективной

общественной жизни, у него также не возникало необходимости в высших формах интеллектуальной деятельности [2].

В раннем детстве происходит первое социально-психологическое гендерное различие. Для девочек в этом возрасте характерна речевая деятельность — коммуникативная, а у мальчиков — предметно-орудийная. Большинство девочек обладает более развитым социальным мышлением, то есть они намного более склонны к общению с окружающими; они обычно тактичнее, у них лучше развита интуиция, присутствует склонность к эмпатии. У мальчиков же, в связи со склонностью к предметно-орудийной деятельности присутствуют зачатки конструирования, намного сильнее развито абстрактное мышление.

Гендерные различия в поведении детей можно объяснить даже не сколько физиологическими и биологическими причинами, сколько культурными образцами и характером их социального общения. Однако различия в развитии между представителями мужского и женского пола на начальных этапах развития не столь сильно отличается; они проходят одни этапы; глобальные различия появляются позже.

В первые три года жизни психика ребенка проходит половину своего развития. У ребенка зарождается самосознание, появляется самооценка, развивается Я-концепция. Трехлетний ребенок интересуется практически всем, что с ним связанно, он усваивает свое имя, пол, начинает сильнее интересоваться людьми своего пола или, например, имеющими такое же имя. Он начинает понимать и предсказывать, какое поведение от него ждут другие, начинает подстраивать свое поведение под эти ожидания. Очень важно для ребенка признание со стороны окружающих, особенно родителей.

Борцов Ю.С.[1] в своей книге писал, что отличительная черта психики ребенка раннего возраста — объединение эмоционального и действенного отношения к миру. Кризис, появляющийся в этом возрасте,

протекает как кризис социальных отношений. Ребенок отделяется от близких взрослых, что связано со становлением его самосознания. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Появляющиеся в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» становятся осмысленными. Ребенок все чаще начинает говорить известную всем фразу «Я сам». Фраза «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и прекращение на некоторое время социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития проявляются в кризисный период жизни — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

В наблюдениях К.Н. Поливановой[3] девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев первый раз демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти погулять девочка впервые отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает действие «не хочу» или же по-другому — «не действие». Интересная особенность этого нового вида действий в том, что они происходят независимо от поведения взрослых, т.е. ребенок остается недоволен всегда. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, ребенку в возрасте трех лет становятся важным его достижения в какой либо деятельности и признание, оценка его успехов взрослым. Поэтому в этом возрасте очень важно уделять как можно больше вниманию ребенку, иначе он может замкнуться в себе, что приведет к образованию комплексов во взрослой жизни. При достаточном времени взрослого, проведенном с ребенком, критический период протекает приглушеннее. Дети все же могу в этот период, несмотря на должное уделение внимания, могут пытаться противопоставить себя взрослому, например: «почему родителю что-то можно, чего нельзя мне?». В этой ситуации необходимо проявить решительность и настоять на запрете, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны четко обозначить свою позицию.

У детей начинает формироваться воля, автономия, они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок начинает понимать различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может означать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Замечено, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, становясь взрослыми, чаще всего характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают все попытки самостоятельности.

Интересно также пронаблюдать увеличение словарного запаса ребенка в первые годы жизни. Если к полутора годам словарный состав ребенка составляет десять-пятнадцать слов, к двум — двести-триста, а к трем — уже девятьсот-тысячу. Именно в возрасте трех лет огромную роль в развитии ребенка приобретает игра. До трех лет игра — это манипулирование предметами. Так младенцы играют все свободное от еды и сна время. Таким образом, он знакомится с основными свойствами материи и предметов — цветом, звуком, формой, вкусом и т.д. После трех лет ребенок начинает брать на себя роль в игре. Это способствует преобразованию действий, и изменяют отношение ребенка к действительности.

Как писал Федосеенков А.В.[4] в своей статье, в современном мире игра является неким культом. Детям дошкольного возраста постоянно разрешается играть. Но так было далеко не всегда. В те времена, когда ребенок с ранних лет был включен в работу взрослых, игра была не нужна. Дети всегда играют в то, что им недоступно. В обществе, где дети трудятся вместе со взрослыми, игры не нужны, в этом обществе дети играют «в отдых».

Для мышления ребенка этого возраста характерен анимизм -стремление придать предметам и животным человеческие черты. Анимизм начинает понемногу исчезать с возрастом и в школе сменяется более рационалистическим взглядом на жизнь. Детям преддошкольного возраста очень важно не отказывать в объяснении всех непонятных им вещей и явлений. Отказ от объяснения вызывает ощущение запретности темы, необоснованные потаенные страхи и комплексы, ощущение собственной неполноценности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что период раннего детства — один из важнейших этапов онтогенеза, поскольку является основой для дальнейшего развития человека. В этом периоде наиболее важна коммуникация со сверстниками и родителями, свободный доступ ко всем неопасным для него сведениям, а также достаточное число игр и постоянная смена ролей в играх.

1. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). Ростов-на-Дону: «Феникс»,1996. — 544 с.

Читайте так же:
Карта развития ребенка бланк

2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. М.: Педагогика, 1984 — 302 с.

3. Поливанова К.Н. Специфика домашнего поведения детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. — С. 21-23

4. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону,1998 — 24 с.

5. Франсуаза Дольто. На стороне ребенка. М.: Рама Паблишинг, 2013 -720 с.

Возрастная физиология

Воспитательные и обучающие воздействия взрослых определя­ют развитие организма и личности ребенка, его познавательную деятельность и эмоционально-потребностную сферу. Присутствие матери имеет огромное значение для ребенка с момента рожде­ния. Важно все — ощущение тела матери, ее тепла, звук ее голо­са, биение сердца, запах; на основе этого формируется чувство ранней привязанности. Развитие ребенка в младенческом возрас­те, начиная с периода новорожденности, во многом определяет­ся созреванием сенсорных систем, обеспечивающих контакты ре­бенка и его взаимодействие с внешним миром. Недостаточность сенсорных контактов, интенсивно формирующихся в младенче­ском возрасте, приводит не только к недоразвитию сенсорных процессов, но и к нарушению нервно-психического статуса ре­бенка. Хорошо известен «синдром госпитализма», наблюдаемый у младенцев, лишенных общения с родителями, и прежде всего с матерью. В психологических исследованиях показано, что взаимо­действие ребенка с матерью на 1-м году жизни осуществляется в двух формах. В первом полугодии это ситуативно-личностное обще­ние, а со второго полугодия в течение всего раннего возраста — ситуативно-деловое. При ситуативно-личностном общении взаимо­отношения взрослого с ребенком определяются его индивидуаль­ной эмоциональностью. Тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка обеспечивает формирование положительных эмо­ций. Уже в первом полугодии большое значение имеет появление так называемого комплекса оживления, который проявляется в виде быстрых движений, учащения дыхания, гуления, улыбки.

В контексте материнско-детских отношений большую роль иг­рает эмоциональная сфера. Комплекс оживления возникает рань­ше и сильнее выражен в ответ на живые лица (прежде всего, лицо матери), чем на предметы. Его наличие стимулирует развитие ре­бенка. Отдельные детали лицевого изображения сначала заменяют собой образ, но довольно скоро, на 4—5-м месяце, начинают выделяться его наиболее типичные черты, дифференцируется вы­ражение. Формируется инвариантность восприятия лица: ребенок воспринимает недовольное, радостное, с измененной прической лицо матери именно как се лицо. Такая стабилизация восприятия создаст ощущение зашиты и комфорта. Окружающие люди начи­нают дифференцироваться по степени знакомства, а незнакомые лица могут вызывать неприятие, страх, иногда агрессию.

Преобладание позитивной или негативной реактивности мла­денцев первых месяцев жизни имеет важное прогностическое зна­чение для дальнейшего развития. Свойственная некоторым мла­денцам негативная реактивность (раздражительность, выражен­ная хаотическая двигательная активность, сопротивляемость ус­покоению, сильный крик, задержка гуления) приводит к преоб­ладанию отрицательной эмоциональной реактивности в 9 мес и соответственно к трудностям первичного сосредоточения, что от­рицательно сказывается на развитии, поведении и психике ре­бенка. В то же время степень выраженности комплекса оживления положительно коррелирует со способностью к вниманию и со­средоточению в 2—3 года. В этом же возрасте возникают трудности социализации при задержке появления положительных эмоций. Отсутствие взаимодействия ребенка со взрослым, нсвостребован-ность комплекса оживления (дети-сироты в домах ребенка) при­водит к его угасанию, что может исказить нормальное развитие (синдром госпитализма).

Взрослый знакомит ребенка с предметами окружающего мира, и это является основой ситуативно-делового общения. На основе комплексной сенсорной интеграции — зрительно-слухового и так­тильного ознакомления с предметом — в сознании ребенка фор­мируется его целостный образ (исходный компонент познаватель­ной деятельности, в том числе и развития речи).

Существенным в интеллектуальном развитии ребенка является взаимодействие сенсорной функции и моторики ребенка.

Особую роль играет развитие тонких движений рук, стимули­рующих не только предметно-действенную функцию, но и разви­тие речи. В младенческом и раннем детском возрасте реализуются две важнейшие речевые функции: номинативная, на основе ко­торой формируются вербальные символы предметов, и коммуни­кативная. Для развития этих функций необходимо взаимодействие ребенка со взрослыми. Под влиянием взрослого формируются ос­новные этапы коммуникативного взаимодействия.

В 3—4 мес, общаясь со взрослыми, ребенок учится улыбаться, поворачивать голову на звук человеческого голоса. В 6 мес ребе­нок, подражая взрослому, начинает издавать звуки, напоминаю­щие речь окружающих, содержащие элементы данной языковой среды — гуление переходит в жест. В 8 мес ребенок активно реаги­рует на речь взрослого и повторяет отдельные слоги. В 12 мес ребе­нок понимает речь взрослого, создаются условия регуляции его поведения.

( Социальные условия развития детей дошкольного возраста

; Взаимодействие со взрослым сохраняет свое значение на про-

I тяжений всего дошкольного возраста. Основным видом деятель-‘ ности дошкольника является игра. На ее основе формируется по-• требность в познавательной деятельности, развиваются сенсорные и моторные функции, речь и ее регулирующая и контролирую­щая функции. Уже с 3—4 лет игра должна быть не только пассив­ной, задаваемой инструкцией взрослого, но и активной, форми­рующей собственную программу деятельности, поддерживающей инициативу ребенка и способствующей возникновению элемен­тов произвольности. В такой игре непроизвольное внимание и не­произвольное запоминание начинают приобретать произвольный характер.

Особое значение дія развития дошкольника имеет изобрази­тельная деятельность, способствующая развитию сенсорных и мо­торных функций. Рисование, конструирование, лепка позволяют ребенку активно осваивать новые сенсорные свойства предметов, такие как цвет, форма, зрительно-пространственные соотноше­ния. В процессе таких занятий развиваются сложнокоординиро-ванные движения рук, зрительно-моторные координации. Осо­бенности развития эмоциональной сферы дошкольника таковы, что для него большое значение имеет положительная реакция взрослых на активность ребенка в процессе игровой деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника 3—4 лет неразрывно свя­зано с его игровой деятельностью.

На следующей ступени развития ребенка начинают выделяться новые познавательные задачи и соответственно формируются спе­циальные интеллектуальные действия, направленные на их реше­ние. Характерным выражением нового направления детской ак­тивности являются бесконечные «почему» дошкольника.

Развитие мышления тесно связано с развитием других познава­тельных процессов. Характеризуя общий ход интеллектуального развития ребенка, известный российский физиолог И.М.Сеченов писал: «. Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании. Это выте­кает уже из того, что все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира, а по­следние познаются преимущественно при посредстве органов зре­ния, осязания и слуха». И. М. Сеченов показал, как на основе эле­ментарных сенсорных процессов возникают сложные простран­ственные представления, как формируются понимание причинной зависимости, абстрактные понятия. Именно И.М.Сеченов выде­лил значение прелметной деятельности ребенка для формирова­ния его мышления.

Прогрессивному развитию функций ребенка в дошкольном возрасте способствуют специально организованные занятия, вклю­чающие элементы подготовки к письму, чтению, математике. Форма этих занятий должна быть игровой. Занятия должны отли­чаться новизной и привлекательностью и создавать положитель­ный эмоциональный настрой. Это имеет особенно важное значе­ние, так как именно эмоциональная память наиболее устойчива и эффективна в этом возрасте.

Занятия с ребенком — это не обучение его письму, чтению, математике, а комплексная система индивидуального развития. Для разработки такой системы необходимо знать уровень психофизио­логического развития ребенка. Важно помнить тезис Л. С. Выгот­ского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обу­чаться».

Читайте так же:
Развитие ребенка в 7 месяцев: питание, навыки и умения малыша

Развитие ребенка-дошкольника определяется не только обще­нием со взрослыми. У него возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты со сверстниками способствуют формированию осознания своего по­ложения в их среде и формированию личности ребенка.

Биологическое и социальное развитие ребенка в дошкольном возрасте определяет его готовность к обучению в школе, от кото­рой зависит успешность и эффективность адаптации. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зре­лость) — это тот уровень морфофизиологического и психофизио­логического развития, при котором требования систематического обучения нс являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадап­тации, снижению успешности обучения.

Факторы, определяющие готовность детей к обучению в шко­ле, следующие:

Зрительно-пространственное восприятие: дети способны разли­чать пространственное расположение фигур, деталей в простран­стве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т.н.); различать и выделять простые гео­метрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочета­ния фигур; способны к классификации фигур по форме, величи­не; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструк­ции) из деталей.

Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать про­стые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, циф­ры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

Слухо-моторные координации: дети могут различать и воспроиз­водить несложный ритмический рисунок; способны выполнять пол музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техни­ки всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точ­ным ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей; осваивают и правильно реализуют сложнокоординирован-ные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велоси­педе и т.п.; выполняют сложнокоординированные гимнастиче­ские упражнения; осуществляют координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполня­ют простые графические движения (вертикальные, горизонталь­ные линии, овалы, круги и т.п.); способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Интеллектуальное развитие проявляется в способности к сис­тематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познавательной мотивации. Дети наблюдательны, за­дают много вопросов; имеют элементарный запас сведений и зна­ний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания. Возможно произвольное внимание, одна­ко устойчивость его еще невелика (10—15 мин) и зависит от внеш­них условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1—2); преобладает непроиз­вольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети умеют принять и самостоятельно поставить мне-мическую задачу и проконтролировать се выполнение при запо­минании как наглядного, так и словесного материала; значитель­но легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуж­дения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако нс способны быстро и часто переключать внимание с одного объек­та, вила деятельности и т.п. на другой.

Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции повеле­ния (на основе внутренних побуждений и установленных правил); способность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

Организация деятельности проявляется в способности воспри­нимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; возможности планиро­вать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; способности сосре­доточенно, без отвлечений работать по инструкции 10—15 мин. Дети могут оценить в общем качество своей работы, но диффе­ренцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить ошибки и корректировать работу по ходу дела.

Речевое развитие проявляется в правильном произношении всех звуков родного языка; способности к простейшему звуковому ана­лизу слов; в хорошем словарном запасе (3,5—7 тыс. слов); грам­матически правильном построении предложения; умении само­стоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном общении со взрослыми и сверстниками (от­вечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль). Дети способны передавать интонацией различные чувства, речь их богата интонационно; они способны использовать все союзы и при­ставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интересы; установление и сохранение положительных взаимоот­ношений со взрослыми и сверстниками; мотивы личных достиже­ний, признания, самоутверждения.

Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способ­ны осознавать свое положение в системе отношений со взрослы­ми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрос­лых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; их самооценка в разных видах деятельности мо­жет существенно отличаться; они не способны к адекватной са­мооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрос­лых (педагога, воспитателя, родителей).

Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрос­лыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация нс только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способ­ность управлять своим поведением (дети знают границы дозво­ленного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли рас­ширить эти границы); стремление быть хорошими, первыми, силь­ное огорчение при неудаче; чуткое реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.

Совокупность этих факторов — основное условие успешной адаптации к школе.

Онтогенез раннего психомоторного развития детей

Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами. Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.

Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.

Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:

1) младенческий — от рождения до года;

2) преддошкольный — от 1 года до 3 лет.

Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.

1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.

Читайте так же:
Методы и приемы для развития памяти ребенка

К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:

Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.

Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.

К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.

Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.

Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.

В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.

Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.

Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.

2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, к началу третьего года жизни их число возрастает и достигает к концу третьего года 1000 — 1500 слов. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование — обособление себя от окружающих, что имеет огромное значение для личностного развития ребенка.

Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.

Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.

По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.

Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.

Список использованных источников

1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.

2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию